Я недаром вынес в заголовок столь тонкий и провокационный вопрос. Дело в том, что мой ящик постоянно заваливают письмами с вопросами о выборе видеокарты нижнего ценового диапазона и, как правило, приводят троих кандидатов на столь похвальное звание: NVIDIA GeForce FX 5200, ATI Radeon 9200 и NVIDIA GeForce4 MX 440. Дабы постоянно не отвечать на одно и то же, я решил написать материал, чтобы мой ящик, наконец, "вздохнул" спокойно. Хотя опыт прошлых лет подсказывает совсем иное. Когда-то, еще в молодые годы :), стоял острый вопрос: "GeForce3 Ti 200 или GeForce4 MX 440?". Мною был написан достаточно обстоятельный материал, но, тем не менее, письма продолжали приходить - мой ящик так и не увидел обещанного "просвета". Но это не страшно, я и мой ящик все выдержим :), а вот читателям нужно помогать, да и тема актуальна для нашего рынка.
И прежде чем перейти к "разбору полетов", стоит сказать несколько слов о наших виновницах сегодняшнего тестирования.
Albatron FX5200P
Видеокарта построена на базе графического ядра NVIDIA GeForce FX 5200, сделана, можно сказать, "на совесть". Дизайн PCB нестандартный: используется собственная компоновка: так, например, чипы памяти расположены на одной стороне печатной платы.
Охлаждение чипа пассивное: обыкновенный радиатор. Чипы памяти радиаторами не прикрыты.
Память производства Samsung отмаркирована - "K4D261638E-TC40", не трудно заметить, что каждая микросхема имеет объем 16 мегабайт и 16-битную разрядность; таким образом, если учесть, что на плате таких микросхем восемь, то Albatron FX 5200P имеет 128-мегабайтный объем видеопамяти и 128-битную шину памяти.
Частоты видеокарты стандартны: 250 МГц для графического ядра и 200 (400 (DDR)) МГц для памяти, но теоретически, исходя из параметра времени выборки, которое у Samsung составляет 4 наносекунды, память может функционировать на несколько большей частоте - 250 (500 (DDR)) МГц.
Карта имеет стандартный набор выходов: стандартный аналоговый, цифровой (DVI) и TV-OUT. TV-OUT реализован посредством самого чипа GeForce FX 5200, так как в него уже интегрированы средства для реализации TV-OUT'а.
Albatron MX480EP
В основе этого изделия лежит графический процессор NVIDIA GeForce4 MX440-8X.
Видеокарта имеет интерфейс AGP х2/x4/x8 и является копией эталонного дизайна NVIDIA: построена в соответствии со всеми спецификациями и рекомендациями производителя.
Охлаждение видеокарты пассивное - алюминиевый игольчатый радиатор. Чипы памяти радиаторами не прикрыты.
Видеокарта оснащена восемью чипами памяти, объемом 16 мегабайт каждый, поэтому общий объем видеопамяти составляет 128 мегабайт. Память в упаковке TSOP производства Elixir имеет время доступа 6 наносекунд, расположена по обеим сторонам печатной платы и работает на частоте 250 (500 (DDR)) МГц. Шина обмена с памятью у Albatron MX480EP составляет 128 бит. Частота графического ядра стандартна - 275 МГц.
Карта имеет стандартный набор выходов: аналоговый и цифровой (DVI) выходы и TV-OUT.
Тестирование
Тестовые испытания проводились на стенде следующей конфигурации:
- материнская плата: Gigabyte GA-7N400 (NVIDIA nForce 2 400 Ultra);
- процессор: AMD Athlon XP 3200+ (Barton);
- память: 512 Мбайт PC3200 Hynix DDR SDRAM CL 2.0;
- жесткий диск: Seagate Barracuda 7, 80 Гбайт;
- монитор Sony E230.
Для сравнения к двум вышерассмотренным картам я решил добавить ATI Radeon 9200, а также "обрезки" GeForce FX 5200 (64 bit) и Radeon 9200SE, у которых шина памяти урезана вдвое - до 64 бит.
На тестовом стенде были установлены операционная система Microsoft Windows XP SP 1 и реальные игровые приложения. Я решил не включать синтетические и полусинтетические тестовые приложения, так как от них рядовому пользователю ни жарко, ни холодно.
