Вне сомнения, особенно "вкусным" для производителей плат является сегмент рынка, относящийся к платам стоимостью около 200 вражеских рублей. Это нижняя категория Hi-End или же высшая категория плат класса Middle. Точную формулировку дать действительно сложно в свете повального обвала цен на платы всех категорий. До недавнего времени в этом сегменте безраздельно правил чип от NVIDIA - GeForce FX 5900XT. Платы на его базе были поистине находкой для любого покупателя: невысокая (относительно, конечно) цена, прекрасные характеристики и неплохой разгонный потенциал - все это делало платы на базе FX 5900XT прекрасной покупкой, если сбросить со счетов традиционную нелюбовь всех плат NVIDIA к шейдерам 2.0. На базе же чипов ATI производители видеокарт не могли предложить абсолютно ничего схожего по производительности и имеющего одинаковую с платами на NVIDIA GeForce FX 5900XT цену. Однако решение проблемы хотя и заставило себя достаточно долго ждать, но все же появилось в виде реальной продукции.
Видеокарта Sapphire Radeon 9800 Pro 128 бит
Виновник сегодняшнего обзора представляет именно ту самую долгожданную панацею от напасти видеокарт всех мастей на чипах FX 5900XT. Понятно, что, как и в случае с NVIDIA, нужно было каким-то образом урезать топовый чип.
И выход был найден в виде старого, можно даже сказать, "дедовского" способа - урезание по шине памяти. Ничто так не экономит деньги, затрачиваемые на производство плат, как отказ от дорогостоящей BGA-памяти и переход на 128-битную шину. Сказано - сделано, и сегодня мы имеем честь лицезреть это чудо инженерной мысли в живую.
Оформление платы в традиционных красных цветах ATI (видимо, стиль решили не нарушать =). Видеокарта оснащена 128 Mb DDR памяти с шиной передачи данных в обещанных 128 бит (по 4 чипа памяти размещены на лицевой и оборотной сторонах печатной платы). Интерфейс передачи данных AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT. Под VIVO есть только разводка, но самого чипа нет. Частоты работы точно такие же, как и у бывшего среднего решения ATI - Radeon 9800 non-Pro. Для графического процессора предусмотрена частота работы в 325 МГц, а для памяти - частота 310 МГц (620 МГц DDR). Память производства Hynix имеет небольшой запас на разгон, так как время доступа на ней 3.3 нс. Охлаждение на плате абсолютно стандартное - референсный кулер и никакого охлаждения для чипов памяти.
Тестирование
Конфигурация тестового стенда
- Материнская плата: Epox 8RDA3+ (nForce 2 Ultra 400), AGP 8x, Fast Writes = Enabled
- Процессор: AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 MHz)
- Память: 2x512MB DDR PC 3200 Kingston (двухканальный режим, Cas Latency = 2)
- Винчестер: Maxtor Diamond 9 Plus 120 Gb (8 Mb Cashe)
- Монитор: LG Flatron F700P
Настройки тестовой системы
- Microsoft Windows XP SP1 ENG (все визуальные эффекты, сглаживание шрифтов и прочие "украшательства" в системе выключались, все параметры настраивались на максимально возможное быстродействие)
- DirectX 9.0b
- Драйвер для видеокарт NVIDIA - ForceWare 56.72 WHQL
- Драйвер для видеокарт ATI - Catalyst 4.6 WHQL
Vsync принудительно отключался через драйверы в OpenGL, и посредством сторонней утилиты RivaTuner последней доступной на момент тестирования версией в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.
