В Москве наблюдается новая интересная тенденция: компании, ранее занимавшиеся исключительно интернет-магазинами, стали открывать магазины традиционные. Единственный вывод, который можно из этого сделать, таков: интернет-торговля в российской столице столь выгодна, что позволяет быстро накопить достаточно крупный капитал.
Уже целый ряд московских интернет-магазинов открыл свои "офлайновые" торговые точки - процесс этот начался еще в 2002 году. Однако до сих пор новую тенденцию особо не замечали. И только когда нынешней весной интернет-магазин бытовой техники "Холодильник.Ру" объявил об открытии в Москве традиционных торговых залов под одноименной маркой, началось бурное обсуждение этого события. Действительно, до сих пор никто не рассматривал подобный путь развития интернет-бизнеса.
К концу 2004 года число торговых залов под маркой "Холодильник.Ру" предполагается довести до 10 штук, среднемесячный оборот каждого из них будет сопоставим с оборотом самого интернет-магазина - это порядка десяти миллионов рублей в месяц. "Холодильник.Ру" - интернет-магазин бытовой техники, интерактивный проект торгового дома "Эдил". Как сообщил журналистам руководитель отдела розничных продаж магазина Андрей Толкачев, решение об открытии торговых точек офлайн под тем же названием, что и интернет-портал, было принято в связи с успешным развитием торговой марки.
Руководство компании не согласно с мнением ряда их коллег, утверждающих, что открытие традиционных магазинов не поможет развитию электронного бизнеса. "Возможно, мы потеряем в обороте интернет-магазина за счет точек продаж офлайн. Но мы рассматриваем офлайн-магазины как поддержку для виртуального магазина. Когда потребитель увидит, что магазины и склады существуют на самом деле, это должно заметно увеличить доверие к интернет-компании", - сказал Андрей Толкачев. Более того, "виртуальные торговцы" считают, что открытие офлайн-магазинов под сетевыми торговыми марками в ближайшем будущем может принять массовый характер.
Однако, в целом, среди московских интернет-торговцев мнения разделились. С одной стороны, по мнению ряда из них, создание собственной торговой сети может способствовать сокращению издержек, связанных с безопасностью доставки товаров. С другой стороны, это приведет к дополнительным расходам на аренду помещений и, как следствие, к повышению цен. Специалисты также сомневаются, насколько соседство под одной торговой маркой традиционных и интернет-магазинов может иметь эффект взаимного усиления.
Так, например, гендиректор интернет-магазина по продаже сотовых телефонов "Моббико" Сергей Барышников так прокомментировал происходящее: "Причин для открытия офлайн-магазинов несколько. Во-первых, при доставке товаров дороже одной тысячи долларов возникает опасность, что курьер будет попросту ограблен - такие случаи, к сожалению, не редкость. Во-вторых, зачастую покупатели не могут выбрать нужный им товар, они хотят увидеть понравившиеся модели своими глазами, пощупать их, понажимать кнопки... С одной стороны, везти несколько моделей телефонов, как в нашем случае, опять-таки, становится небезопасно. С другой, если речь идет о бытовой технике, это просто невозможно. Наконец, часть клиентов по тем или иным причинам желают обменять или вернуть купленный товар. Мы сталкиваемся с 3-5 подобными случаями в день. Посылать к каждому из них курьера невыгодно, проще предложить им приехать в наш магазин".
Однако подход, согласно которому традиционные магазины помогут сократить издержки "виртуальным" торговцам, разделяют далеко не все специалисты по электронной торговле. Вот одно распространенное мнение: "Каким образом интернет-магазины смогут сохранить цены на товары низкими, если они будут выходить в офлайн? У интернет-магазинов есть определенные технологии торговли, им достаточно иметь склад и штат курьеров, что позволяет устанавливать достаточно низкие цены на товары, но если они станут создавать традиционные магазины, у них, безусловно, появятся расходы на аренду торговых площадей, логистику, охрану и так далее". А по мнению Романа Горшкова, генерального директора интернет-магазина "003.Ру", основного конкурента "Холодильник.Ру", открытие розничных магазинов интернет-торговцами не будет давать синергетического эффекта. "Интернет-торговля и традиционные магазины - два разных бизнеса. Вероятно, за счет такого хода эта компания хочет выйти на больший объем продаж и тем самым добиться снижения закупочных цен. Другого эффекта от открытия магазинов для интернет-торговли не будет. Есть смысл открывать шоу-рум для товаров, продающихся в Сети, но не целую сеть магазинов в городе", - сказал он. А по мнению руководителя интернет-представительства одной крупной сети по продаже бытовой техники, розничный проект "Холодильник.Ру" вообще, скорее, похож на рекламную акцию, чем на развитие нового направления бизнеса.
Однако руководители тех интернет-магазинов, которые уже имеют собственные торговые точки в офлайне, уверены, что рано или поздно каждый успешный интернет-магазин придет к осознанию того, что открытие точек продаж офлайн позволит сократить издержки, связанные с транспортными расходами и обеспечением безопасности. Кроме того, по их мнению, такие точки обеспечивают приток новых клиентов. В случае с такими магазинами 80% их клиентов составляют пользователи интернета, узнавшие о них на сайте, и только 20% - покупатели с улицы.
Для владельцев белорусских интернет-магазинов все вышесказанное пока не особо актуально. Но торговля через интернет достаточно бурно развивается и в Беларуси, и, возможно, уже в близком будущем появятся желающие распространить свою торговлю и на офлайн. Когда такое случится, сказать трудно, так как, с финансовой точки зрения, белорусские интернет-магазины совершенно непрозрачны, что не позволяет судить об уровне их реальных доходов.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы