Хотелось бы коснуться такого момента оптимизации, как подбор семантического ядра. Зачем это делать и действительно ли столь важно? Без сомнения, да. Сначала давайте разберемся с этим термином. Как он появился, ведь в английском языке, откуда, как известно, приходит вся компьютерная терминология, существует только термин "keyword list", в русском же появилась какая-то дополнительная лингвистическая коннотация (дополнительное значение).
Итак, первоначально термин "ядро запросов" приписывают Игорю Ашманову как термин, обозначающий совокупность "вопросов" поисковым машинам, на которые данная страница отвечает. Потом термин стал употребляться шире - для обозначения всей совокупности запросов, по которым находится тот или иной сайт. Так, заговорили о "семантическом ядре". Именно оно и находится в центре всего процесса поисковой оптимизации и именно с него начинается техническая часть работ по переработке страниц сайта.
Итак, как же составить семантическое ядро правильно - так, чтобы терялась как можно меньшая часть посетителей? Без сомнения, я не собираюсь изобретать здесь велосипед, существует масса статей по данному предмету, я лишь попробую рассмотреть отдельные, продуктивные (на мой взгляд) приемы.
Какие же существуют инструменты для подбора семантического ядра? Наверное, лучшим сервисом для русскоязычных сайтов является услуга Яndex Direct. Он дает информацию по словам, которые чаще всего ищутся с заданным вам словом, дает статистику запросов того или иного слова - то есть вся необходимая информация для того, чтобы составить себе список слов, которые принесут больше всего целевых посетителей. Конечно, инструмент не был создан специально для оптимизаторов, ведь позиция нетерпимости "Яндекса" по отношению к оптимизаторам широко известна, это утилита для контекстной рекламы, но оптимизаторы нашли в нем просто-таки незаменимого помощника. Среди других подобных "невольных" помощников-оптимизаторов можно упомянуть "Рамблеровские Ассоциации", "Статистику по поисковым запросам на Mail.RU", англоязычные Overture, WordTracker, которые, кстати, неплохо работают с кирилличными кодировками, вот только уступают русским сервисам ввиду недостаточности русскоязычной статистики. Я рекомендую опираться на "Яндексовский Директ" и "Рамблер". Программа Page Promoter от компании NetPromoter автоматически вытягивает списки ключевых слов из нескольких сервисов и значительно упрощает эту работу.
Вот ссылки на некоторые из них:
adstat.rambler.ru/cgi-bin/wrds_stat.pl
stat.go.mail.ru/cgi-bin/stat.cgi
Итак, начнем. Допустим, вы собираетесь "с нуля" создавать сайт, занимающийся продажей, скажем, автомобилей. Посмотрим, что нам выдаст "Яндекс Директ" по запросу "автомобили" (цифры обозначают количество запросов на "Яндексе" за месяц):
автомобили - 35500, продажа автомобилей - 18025, подержанные автомобили - 6021, японские автомобили - 5244, автомобили в кредит - 4837, продажа подержанных автомобилей - 4122, тюнинг автомобилей - 3841, прокат автомобилей - 3819, автомобили из германии - 3349, автомобили и цены - 3000, автомобили ваз - 2494.
Что еще искали люди по запросу "автомобили": Показов в месяц: авто - 29859, машины - 12549, куплю авто - 477, продам авто - 1299, продажа авто - 9094, продажа подержанных автомобилей - 4122, продажа автомобилей - 18025, автомашины - 919, купить автомашину - 42, покупка автомашины - 93
Здесь приведен сокращенный список, но даже из него можно выудить достаточно нужной информации. Методом простого отбора (не машинного и даже не естественного - и здесь необходима голова человека) отфильтровываем ненужные. У меня получился следующий список:
- автомобили
- продажа автомобилей
- автомобили в кредит
- автомобили и цены
- продажа авто
Можно еще более расширить этот список слов методом "мозгового штурма" или используя словарь-тезаурус, то есть обычный словарь синонимов - на ваше усмотрение. При подборе помните, что для каждой страницы и желательно для каждого раздела сайта должен быть составлен свой набор слов, при этом для оптимизации каждой страницы следует выбирать 1-2 слова, в крайнем случае, три.
Словосочетания являются более эффективным инструментом, чем отдельные поисковые слова. Некоторые оптимизаторы делают ошибку, ставя ударение на отдельное слово и стремясь получить по нему высокий рейтинг. На данный момент это очень сложно, поскольку конкуренция по одиночным словам очень высока. Попытка вывести сайт по какому-либо одиночному высококонкурентному слову иногда граничит с авантюрой - ведь надо тонко балансировать на грани спама. По комбинациям же слов ситуация следующая: например, фраза "продажа автомобилей" хотя и ищется в два раза реже, чем слово "автомобили", дает в результатах в восемь(!) раз меньше сайтов. Сравните:
Запрос "автомобили": Результат поиска: страниц - 9811668, сайтов - не менее 18691
Запрос "продажа автомобилей": Результат поиска: страниц - 478742, сайтов - не менее 2297
Можно быть уверенным, что оптимизация страницы под словосочетание "продажа автомобилей" даст трафика намного больше, чем под одиночное слово.