Тестовые бенчмарки
- Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2004 (Direct3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing. Использовалась собственная демо-запись для тестирования)
- Egosoft X2: The Threat (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, стенсильные тени)
- Microsoft HALO: Combat Evolved (DirectX 9.0 шутер последнего поколения, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, Hardware T&L)
- Massive Development AquaMark 3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, режим AquaMark3 Triscore)
- Legend Ent./Epic Games Unreal II: The Awakening v1403 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing)
- Activision Call of Duty 1.4 (OpenGL, мультитекстурирование. Настройка качества изображения на максимальном уровне)
- Core Design / Eidos Entaractive Tomb Raider: Angel of Darkness v49 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, качество по умолчанию, в качестве демок использовались "Paris5_4 Demo", "Paris1c Demo" и "Paris2g Demo")
- Crytek / UbiSoft FarCry (DirectX 9.0, Pixel Shaders 2.0, настройки графики через опции игры на максимально возможном уровне, использовалась одна из демок наших коллег с iXBT.com)
- Ubisoft Prince of Persia: Sands of Time (DirectX 8.1, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, мультитекстурирование)
- People Can Fly / DreamCatcher Interactive Painkiller v 1.15 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, проецируемые текстуры, динамическое попиксельное затенение, DOT3 bump mapping)
Игровые приложения
Наиболее точным показателем производительности, как мы уже отмечали ранее в наших обзорах, мы считаем реальные игровые приложения, поэтому именно на них построено наше сегодняшнее тестирование.
Aopen GeForce FX 5900XT | Manli Radeon 9800 Pro 256 bit | Sapphire Radeon 9800 Pro 128 bit | |
1024x768x32 | |||
Unreal Tournament 2004 | 78.2 | 105.4 | 79.4 |
Unreal II: The Awakening | 77.6 | 101.3 | 56.4 |
Call of Duty | 163.5 | 195.7 | 136.6 |
X2: The Threat | 57.1 | 57.0 | 42.6 |
FarCry | 42.3 | 62.9 | 48.6 |
AquaMark 3 | 41.7 | 41.9 | 35.9 |
Tomb Raider: Angel of Darkness | 33.8 | 61.0 | 43.2 |
HALO: Combat Evolved | 46.2 | 54.2 | 43.7 |
Prince of Persia: Sands of Time | 75.6 | 101.3 | 68.1 |
Painkiller | 126.8 | 141.4 | 136.9 |
1280x1024x32 | |||
Unreal Tournament 2004 | 56.0 | 79.1 | 56.6 |
Unreal II: The Awakening | 58.7 | 81.0 | 38.9 |
Call of Duty | 113.3 | 149.2 | 92.9 |
X2: The Threat | 45.6 | 45.4 | 31.3 |
FarCry | 27.3 | 53.9 | 33.9 |
AquaMark 3 | 35.5 | 36.5 | 29.3 |
Tomb Raider: Angel of Darkness | 20.6 | 38.2 | 26.3 |
HALO: Combat Evolved | 33.3 | 38.4 | 29.9 |
Prince of Persia: Sands of Time | 52.8 | 70.5 | 47.0 |
Painkiller | 108.1 | 133.9 | 108.4 |
1600x1200x32 | |||
Unreal Tournament 2004 | 47.9 | 60.0 | 42.5 |
Unreal II: The Awakening | 45.5 | 62.9 | 26.0 |
Call of Duty | 80.1 | 106.8 | 64.5 |
X2: The Threat | 36.7 | 36.5 | 23.4 |
FarCry | 19.9 | 39.1 | 24.1 |
AquaMark 3 | 29.5 | 30.2 | 22.6 |
Tomb Raider: Angel of Darkness | 15.0 | 28.3 | 19.0 |
HALO: Combat Evolved | 24.0 | 27.1 | 21.0 |
Prince of Persia: Sands of Time | 35.0 | 47.6 | 30.9 |
Painkiller | 81.1 | 114.1 | 79.4 |
1024x768x32 +Aniso 8x | |||
Unreal Tournament 2004 | 50.4 | 82.9 | 65.5 |
Call of Duty | 128.4 | 152.1 | 84.4 |
1280x1024x32 + Aniso8x | |||
Unreal Tournament 2004 | 35.8 | 60.9 | 46.7 |
Call of Duty | 87.1 | 104.8 | 56.4 |
1600x1200x32 + Aniso8x | |||
Unreal Tournament 2004 | 31.1 | 46.6 | 35.3 |
Call of Duty | 59.9 | 73.5 | 38.9 |
Начинаем со старожилов всех тестов - игры Unreal Tournament 2004, которая послужила заменой игре Unreal Tournament. Итак, главное, что нас интересует - как Sapphire Radeon 9800 Pro 128 бит покажет себя относительно платы AOpen на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT. Что же мы видим из таблицы? Поразительная схожесть результатов обеих плат. Только в разрешении 1600х1200, когда в большей степени на результаты плат начинает влиять ПСП (пропускная способность памяти), плата AOpen вырывается вперед - сказывается 256 бит шина памяти. В режиме с включенной анизотропной фильтрацией вырывается вперед плата Sapphire. Сказать, что существует разбежка производительности между полноценным ATI Radeon 9800 Pro и платой Sapphire с урезанной 128 бит шиной памяти - значит, ничего не сказать, она просто огромна.
