Последние 10 лет все стремительнее развиваются информационные технологии, во много раз увеличилась динамика жизни, многократно возрос поток информации. И теперь, когда в каждой организации есть компьютеры, сети, интернет (во многом благодаря этим вещам все вышеперечисленное и произошло), появилась возможность максимально автоматизировать большинство организационных процессов в любой области: будь то производство тракторов или PR-деятельность. Сейчас все большую роль приобретает качественное управление организацией. Руководитель должен быстро приспосабливаться к меняющейся действительности, быть в разумной степени новатором и консерватором одновременно. Однако стоит отметить, что новый стиль управления не свойственен нам, наследникам славного социалистического прошлого, а, скорее, пришел с Запада. И пока мы всячески пытаемся применить западный стиль управления у себя, Запад уходит еще дальше, и догнать его по уровню менеджмента (да и не только) становится все труднее. Хотя, возможно, это наше заблуждение, поэтому мы и обратились с вопросами к Инне Кудряшовой, побывавшей совсем недавно на стажировке в США.
- Инна, расскажите, пожалуйста, как Вы попали на стажировку?
- Мне эта возможность представилась благодаря участию в программе Community Connection Business, финансируемой Госдепартаментом США. Я подавала заявки несколько раз и каждый раз мне отказывали. А в этом году вот сложилось.
Для участия нужно владеть английским языком и соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к участникам программы. Программа рассчитана на один месяц и включает в себя обучение в виде семинаров-тренингов в разных областях менеджмента и стажировки в американских компаниях. Моя стажировка проходила в столице штата Миннесота г. Миннеаполисе. Это один из наиболее индустриально развитых штатов, в т.ч. и в области IT (в штате располагаются офисы таких гигантов, как IBM и 3М). Меня принимали:
Minnesota High-Tech Association (www.mhta.org) - ассоциация хай-тек компаний штата Миннесота;
Retek (www.retek.com) - разработчик программного обеспечения;
Agmotion (www.agmotion.com) - разработчик программного обеспечения;
Techies.com (www.333tech.com) - сервисная IT-компания;
3М (www.3m.com) - точнее, IT-департамент компании 3М, насчитывающий 2500 сотрудников.
Orbit Systems (www.orbits.net) - сервисная IT-компания.
- Велика ли разница в работе американских и белорусских IT-компаний? Если да, то в чем она заключается?
- Скорее, очень велика разница в тех условиях, в которых работают белорусские и американские компании. Это совершенно разные рынки, и мы сейчас на той ступени развития, на которой американские компании были, скажем так, много лет назад.
Американские IT-компании гораздо технологичнее, начиная от самого процесса разработки ПО и управления проектами и заканчивая управлением взаимоотношениями с клиентами и управлением персоналом, и гораздо более узкоспециализированные.
К примеру, компания занимается разработкой систем управления розничной торговлей. Американская компания, занимающаяся розничной торговлей, - это сотни магазинов в США и зачастую в Европе с миллионами наименований товара. Без использования информационных технологий управлять всем этим просто невозможно, поэтому система, соответственно, сложная и состоящая из множества компонентов. Задача разработчика состоит в создании такой эффективной системы, продаже, обучении пользователей (происходит это исключительно группами в учебных классах) и поддержке (hot-line и выпуск патчей). Никаких других услуг, как внедрение или кастомизация. Этим занимаются уже другие. К слову, такой проект обходится заказчику в несколько сотен миллионов долларов.
А в целом, мы очень похожи и проблемы у нас одинаковые, например, в сроки и в рамках бюджета завершить проект. Я видела специальные помещения для отдыха, где программисты спят, когда проект "горит", чтобы не тратить время на поездки домой и обратно, причем овертайм в США оплачивать, в отличие от Европы, не принято. Или такая характерная проблема, как послепродажная поддержка ПО и линия консультаций. Наши конечные пользователи до смешного похожи - я провела два дня на "горячей линии" в компании Retek и выяснила, что американских юзеров расположение какой-нибудь кнопочки в интерфейсе не в том, как им кажется, месте огорчает равно как и наших. И общаться сотрудникам "горячей линии" с конечными пользователями также нелегко, поэтому у них есть специальный сотрудник, отвечающий именно за взаимоотношения с клиентами. Им приходится их утешать и успокаивать, вести разъяснительную работу по поводу того, что есть ошибка в программе, а что совсем к программе не относится. У одного из таких сотрудников возле компьютера висит фотография маленькой плачущей племянницы. Он сказал: "Каждый раз, когда я разговариваю с клиентом, я думаю о нем как о маленьком ребенке, который попал в сложную ситуацию, и мне это помогает находить нужные слова".
- Можно ли, на Ваш взгляд, опыт, полученный в Америки, применить в Беларуси?
- Можно и нужно. Это, безусловно, положительный опыт и его просто необходимо применять, как любые другие знания. Вообще мои ощущения после программы были как будто я прошла короткий, специализированный курс в хорошей бизнес-школе.
- Есть ли моменты, которые применить невозможно? В чем они заключаются и почему их нельзя применить?