VSync отключался. Компрессия текстур отключалась непосредственно в игровых приложениях. Все тестовые программы и игры настраивались на максимальную детализацию, использовался 32-битный цвет. Звук в приложениях отключался.
Результаты тестирования
9200SE | FX 5200 (64 bit) | 9200 | FX 5200 | MX440 | |
1024x768x32 | |||||
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris5_4, fps | 11.34 | 8.78 | 14.64 | 11.95 | --- |
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris1c, fps | 11.12 | 12.68 | 17.99 | 18.33 | --- |
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris2g, fps | 5.38 | 7.69 | 2.65 | 11.82 | --- |
HALO: Combat Evolved 1.2 (Direct3D), fps | 25.03 | 21.01 | 42.08 | 28.86 | 23.7 |
X2: The Threat Demo (Direct3D), fps | 11.36 | 22.77 | 11.96 | 44.18 | --- |
Unreal II: The Awakening (Direct3D), fps | 24.1 | 22.53 | 38.24 | 30.47 | 24.3 |
Unreal Tournament 2003 (Direct3D), fps | 23.94 | 32.34 | 44.47 | 47.31 | 34.5 |
FireStarter (Direct3D), fps | 40.94 | 46.78 | 52.61 | 68.18 | 50.9 |
Quake3 Arena (OpenGL), Demo: Quaver, fps | 64.8 | 118.8 | 129.5 | 139 | 103.1 |
Return to Castle Wolfenstein (OpenGL), Demo: CheckPoint, fps | 28.6 | 43.1 | 98.3 | 56.8 | 41.5 |
Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL), Demo: Value The Jaguar, fps | 15.4 | 26.7 | 74.2 | 41.5 | 31.1 |
Call of Duty (OpenGL), fps | 30.4 | 17.5 | 71.2 | 21.4 | 20.5 |
1280x1024x32 | |||||
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris5_4, fps | 7.96 | 4.86 | 9.39 | 7.12 | --- |
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris1c, fps | 7.78 | 7.9 | 11.46 | 11.27 | --- |
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris2g, fps | 5.39 | 5.3 | 5.41 | 8.1 | --- |
HALO: Combat Evolved 1.2, fps | 16.5 | 14.67 | 31.16 | 21.14 | 19.5 |
X2: The Threat Demo, fps | 7.57 | 17.4 | 6.41 | 31.36 | --- |
Unreal II: The Awakening | 16.63 | 15.2 | 27.89 | 21.9 | 17.5 |
Unreal Tournament 2003, fps | 15.86 | 23.59 | 34.62 | 36.24 | 25.2 |
FireStarter, fps | 31.49 | 46.19 | 46.74 | 44 | |
Quake3 Arena (OpenGL), Demo: Quaver, fps | 42.5 | 50.3 | 83 | 77.1 | 54.4 |
Return to Castle Wolfenstein (OpenGL), Demo: CheckPoin, fps | 21.7 | 32.1 | 39.7 | 47.5 | 34.1 |
Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL), Demo: Value The Jaguar, fps | 12.3 | 18.5 | 31 | 32.1 | 22.8 |
Call of Duty, fps | 22.9 | 13.8 | 52 | 18.2 | 17.5 |
1600x1200x32 | |||||
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris5_4, fps | 6.87 | 3.51 | 6.9 | 5.22 | --- |
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris1c, fps | 5.8 | 5.5 | 7.96 | 7.85 | --- |
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris2g, fps | 5.24 | 3.96 | 3.91 | 6.07 | --- |
HALO: Combat Evolved 1.2, fps | 11.16 | 9.23 | 22.72 | 15.09 | 16.1 |
X2: The Threat Demo, fps | 5.33 | 12.35 | 10.65 | 23.37 | --- |
Unreal II: The Awakening | 12.01 | 10.56 | 20.99 | 15.72 | 12.8 |
Unreal Tournament 2003, fps | 23.94 | 14.52 | 22.73 | 23.87 | 16.6 |
FireStarter, fps | --- | --- | --- | --- | --- |
Quake3 Arena (OpenGL), Demo: Quaver, fps | 32.8 | 35.3 | 57.9 | 60 | 41.1 |
Return to Castle Wolfenstein (OpenGL), Demo: CheckPoin, fps | 16.2 | 23.8 | 49.6 | 39.2 | 28.2 |
Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL), Demo: Value The Jaguar, fps | 8.30 | 12.9 | 22 | 24.6 | 16.7 |
Call of Duty, fps | 16.1 | 10.5 | 36.8 | 15.4 | 15.1 |
Как видим, игровые приложения нового поколения не под силу ни одному участнику тестирования, нигде и близко нет минимума комфортной игры - 30 fps. Исключение составляют HALO: Combat Evolved 1.2 и X2: The Threat Demo. В первом ATI Radeon 9200 удалось достигнуть заветного рубежа, а во втором отличился NVIDIA GeForce FX 5200.