Проигрыш платы Sapphire в игре Unreal 2 уже значителен, хотя она и построена на базе движка Unreal Tournament 2004, но имеет более сложную геометрию.
OpenGL игра Call of Duty также демонстрирует лидерство платы на базе чипа NVIDIA как в режиме чистой скорости, так и в режиме с примененными техниками улучшения изображения.
Игра X2 показывает заметное преимущество платы на чипе NVIDIA из-за стенсильных теней, которые использованы в игре и лучше обрабатываются чипами NVIDIA.
Любимец публики, тестеров всех стран и владельцев последних Hi-End графических решений - FarCry дает плате Sapphire шанс взять реванш за предыдущие поражения.
AquaMark 3 - хорошо оптимизированный под чипы NVIDIA тест показывает местами результаты, вплотную подбирающиеся к полноценному ATI Radeon 9800 Pro для платы AOpen.
Tomb Raider: Angel of Darkness, шейдеры 2.0 и закономерный разгромный проигрыш платы NVIDIA, несмотря на 256 бит шину памяти. В данном случае виновата сама архитектура всех плат GeForce FX.
А вот игра Halo хотя и использует шейдеры версии 2.0, но давно оптимизирована драйверами NVIDIA - здесь GeForce FX 5900XT лидер.
Prince of Persia: Sands of Time не использует пиксельных и вершинных программ версии 2.0, а также входит в партнерскую программу NVIDIA под названием "The way it`s meant to be played" - все это дает плате AOpen на базе чипа NVIDIA прекрасные дивиденды и она выигрывает в данном тесте.
Новомодная игра Painkiller всегда лучше работала на чипах ATI, что и подтверждается в наших тестах и на этот раз, однако здесь, как и в игре UT 2004, заметно влияние низкой ПСП у платы Sapphire с ростом разрешения, что и находит свое отражение в проигрыше чипа ATI в разрешении 1600х1200 чипу NVIDIA при лидерстве первого в 1024х768.
Итого
Различного рода урезанные решения не всегда пользуются спросом у покупателей. На это есть множество причин. В случае, когда из урезанного решения можно получить что-то, хотя бы отдаленно напоминающее прародителя продукта, облегченное решение очень даже может пользоваться спросом. Пониженные частоты решаются разгоном, отключенные конвейеры - программным включением оных, а вот урезанную шину памяти уже никак не исправишь, приходится принимать решение о покупке исходя из номинальной производительности платы. И в случае рассматриваемой сегодня платы Sapphire Radeon 9800 Pro 128 бит мы не можем сказать, что она поражает уровнем своей производительности. В большинстве тестов выигрывает все же прямой конкурент - видеокарта AOpen на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT, у платы же Sapphire остается один постоянный для плат на базе чипов ATI козырь - игры с поддержкой шейдеров 2.0. Однако, если пользователь решится все же на покупку платы с чипом ATI, мы бы не рекомендовали ему 128 бит версию ATI Radeon 9800 Pro - потери производительности, по сравнению с полноценным ATI Radeon 9800 Pro, просто колоссальны в то время, как полноценные ATI Radeon 9800 Pro сами скоро вплотную приблизятся к психологической отметке в 200 вражеских рублей. Именно платы на базе этих чипов мы бы и рекомендовали к покупке.
Алексей БУРДЫКО,
Knes@tut.by
Автор выражает благодарность компании "РОНГБУК" (www.rongbuk.by) за предоставленную на тестирование видеокарту Sapphire Radeon 9800 Pro 128 бит.
Автор выражает благодарность компании AOpen (www.aopen.ru) за предоставленную на тестирование видеокарту AOpen GeForce FX 5900XT.
Горячие темы