- Есть вещи, которые пока неприменимы в условиях нашей действительности. В США большое количество сервисных IT-компаний, которые, по сути, играют роль внешних IT-департаментов для рынка SOHO (малый и средний бизнес). Они, в том числе, поставляют лицензии на операционные системы и офисные приложения, либо даже если, собственно, продажами лицензий они не занимаются, то предлагают услуги по инсталляции ПО.
Схема выглядит так: клиент покупает компьютеры, затем лицензии, скажем, на Microsoft XP и Microsoft Office, затем звонит в сервисную компанию и приглашает специалистов, которые подключают компьютеры, инсталлируют ПО, настраивают профили пользователей и проводят тренинги, если это необходимо, по работе с новым ПО. У нас же никто просто не задумывается о том, что практически 100% такого ПО у нас пиратское, и приобретение компьютера для клиента подразумевается "все в одном".
Я хочу привести пример из жизни: мы проводили совещание с нашим заказчиком о ходе работ по внедрению информационной системы на предприятии, и самая большая претензия, которую высказал технический специалист (!) со стороны заказчика, что на компьютерах установлена непрофессиональная версия Microsoft Word. Попытки объяснить, что мы не несем никакой ответственности за ту версию, которую они используют, хотя бы просто потому, что у нас это ПО не приобреталось, не увенчались успехом. Такая ситуация для цивилизованного рынка просто абсурдна, и здесь, мне кажется, нужно больше единства в борьбе с пиратством со стороны наших IT-компаний. Потери, в первую очередь, несем мы сами.
Еще хочется отметить, что при общении с нашими руководителями предприятий об эффективности использования иформационных технологий практически бесполезно оперировать цифрами. Снова пример из жизни: при подобном обсуждении с директором крупного промышленного предприятия мы назвали цифру 25% сокращения рабочего времени на обработку первичной информации, на что он ответил, что 25% - это все равно что ничего. Для американского бизнесмена подобная цифра уже на уровне 5% - хороший результат.
- В каких моментах наши белорусские IT-компании нуждаются, которые есть в Америке, но нет у нас?
- В первую очередь, во внимании со стороны государства. У Беларуси большой потенциал в области информационных технологий, и его нужно развивать.
Я видела огромную поддержку со стороны государства, прежде всего, малому бизнесу, независимо от его направления. Там все прекрасно понимают, что поддержка малого бизнеса - это залог будущего благополучия штата и страны, в целом. А что касается IT-бизнеса, этому уделяется особое внимание, и Миннесота позиционирует себя как штат, в котором созданы благоприятные условия для работы IT-компаний, что стимулирует развитие существующих и появление новых. Руководство Ассоциации хай-тек-компаний штата Миннесота каждый месяц проводит встречи с представительством правительства штата, где осуждаются и решаются самые разные вопросы, касающиеся интересов IT-компаний.
- Где, на Ваш взгляд, лучше сейчас работать белорусским IT-специалистам: ехать за рубеж (например, в Америку) или оставаться в Беларуси, где существует почти "непаханое" поле для деятельности?
- Решать, где лучше работать - это очень индивидуально. На мой взгляд, нашим специалистам работать надо здесь, развивая сотрудничество с зарубежными компаниями и интегрируясь в мировую экономику.
- Что на Вас произвело самое большое впечатление в американских IT-компаниях?
- Большое впечатление произвела командная работа и невероятная креативность американцев. Они обладают совершенно фантастической способностью к сплочению в достижении какой-то общей цели, будь-то увеличение продаж, сокращение расходов, работа над проектом и т.д.
А что касается генерации идей, казалось бы, на таком рынке, где на любой спрос есть любое предложение, находятся такие ниши и появляются такие разработки, которые просто поражают. Компания Agmotion, где я проходила стажировку, появилась всего пару лет назад: исторически ее учредители занимались торговлей сельскохозяйственным сырьем и на определенном этапе приняли решение о разработке собственной интернет-ориентированной системы управления бизнес-процессами (назовем ее так), которая позволила им увеличить обороты на 984%(!) за один год. После чего была учреждена отдельная компания, которая предлагает систему другим предприятиям и специализируется на ее поддержке и развитии. И таких примеров великое множество.
- Как повлияла поездка на Вас и Вашу дальнейшую работу?
- На меня все это очень повлияло. Появились новые идеи; безусловно, новые знания, которые я хочу применить здесь; а самое главное - множество контактов, которые, я надеюсь, разовьются в реальное деловое сотрудничество.
Беседу вел Максим ШИМАНСКИЙ
Инна Кудряшова -
директор и учредитель компании
"Софтгарантсервис",
занимающейся консалтингом и
внендрением информационных
технологий для повышения
эффективности предприятий. Ранее
работала в ООО "Хьюмен Систем"
- исполнительный директор и
учредитель; ООО "Агентство
Владимира Гревцова" - начальник
управления информационных
технологий.
"Софтгарантсервис" является партнером фирм: "1С" (www.1c.ru) в статусе "1С: Франчайзи"; Reksoft (www.reksoft.ru) - системы автоматизации гостиничных комплексов; "АНД Проджект" (www.andproject.ru) - корпоративные порталы.
Горячие темы