KChess Elite 4 и немного о шахматах

"Лошадью ходи, лошадью..."

Из к/ф "Джентльмены удачи"

Отправной точкой в истории шахмат считается 4-5 век н.э., а именно - возникновение игры чатуранга. Она имеет весьма отдаленное отношение к современным правилам. Например, на поле размером 8х8 сражались сразу четыре соперника. Для каждого игрока было предусмотрено по четыре фигуры (ладья, король, слон и конь) и четыре пешки, упорядоченно расставленные по углам доски. Задачей чатуранги было полное уничтожение соперников, а вовсе и не мат, причем каждый ход делался в зависимости от показаний игральной кости. Например, если выпадает 2, то ходит ладья, 3 - конь, 4 - слон и так далее.

Чатуранга, по существу, являлась ультрасовременной на то время военной стратегической игрой (не менее увлекательной, чем для наших современников Starcraft или Warcraft). Она распространилась на страны Ближнего Востока и начала претерпевать некоторые изменения. Основные из них произошли в арабском варианте, именуемом "шатранж". Во-первых, была добавлена новая фигура - ферзь, во-вторых, принята новая расстановка. Как понятно, игроков стало двое вместо четырех, но правила шатранжа все еще отличались от современных шахматных. Например, не было рокировки, а слон мог ходить только на три поля и прыгать через фигуры как конь. В других странах появились свои варианты шахмат: в Персии - шатранг, в Японии - шоги, в Монголии - шатар, в Китае - цюнь ки, в Корее - тьян-кеун, в Армении - тама.

В IX-X веках нашей эры арабами была завоевана Испания и Сицилия, и шатранж получил распространение в Европе. К этому времени был разработан практически окончательный вариант правил, где все фигуры ходят, как и современные, а игра приобрела новое название - "табии" (автор нововведений - великий теоретик шатранжа Абдулфарадж Ладжладж).

Говоря о разновидностях шахмат того времени, интересно упомянуть об экспериментах с количеством фигур и размерами доски. Так, в Индии были разработаны так называемые "великие шахматы" с доской 12х12, где каждый игрок имел 12 пешек и 12 фигур, в число которых входили жирафы, единороги, крокодилы и т.п. Известный завоеватель того времени Тамерлан, будучи страстным любителем шахматной игры, считал, что стандартного поля 8х8 и обыкновенного набора фигур недостаточно. Он изобрел "образцовые шахматы" с доской 11х10, где было одиннадцать видов фигур, таких, как генерал, рыцарь, верблюд и т.п., расположенных в три ряда. Вообще, и в современном мире существуют различные вариации на шахматную тему. Например, Хосе-Рауль Капабланка предложил доску 16х12 с двумя наборами стандартных фигур. Пешка могла ходить сразу на четыре клетки вперед и т.д. Матчи в такие макси-шахматы затягивались на десятки часов, количество ходов превышало сотню, а победа засчитывалась при условии мата одному из королей. Думается, что от этого варианта отказались, потому что надоело тратить так много времени.

Также сейчас распространены в качестве головоломок цилиндрические, многоярусные (многоэтажные), шахматы с использованием сразу нескольких досок. Бывают шестиугольные доски со стороной в 6 полей. В общем и целом, люди, обремененные математическим мышлением, склонны к постоянному усложнению задач. Как тут не вспомнить вопрос из теле-викторины: "Что пытался сделать Эйлер, когда высчитывал сумму всех чисел от 1 до 20, возведенных с первой по шестую степень?". Ответ, конечно, поразителен: "Уснуть". То есть, нормальный человек считает на ночь баранов от 1 до 100, а великий ум вычисляет что-то типа того.

Вообще, шахматы всегда занимали умы сильных мира сего. Например, Петр I всегда брал их с собой в поездки вместе с... двумя игроками-соперниками. Хотя, в современном мире ему было бы достаточно взять с собой ноутбук.:)


Шахматное ПО

Вот так плавно мы перешли к основной теме этого материала. На самом деле шахматного ПО не так много, как может показаться на первый взгляд. Да, игра очень популярна в народе, но ее программирование должно предусматривать разработку и реализацию компьютерного интеллекта. Речь в данном случае идет о ПО, благодаря которому человек может сражаться с компьютером. Реализация компьютерного интеллекта - это очень не простая задача, поэтому лучшие разработки создаются в течение 5-10 лет.

Нишу самой распространенной профессиональной программы на рынке сейчас занимает Ubisoft Chessmaster 7000, 8000, 9000 (www.chessmaster.com). Она отличается хорошей графикой с возможным переключением в трехмерный режим, "детской комнатой" для обучения, наличием базы данных с огромным количеством игр, режимом соревнований (150 оппонентов), различными уровнями сложности и так далее. Как вы понимаете, эта программа предназначена для сопровождения вас по всей жизни. Начиная с "детской комнаты" (не милиции), за короткий отрезок времени, отведенный вам Богом или природой, вашей задачей является стать достойным соперником Гарри Каспарову. На данном этапе Chessmaster 9000 выпускается и с русскоязычным интерфейсом. Инсталяционный пакет занимает один или несколько CD либо один DVD. В августе 2004 вышла версия Chessmaster 10th (10.000), в которой шахматы уже представляют яркое анимированное захватывающее зрелище.

