В одном из недавних номеров "КВ" (№29'2004) мы рассказали о том, что экономический факультет БГУИР в этом году преобразован в инженерно-экономический. Попутно упоминалось, что там же существует и дистанционная форма обучения, где в прошлом году училось 6 человек, а в этом 30. Поскольку эта тема довольно интересная - кому не хотелось бы получить образование, не тратя времени на посещение занятий, по индивидуальному графику, через интернет и т.д., - мы попросили дополнительно рассказать об этом заведующего кафедрой экономической информатики, кандидата технических наук доцента Комличенко Виталия Николаевича.
- Виталий Николаевич, расскажите, пожалуйста, как проходит обучение после того, как человек прошел собеседование и уже зачислен в университет, т.е. как это происходит, условно говоря, "технически"?
- Во-первых, студент обеспечивается всеми учебными материалами, которые размещаются на сервере центра дистанционного обучения (www.prometey.bsuir.unibel.by), а также получает копии этих материалов в электронном формате, на CD-диске и в бумажном виде.
Во-вторых, по каждой дисциплине назначается тьютор*, который, как правило, ведет данную дисциплину на стационаре. Тьютор рекомендует студентам литературу, проводит консультации как по электронной почте, так и по телефону. Все контакты осуществляются через тьютора и через центр дистанционного обучения. Кроме того, студенты дистанционного обучения имеют возможность посещать университет в дни заочника или другие дни, по согласованию с тьютором, для получения "очных" консультаций по изучаемым дисциплинам.
Контрольные и задачи сдаются по электронной почте, какие-то из них высылаются преподавателю, какие-то сразу методисту в центр обучения.
- А как сдаются экзамены? Ведь дистанционно никто не проконтролирует, можно обложиться книгами и просто списать.
- Экзамены сдаются очно, для сдачи экзамена по предмету студент должен приехать в университет. Время сдачи экзамена не регламентируется, поэтому студент сам его выбирает, планирует свой график, естественно, предварительно согласовав этот вопрос с преподавателем. Тем самым уровень подготовки приезжающих на экзамены, в целом, заметно выше, чем у студентов, учащихся заочно, которые обязаны ездить на сессии в определенный период времени.
- Каковы преимущества и недостатки дистанционной формы обучения?
- На взгляд нашей кафедры, дистанционное обучение перспективно, при таком обучении решаются три проблемы. Во-первых, территориальная проблема - можно находиться где угодно, свободно перемещаясь по стране. Во-вторых, временная - студент имеет независимость, с одной стороны, самостоятельно выстраивая свой график, с другой, можно закончить университет, например, за год-два вместо пяти или, наоборот, если времени мало, растянуть обучение на шесть-семь и более лет. Обучение не будет существенно влиять на ваш бизнес. В-третьих, решается социальная проблема - практически любой человек может быть зачислен в университет, не играют никакой роли, например, физические недостатки.
Кроме того, это более дешевая форма обучения, ведь практически не используются помещения, компьютеры университета, преподаватели не читают лекции.
Из трудностей можно отметить некоторые организационные недоработки, студенты задают много вопросов, которые не входят в компетенцию преподавателя, и много времени тратится преподавателями на ответы не по дисциплине. Поэтому нагрузки тьютора превышают планируемые. Наверное, необходимо, чтобы было два тьютора, один предметник, второй тьютор-методист, занимающийся организационными и другими вопросами по каждой специальности (в настоящее время такой методист существует в единственном числе и, возможно, в силу этого многими организационными вопросами приходится заниматься тьютору-предметнику).
- Вы упомянули, что стоимость дистанционного обучения меньше стационарного, а можно узнать реальные цифры?
- Стоимость дистанционного обучения на данный момент составляет приблизительно 50% от суммы очного обучения. Точная цена зависит от специальности, на которую поступает абитуриент, и высчитывается согласно смете на обучение студента по соответствующим дисциплинам. В среднем, это 430-450 у.е. Например, в прошлом году это было 950 тысяч рублей.
Беседу вел Сергей
ШОБИК,
info@it-belarus.net
* Тьютор - это
преподаватель-консультант, который
организует изучение курса,
проводит семинары и консультирует
студентов, проверяет и
комментирует письменные задания.
Горячие темы