Козырная карта ЦНИИТУ

Наверное, никто и не вспомнит период, когда в Беларуси появились телефонные карты. По моим прикидкам, с того времени прошло уже лет десять. Не сыскать теперь и первых образцов, поступивших тогда в розничную продажу. Разумеется, они были не слишком совершенными, и народные умельцы быстро нашли способ обходить их защиту.

Сегодняшние карты невозможно сравнить с теми, первыми. И критерии качества ныне другие, и технологии неизмеримо сложнее. Отечественные производители постоянно обновляют линейку своих изделий, снабжают их все большим количеством степеней защиты и уже замахиваются на производство банковских карт. Впрочем, лучше меня об этом расскажет сегодняшний гость "КВ" Дмитрий Вечер, заместитель директора Центрального научно-исследовательского института техники управления. Именно это предприятие много лет подряд производит телефонные карты, а теперь и не только их.

- Производство карт в ЦНИИТУ развернулось в 1998 году, когда была организована лаборатория по развитию этого направления. Тогда эту продукцию для "Белтелекома" делал "Интеграл", и карты обладали целым рядом недостатков. В первую очередь, это касалось защиты. Высокий уровень компьютерной грамотности в Минске, по отношению даже к другим регионам Беларуси, да и России тоже, привел к тому, что наши студенты научились подделывать карты первого поколения. Чтобы защититься от этого, понадобилась другая конструкция микросхемы. В ЦНИИТУ было организовано изготовление первых двух сотен карт с новым кристаллом. Они прошли опробование, получили положительное заключение и в двухтысячном году были внедрены в производство. Всего на нынешний год, с учетом того, сколько карт произведено на "Интеграле" и сколько сделали мы, в республике выпущено уже более 25 миллионов телефонных карт. Получается по две с половиной карты на человека - цифра впечатляющая, можно даже говорить о своеобразном юбилее.

-Расскажите о технологиях, используемых в производстве?

- Чипы мы покупаем в Зеленограде, там их делает ОАО "Ангстрем". Ранее оно было частью комплекса электронной промышленности бывшего Советского Союза. Там разработана технология и создан защищенный кристалл. Микросхемы к нам поступают в бескорпусном варианте - специалисты поймут, что это значит. Мы их собираем на печатные платы и получаем чипы, готовые к монтажу на карточки.

Для изготовления карт применяются специальные виды пластика, которые выдерживают тысячу перегибов в разных направлениях, это нужно, чтобы в кармане карточка не ломалась. Пластик АБС в гранулах для производства пластин тоже покупаем. Потом сами отливаем основу карт, толщина которой 0,8 миллиметра (их, кстати, не так просто изготовить). Затем готовые пластины по специальной технологии окрашиваются с двух сторон.

На них устанавливается карточный модуль - микросхема, о которой мы с вами говорили. После этого карточка персонализируется, туда записывается вся необходимая рабочая информация, включая уникальный электронный номер, единственный для каждой выпущенной карты. Это часть защиты. Если в системе функционируют две карточки с одним и тем же номером, одна из них поддельная. После персонализации на карту с помощью лазера наносится графический номер, она упаковывается в пакет и поступает в продажу. Пакет, кстати, является гарантией того, что карточкой никто не пользовался. Если вам продали карту со вскрытым пакетом, вы вправе ее не покупать.

Сегодня на подходе новые варианты телефонных карт, ведь требования к ним постоянно ужесточаются, с точки зрения того же министерства финансов, например. Теперь они должны иметь еще более защищенный от подделки дизайн. Для этого на карты как на деньги наносится еще и дополнительный защитный рисунок.

Есть на них и скрытое изображение, увидеть которое можно лишь при помощи специальной пластинки - фильтра. Карты с новыми вариантами дизайна поступят в продажу всего через пару месяцев. Впрочем, мы делаем не только телефонные карты, но и бесконтактные электронные пропуска, например.

Нынешний технологический уровень - далеко не предельный для нашего производства, сегодня в обиходе появляются новые типы карт, более совершенных и защищенных от подделки. Мы стараемся не отставать и двигаемся дальше по пути совершенствования увеличения номенклатуры карт, их технических характеристик.

- Насколько я знаю, в планах предприятия производство банковских карт... Это обычные магнитные?

- Магнитных мы принципиально не делаем. Этому мешает ряд производственных трудностей для организации подобного производства. К тому же, магнитные карты - это уже вчерашний день, технологии уже лет двадцать, наверное, и подобный способ записи и считывания информации уже устарел. За долгие годы существования магнитных карт их научились подделывать.

У нас фальшивки пока не получили распространения за счет того, что банковских карт пока, в принципе, немного. Так было и на Западе, пока деньги на картах были небольшие, их никто не фабриковал. А сейчас, когда на них кладут солидные средства, официальная статистика утверждает, что подделок в обращении не меньше трех процентов. Три процента от объема товарооборота - это совсем не мало. Поэтому без специальной операции, включающей проверку подлинности магнитной карты, снять с нее более пятисот долларов можно далеко не везде (мошенники, кстати, хорошо это знают и снимают при помощи поддельных карт не более 499 с половиной долларов). Поэтому западные производители банковских карт сейчас переходят на чипы. То же самое, рано или поздно, произойдет и на постсовестком пространстве.