На сайтах типа Download.com или Freeware.ru можно найти менее объемные и более простые в плане интерфейса варианты. Мне, например, очень понравилась freeware-разработка И.П. Василенко из Алма-Аты, написанная еще в 1998 году на Delphi 3 и именуемая "Шахматы" (по-английски - "Chess"). Найдена на Freeware.ru (ftp://ftp.ware.ru/win/mycomputer/games/chess.zip). На новых ОС запускается без особых проблем. Может рекомендоваться как качественная замена "пасьянсам", "саперам", "линиям" и "эротическим пятнашкам". Заложенный интеллект - среднего уровня, доставит много неприятностей начинающим и допускает много ляпов при игре с профессионалами. Самое примечательное, что в любую погоду, днем или ночью на стандартное "e2-e4" этот разум ответит "d7-d5".

Нечто среднее между двумя названными программами представляет условно бесплатная ARK ANGELS KChess Elite 4 (www.arkangles.com), разработанная Робом МакДоннелом (Rob McDonell) в период с 1992 по 2003 гг., которую мы рассмотрим более внимательно.


Рабочий интерфейс и настройки KChess Elite 4

Интерфейс программы подкупает своей информативностью. Во-первых, он мультиязычный, и в нем осуществлена поддержка русского (перевел Илья Князев) и белорусского (!) (перевел Сергей Сахвон) языков. Во-вторых, в программе выдается множество полезной информации, выраженной в оценке позиций обеих сторон, вычисления общего количества полей, находящихся под нападением, и числа вариантов продолжения игры.

Эта программа меня подкупила тем, что, занимая не так много дискового пространства (около 7 Мб), она выполняет одновременно функции равноценного партнера и учителя. В рамках KChess Elite предусмотрено 34 уровня сложности (от -10 до 23), разбивая тем самым интеллектуальные зоны на уровни "новичка", "среднего" и "эксперта". Данные уровни выражены в глубине поиска или, другими словами, увеличении/уменьшении числа расчетов возможных комбинаций, по результатам которых выбирается лучший ход.

В целях обучения можно воспользоваться подсказкой, и компьютер тогда рассчитает выгодный ход и для вас. Хотя это не очень удобный вариант, поскольку при игре в режиме, когда компьютер играет сам с собой, победа может оказаться или у черных, или у белых, ничья - как частный вариант. То есть, подсказать-то он может...

В остальном, все настраиваемо-перенастраиваемо: размер, текстура и цвет клеток доски, внешний вид фигур, их размеры, расположение элементов интерфейса, формат записей ходов, самостоятельная расстановка фигур и т.п.

Отдельно хочется отметить, что партию можно начать не только стандартно, но и использовать базу дебютов программы, включающую наиболее известные классические варианты.


Мои апгрейды...

Единственное, что не русифицировано в KChess Elite, так это звук. Программа подразумевает аудиосопровождение всех процессов, но в стандартном варианте предлагает голоса американские и английские. KChess Elite я установил прежде всего для своей дочери, которая только начинает обучаться игре, и, конечно, русский язык в звуке не помешал бы. Занимаясь профессиональным озвучиванием компьютерных игр, я решил не упасть лицом в грязь перед глазами родственников и открыл папку Voices в директории программы. И что же там обнаружил? Набор из коротких wav-файлов. В принципе построения звукового сопровождения к программе применен простейший речеэлементный вокодер. Другими словами, фразы формируются из коротких звуковых фрагментов, записанных в отдельных файлах. Например, "A.wav", "B.wav", "С.wav"... "1.wav", "2.wav", "3.wav"... Фраза "а-четыре" будет состоять из последовательного воспроизведения файлов "A.wav" и "4.wav". Таким образом, можно перевести и перезаписать все файлы, что и было сделано.

В результате получился изумительный вариант, когда ребенок слышит в игре озвучку голосом папы или мамы. Это можете сделать и вы сами, достаточно использовать простейший звуковой редактор и самый обычный микрофон, главное в данном процессе - сохранить англоязычные названия файлов и не забывать о характеристиках (8 бит/22,050 КГц).

Правда, потом было место и смешному - мой ребенок быстро нашелся, поставил игру на автомат "сам с собой" и начал принимать ставки на выигрыш папы или мамы... Но это уже издержки...


Тесты

Для тестирования интеллекта KChess Elite я использовал около 50 шахматных задач разного уровня сложности, взятых из газет и специализированных книг. Программа решила все без особых проблем, правда, на низких уровнях (от -10 до 0) могла допустить некоторые "ляпы".


Общие впечатления

Легкая, настраиваемая, удобная... с хорошим интеллектом. Да, выглядит как описание идеальной женщины. В общем, рекомендую скачать и попробовать самим. Первые 30 дней после инсталляции программа работает бесплатно. Да... выглядит как описание будущей жены. :) В общем, программа хорошая и настроение соответствующее.

Кристофер,
www.ihihoh.com

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

35 за 2004 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!