В данной статье слово "автомобили" встречается тринадцать раз, а если редактор не изменил заголовка, то четырнадцать, что составляет приблизительно 1.67% от общего текста - вы легко можете убедиться в этом, проанализировав ее тем же Page Promoter`ом. К сожалению, этого недостаточно для того, чтобы достичь высоких позиций на каком-либо из поисковиков. Если бы мне удалось достичь соотношения в шесть процентов, статья об оптимизации пробилась бы в стройные автомобильные ряды на "Яндексе", естественно, при условии высокого индекса цитирования издания. Но пришлось бы пожертвовать читабельностью статьи - слишком заметным было бы вкрапление чужеродного материала. Тем не менее, несмотря на явное нарушение стилистики текста, многие веб-ресурсы используют и такую оптимизацию, где текст сильно перенасыщен ключевыми словами.
Дмитрий Станс, специалист по оптимизации текстового наполнения сайтов под поисковые системы - SEO копирайту, признает важным решение такой проблемы, как поиск оптимального баланса между логичностью, гармонией текста и плотностью ключевых слов. В одной из своих научно-исследовательских работ, посвященных психологии потребительского рынка, он пишет: "Оптимизация текстового содержания сайта подразумевает не одно только наполнение ключевыми словами из семантического ядра, составленного с учетом характерной лексики Ваших потребителей. Необходимо видеть разницу между оптимизированным сайтом и сайтом, приносящим безусловную прибыль. Приговор выносит посетитель - если тексты грешат повторами и были написаны явно для поискового робота, веб-ресурс получит низкую оценку. Результат закономерен - при большом количестве посетителей мало заказов, покупок. Решение проблемы заключается в искусстве маскировки ключевых слов, то есть применении технологий SEO копирайта, основанных на знании особенностей человеческого восприятия. Естественно, на всех стадиях работы необходимо осуществлять контроль над плотностью ключевых слов с помощью специального инструментария. Cуществует несколько программных продуктов, удачно реализующих данную задачу. Лично я предпочитаю Page Promoter, имеющий в своем составе необходимый модуль".
Хочу заметить, что проблему с наполнением ключевыми словами реально решить самыми разными способами. Можно также создать разделы для каждой марки продаваемых автомобилей или же классифицировать их по стране изготовления или же по любому другому признаку - четкое структурирование жизненно необходимо для нормальной индексации сайта. Для этого создаем отдельные каталоги или поддомены, в каждом из которых размещаем отдельный раздел, посвященный одному типу продукции или услуг.
Теперь об одном альтернативном и достаточно забавном способе привлечения посетителей и расширения семантического ядра, о котором рассказал на своем сайте Павел Ряйкконнен (raskrutka.net) - метод оптимизации ошибок. Расшифровываю: сколько раз при вводе запроса в поисковую строку "Яндекса" или "Гугла" вы забывали переключить раскладку клавиатуры? Так, слово "оптимизация" в латинской раскладке "jgnbvbpfwbz" ищут на "Яндексе" 53 раза в месяц. А находится по нему всего 8 сайтов, то есть, даже неполная страница результатов. Как видите, конкуренция здесь минимальная, и вы легко можете, поместив у себя на одной из страниц ошибочное слово, иметь "лишних" 53 посетителя. С запросом слова "автомобили" еще более забавная ситуация: тут уже существует конкуренция, и некоторые сайты, занимающиеся продажей автомобилей, намеренно поместили у себя страницы, оптимизированные(!) под ошибочные термины. Но тут игра уже стоит свеч: ведь за месяц делается, как минимум, 700 запросов по этой ошибочной транслитерации. Кстати, с помощью того же Яndex Direct можно "нарыть" еще много подобных слов.
Но тут возникает другой вопрос: а сколько людей пойдут по такой ссылке, обнаружив свою ошибку, ведь печатая, мы можем не смотреть на экран, но, просматривая результаты выдачи, точно заметим свою опечатку! К сожалению, мне неизвестна месячная статистика заходов по такому методу оптимизации.
Наверное, не стоит здесь говорить о том, как именно размещать ваши поисковые термины - об этом много написано, да и алгоритмы у разных поисковиков разные, следует сперва определиться с вашими приоритетами. К сожалению, на мой взгляд, уровень российских поисковиков таков, что на данный момент проще всего оптимизировать, а если точнее, заспамить большинство из них - можно просто разместить ключевое слово как можно больше раз в таких важных элементах страницы, как заголовки <h1>-<h3>, заголовок <TITLE>. Посмотрите результаты выдачи на наших поисковиках, особенно этим грешит "Рамблер", даже на первой странице выдачи можно найти спам.
Вот как прокомментировал вышесказанное тот же Павел Ряйкконен: "Естественно, выбор ключевых слов и фраз является одним из самых важных, если не самым важным шагом при оптимизации страниц для поисковых систем. Выше достаточно наглядно освещены основные моменты, на которые стоит обратить внимание при подборе ключевых слов, а также даны полезные рекомендации по облегчению и автоматизации некоторых процедур, которыми я и сам пользуюсь. Однако, что касается не самых лестных слов в адрес поисковой системы "Рамблер", я бы не был столь критичен в оценке алгоритма "Рамблера", все-таки релевантность выдачи этой поисковой системы не так плоха, да и заспамить "Рамблер" не так легко, как может показаться."
Конечно, спам поисковых машин - дело последнее, уважающий себя оптимизатор заниматься этим не будет, да и стоит ли? А вот исключить какую бы то ни было возможность спама - это дело чести самих машин. Будем надеяться, что в будущем в Рунете мы будем получать только релевантные результаты выдачи - кажется, все к тому идет.
Юрий КОБЕРСКИЙ,
ykobersky@ukr.net,
автор и ведущий курса
"Оптимизация и продвижение
сайта" в IREX/IATP, Москва; специалист
по оптимизации и автор
многочисленных статей для
русскоязычных и англоязычных
периодических IT-изданий
Горячие темы