Что касается противостояния NVIDIA GeForce FX 5200 и ATI Radeon 9200, то здесь складывается довольно интересная картина.
В компьютерных играх последнего поколения мы наблюдаем полное фиаско NVIDIA. В чем же дело? Проблема с пиксельными и вертексными шейдерами версии 2.0. Данная проблема корнем уходит в архитектуру самих чипов. Продукты NVIDIA умеют выполнять операции с плавающей запятой с различной точностью: 32-битной, 16-битной и 12-битной. Чипы от ATI, напротив, умеют выполнять операции с фиксированной 24-битной точностью. Ну и что скажет читатель? Продукты NVIDIA выглядят технически более продвинутыми, нежели продукты ATI. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что 32-битная точность, а именно она, в основном, доминирует при работе видеоакселератора NVIDIA, требует большего количества вычислительных операций, чем 24-битная. Несмотря на переработанный компилятор DirectX 9 - кода в драйверах серии ForceWare, мы все равно наблюдаем отставание чипов NVIDIA. Опять же, отметим, что ни ATI Radeon 9200, ни NVIDIA GeForce FX 5200 не достаточно для комфортной игры в компьютерные игры нового поколения.
Прошлое поколение компьютерных игр говорит нам об обратном: NVIDIA GeForce FX 5200 - лидер. Здесь нет шейдеров, но здесь есть "грубая" сила и трафаретные тени, обработка которых на чипах NVIDIA идет быстрее за счет меньшего числа проходов.
Посмотрим на результаты GeForce FX 5200 (64 bit) и Radeon 9200SE: 64-битная шина делает свое темное дело - падение производительности более чем значительно.
Видеокарта на NVIDIA GeForce4 MX440-8X также "звезд c неба не хватает" и показывает маленький уровень производительности, который все же выше, чем у видеокарт с 64-битной шиной.
Вывод
Однозначный вывод, что лучше - NVIDIA GeForce FX 5200 или ATI Radeon 9200, сделать нельзя. Первый себя лучше показывает в компьютерных играх прошлого поколения, и при этом оба конкурента обеспечивают нормальный уровень игры. Второй реализовывает себя в приложениях нового поколения, но ни один, ни второй не могут обеспечить нормальной игры. Хотите играть в новые игры и вас устраивают 10-14 fps :) - берите ATI Radeon 9200. А если вас интересует прошлое поколение компьютерных игр, то милости просим в лагерь NVIDIA. Видеокарты с 64-битной шиной памяти покупать категорически не рекомендуется, только если вы уж очень стеснены в средствах. И, тем не менее, "овчинка выделки не стоит": экономия средств минимальна, а падение скорости значительно.
Старичок NVIDIA GeForce4 MX440-8X никуда не годится, разве что в офис, благо, цена приятная, да и в некоторые игры прошлого поколения в нерабочее, а может, и в рабочее время "погонять" удастся.
По поводу продукции компании Albatron, принявшей участие в тестировании, можно отметить, что это видеокарты с грамотным, продуманным дизайном, хорошим качеством изготовления и хорошей комплектацией. Их основные отличия от безымянных собратьев (или принадлежащих фирмам, стоящим ступенькой ниже) - это Retail-упаковка, более высокие частоты и, конечно же, трехлетняя гарантия.
Артем СЕМЕНКОВ,
[email protected]
Видеокарты Albatron FX5200P и Albatron MX480EP предоставлены для тестирования компанией Albatron
Горячие темы