Анализ рынка звукового ПО
Если посмотреть на ситуацию рынка звукового программного обеспечения, то события последних нескольких лет вызывают спорные ощущения, главное из которых - в профессиональном ПО очевиден застой. Чтобы не быть голословными, давайте проанализируем результаты сделок последнего периода.
- Sony Pictures Digital выкупила профессиональную звуковую продукцию Sonic Foundry. В результате звуковой редактор Sound Forge уже более года находится на стадии версии 7.0, хотя там есть еще что доделывать. Vegas 5.0, появившийся буквально перед сделкой, не видоизменился, правда, сейчас к нему в комплект добавили дополнительную программу DVD Architect, название которой говорит само за себя. Программа для ремиксинга/ди-джеинга ACID более года находится в неизменном виде, в стадии версии 4.0.
- Adobe приобрела продукт Sintrillium Software Cool Edit Pro и назвала его Audition (1.0), заменив только заставки и логотипы. Чуть погодя выпущена версия 1.5, где была расширена поддержка видео и реализована интеграция с Adobe Premiere.
- Pinnacle приобрела Steinberg со всей ее программной продукцией, в результате чего флагманские программы Cubase и Nuendo позволили себе несколько несущественных апдейтов, а звуковой редактор WaveLab вышел с поддержкой видео, многоканального звука и DVD-приводов.
- Apple приобрела компанию Emagic, основным продуктом которой являлся мультитрековый аудио/MIDI редактор Logic. Данная сделка отличается от других своим радикальным подходом. Сразу же в момент ее свершения было заявлено, что выпуска новых версий Logic для РС-совместимых не будет. То есть, Apple сознательно пошли на то, чтобы отказаться от части рынка пользователей. На зимней выставке NAMM 2004 был анонсирован Apple Logic 6, который теперь вырос до уровня профессиональной аудио/видео/MIDI-системы. Если смотреть на платформу Apple Macintosh, то Logic нужно конкурировать с Pro Tools, Nuendo и Cubase. Все программы являются профессиональными. Интерфейс Logic имеет только одно преимущество - его хозяин Apple играет на своем поле.
Таким образом, получилось, что все лучшие программы последних лет либо остановились в своем развитии, либо стали частью видеокомплексов с поддержкой DVD. Корпорациям, занимающимся выпуском компьютерного видеооборудования и ПО, такие грандиозные покупки оказались выгодными - ведь лучше приобретать фирмы с готовыми решениями целиком, нежели открывать и развивать собственные звуковые подразделения.
У сложившегося застоя в профессиональном ПО есть и еще одна существенная причина - оно давно ускакало вперед рынка аппаратных средств. Например, только один плагин Waves IR-1 (DX, VST, RTAS), работающий со сверточными функциями реверберации, имеет минимальные требования Pentium-4, 512 Мб RAM. Многие программы работают с техническими характеристиками звука 64 бита/192 КГц. А разработчики аппаратного обеспечения вместо того, чтобы обеспечить этому полноценную поддержку, увлеклись выпуском USB/Firewire-интерфейсов с более низкими параметрами, уделяя при этом больше внимания внешнему исполнению и рекламе, нежели рабочим характеристикам.
Причем в последнее время все чаще стали появляться мощные программы со сверточными функциями, физическим и математическим моделированием процессов либо инструментов. Например, сейчас раскручивается эмулятор человеческого вокала Yamaha Vocaloid и т.п. Лишь немногие производители "железа" понимают существующую проблему нехватки вычислительных мощностей и встраивают в свои интерфейсы дополнительные DSP-процессоры, которые позволяют перенести нагрузку с центрального процессора на свои плечи.
Производители ПО также стали решать проблему самостоятельно, и сейчас очень модными решениями являются студии, базирующиеся на локальных сетях. То есть, вся рабочая нагрузка распределяется в рамках сети по нескольким компьютерам. Это доставляет множество неудобств, но вместе с тем прибавляет в вычислительных мощностях.
И третье, о чем стоит упомянуть в данном небольшом анализе - это цены и рынки. Современные средства разработки, а также появление множества профессиональной документации по программированию DSP позволяют создать звуковые программы уровня Pro в рамках небольших команд разработчиков. Не могло не вызвать удивления возникновение freeware-программы Kristal Audio Engine (www.kristal.org). По существу и внешнему исполнению, это облегченная версия Cubase с поддержкой современных характеристик и VST-плагинов. На сегодняшний момент можно сказать о тенденции формирования нового пласта разработчиков звуковых программ. Они представляют современные решения по гораздо более низким ценам. Ситуация складывается довольно интересно и напоминает перелом на рынке ПО в конце 90-х, когда программы для РС-совместимых были дешевле и многофунциональнее, чем для Apple Mac. Цены на обеих платформах тогда различались чуть ли не на порядок. В результате сложилась ситуация, что платформа РС служила для откатки технологий и распространения их в массы, а на Мас можно было зарабатывать неплохие деньги. Теперь ситуация выровнялась, и цены на программы для обеих платформ одинаковы. Но революция состоит в другом - эти цены стали высокими для пользователей РС. Поэтому второй пласт разработчиков должен их снизить, что вскоре должно отразиться на Мас-платформе, и общие цены на ПО снова упадут. Данный цикл может придти к логическому завершению в течение ближайших трех лет. И, конечно, палки в колеса будут вставлять существующие запатентованные технологии и стандарты, но может появиться и что-то новое.
Кристофер,
www.ihihoh.com
Горячие темы