Есть у магнитной карты и множество других недостатков. Например, она работает только в режиме он-лайн, на связи с банком. Банковские карты нового образца сейчас широко входят в обращение и на постсоветском пространстве. Они прекрасно работают в банкоматах, в режиме он-лайн, но могут использоваться офлайн, будучи неподключенными к банковской связи. Через банкомат на микросхему заносится определенная сумма денег, которая сохраняется в энергонезависимой памяти. После этого карту можно использовать для оплаты покупок в магазинах, имеющих соответствующее приемное оборудование. Естественно, процесс расчета при этом ускоряется. При необходимости деньги, занесенные в чип, можно получить в банке. Ваши деньги будто бы в кошельке. Только где-то в транспорте вытащить их у вас не смогут, ведь для того, чтобы воспользоваться картой, нужно знать, как минимум, четырехзначный пин-код. А если его не подобрать, карта, разумеется, будет заблокирована.

С точки зрения банковских технологий, использование карт упрощает саму инфраструктуру расчетов. Постоянная связь с банком уже не нужна. Мы сделали для России небольшую партию таких карт, на базе российского же банковского кристалла. Сейчас пытаемся решить вопрос о начале производства их для родной Беларуси. И, я думаю, месяцев через девять первые карты для отечественной системы "Белкарт" войдут в обращение. Сфера их применения со временем увеличится за счет расширения терминального оборудования в пунктах продажи, торговли и сервиса.

Электронная система значительно удобнее и для торговых организаций. Работа с наличной валютой для них сегодня - сущее наказание. Прежде чем деньги попадут на счет, нужно сдать их кассиру, перевезти в банк, и, в лучшем случае, они лягут на счет в течение следующего дня. А в худшем и позже. Когда же работа ведется с безналичным перечислением, то в банк идут только платежки, электронные деньги приходят на счет в течение дня. Да и население хранит деньги не в чулках, а в банке.

- Каковы рабочие параметры "карточных" микросхем? Насколько совершенны те, которые будут применяться в новых образцах карт?

- Все просто - внутри микросхема с энергонезависимой памятью. Правда, если банковские карты перезаписываемые, то в телефонных такая возможность не предусмотрена. Они стали бы чересчур дорогими. И те, и другие карты в состоянии хранить информацию не менее десяти лет.

- Теоретически, если есть банковская карта и специальное компьютерное оборудование, ее можно подделать?

- Это невозможно, по крайней мере, при помощи только компьютера. Нужно украсть еще и всю систему правил, по которым делаются и программируются карты. А целиком ее не найти. Можно отыскать только отдельные фрагменты, которыми владеют производители чипов, пластин, программисты или банковские специалисты. Ответственность, как и информация, распределена между ними, на каждом предприятии или в учреждении известна лишь своя часть работы. Для того, чтобы украсть все, нужно договориться, по крайней мере, с пятью ответственными лицами различных структур. Но достать куски мало, надо еще разобраться с тем, как они взаимодействуют. Теоретически, конечно, вероятность создания поддельных банковских карт существует, но она так же мала, как, допустим, возможность наладить производство высококачественных фальшивых купюр.

Кроме того, технологии производства и программирования карт постоянно совершенствуются, и угнаться за ними не так просто.

- В перспективе можно ожидать усовершенствования карт, создаваемых в ЦНИИТУ?

- Да, карты станут тоньше, чипы будут мощнее. Сейчас стандартная толщина чипов 0,6 миллиметра, но скоро они станут много тоньше. А перед производителями стоит задача в ближайшие годы снизить толщину карт до 0,32 или 0,3 миллиметра. Впрочем, уже анонсирована микросхема толщиной 50 микрон, с учетом корпуса, толщина карты может быть при этом всего 0, 15 мм. Сегодня появились и бесконтактные банковские карты, которые не требуется вставлять в банкомат или картридер, а нужно всего лишь поднести к приемному устройству.

Расширится и сфера применения карт. К примеру, грядет эпоха электронных паспортов. Во многих государствах уже существуют карты, на которых записаны не только общие данные, но и фотография, отпечатки пальцев владельца и т.д. Вполне возможно, что вскоре подобные чипы придут и к нам, ведь белорусский паспорт защищен пока только полиграфическими средствами. В перспективе микросхема будет вклеиваться в обложку паспорта или в отдельный лист. Разумеется, такое усовершенствование потребует очередной смены паспортов. Со временем карточки с чипами заменят и водительские права, и студенческие билеты, и многие другие документы.

- Быть может, со временем появится карта, которая совместит в себе все - кошелек, паспорт, права?

- Периодически производители объявляют о создании таких суперкарт. Но, чаще всего, это ничем не подкрепленный рекламный трюк для привлечения клиентов. Судите сами: фотография занимает 18 килобайт, два отпечатка пальцев - 36, роговица глаза - 18. А новые банковские карты снабжаются 32 килобайтами памяти. Для хранения всей этой информации требуется кристалл со 128 килобайтами! Это дорогое удовольствие для производителя и крайне невыгодное потребителю, ведь потеря такой карты будет равносильна катастрофе. Поэтому разумный компромисс между объемом памяти карты и степенью ее универсальности необходим и неизбежен.

- А не приведет ли внедрение карт к тотальному контролю за людьми?

- Напротив! Объем информации возрастет настолько, что появятся проблемы ее переработки. Для того, чтобы выявить доходы конкретного человека, потребуется узнать, сколько у него карт, где они ходят и т.д. А ведь чипы обезличены, портретов на них нет. Можно получить карту в одном банке, потом перейти на обслуживание в другой, третий, а после и вовсе открыть счет где-нибудь в Москве. Сама скорость проведения операций затрудняет отслеживание того или иного счета.

- Почему, несмотря на все положительные стороны, внедрение карт идет пока медленно?

- В первую очередь, это связано с нехваткой средств. Повсеместное внедрение электронных расчетов обойдется очень дорого. Немногим меньше будет стоить и периодическое обновление карточных систем. Кроме того, пользование картами требует от общества определенного уровня культуры, знания технологий.

Эдуард ТРОШИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

38 за 2004 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!