Сказка о человеке, изменившем мир

Людей, идущих своим, только им ведомым путем, называют "варягами", "первопроходцами", "новаторами". Их любят, им завидуют, пытаются подровнять под остальных и на них же держат равнение. Даже в славящейся своей открытостью Европе их любят укорять за нежелание следовать нормам и правилам, а о традиционной и закрытой Японии можно даже не говорить. Но именно такие люди делают историю этого мира, изменяя углы зрения и серые манекены стереотипов. Их имена лучше самых раскрученных брэндов говорят о нечеловеческой энергии, целеустремленности и желании изменить мир.

Один из основателей корпорации Sony Акио Морита родился 26 января 1921 года в г. Нагое. Его семья славилась тем, что все предки до пятнадцатого колена занимались одним из самых выгодных производств - винокурением. Попросту говоря, они перегоняли рис на спирт, получая местную водку "сакэ". Семья жила не богато, но и не особо стесненно. Первый колокольчик надвигающихся перемен прозвенел, когда старший сын Акио заявил о своем желании учиться дальше и поступать в один из самых престижных ВУЗов страны - Императорский университет в Осаке на физико-технический факультет. Мальчика тянуло к точным наукам, а природное чутье подсказывало, что в XX веке самыми актуальными станут физика и математика. Окончив в 1944 году вышеназванное заведение, молодой физик был призван в армию, где, попав в ряды морских пехотинцев, сумел сделать себе карьеру, получив офицерские погоны. Возвращение в Японию не принесло ожидаемой радости. Истерзанная войной страна, полуразрушенные останки городов и катящаяся в никуда экономика не давала перспектив на будущее. Даже недолгие месяцы работы в авиационных исследовательских лабораториях "Компании точных инструментов Японии" (директором которых оказался Масару Ибука, второй из основателей Sony) не принесли надежд - после безоговорочной капитуляции страны перед США многие мелкие компании, работающие по правительственным заказам, обанкротились, а их специалисты оказались на улице. Запрет на преподавательскую деятельность бывшим офицерам отнял у Акио Морита последние средства к существованию. Все казалось плохо, но в одно весеннее утро Акио нашел бывший начальник Масару Ибука и предложил основать новую компанию, на что тот сразу и согласился.

7 мая 1946 года в Токио была основана небольшая компания "Токио Цусин Когио Кабусики Кайса" с уставным капиталом 84500 йен (375 долларов по курсу), причем деньги Морита занял у своего отца, по-прежнему процветавшего на производстве сакэ. Название компании переводилось как "Токийская телекоммуникационная инженерная компания", а первоначальный штат состоял из 20 человек (ныне 173 тыс.), преимущественно бывших сотрудников "Компании точных инструментов Японии".

Обладая такими выдающимися личностями, как Акио Морита (беспрерывного поставщика новых идей) и Масару Ибука (между собой его называли "гений-изобретатель"), компания была просто обречена на успех, который не заставил себя долго ждать. Вначале это был патент на магнитную ленту (1950 г.) для записи звука (первые образцы были из обыкновенного ватмана, покрытого спецсоставом), затем первый магнитофон G-Type (1950 г.), использующий в качестве носителя информации все ту же ленту. За ним последовал приемник на транзисторах TR-2 (1955 г.), технология которого, изобретенная в США в лабораториях компании Bell, стоила японцам общих отчислений в 9 млрд. долларов, в то время как, по оценкам экспертов, "упущенные" доходы Большого брата составили от 500 млрд. до 1 трлн. Маленькие переносные радиоприемники вызвали небывалый ажиотаж в Японии, и Акио Морита, как руководитель отдела внешней торговли, решил замахнуться на заокеанского покупателя. В то время американский и общемировой рынок (98%) бытовой техники удерживали три корпорации - "Уэстинг Хауз", "Техас Инструмент" и "Дженерал Электрик". Покачнуть этих титанов не решался никто, тем более, японцы, чьи товары, обозначенные "Made in Japan", были сродни брэнду "Made in China" в России 90-х прошлого века. И вот тут Акио Морита совершает поступок, на который бы не решился ни один японец в здравом уме - он переезжает жить в США. Нет, не работать, а именно жить, и в его багаже всего одна японская вещь - радиоприемник на транзисторах ценой $29,95.

Будучи крайне коммуникабельным, японский бизнесмен быстро обрел круг друзей из деловой сферы Нью-Йорка. Он упорно отрицал рыночные исследования крупных американских компаний и говорил, что Sony сама создает рынки, тем самым подтверждая закон о предложении, рождающем спрос. Его энергичная деятельность по продвижению товаров с неизменной припиской "Made in Japan" позволили компании в 1963 году выставить свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже. А новые инвестиции помогли продолжить "парад успехов": первый транзисторный телевизор TV8-301 (1960 г.), первый видеомагнитофон CV-2000 (1965 г.), первый цветной телевизор Trinitron KV-1310 (1968 г.).

Мировые успехи потребовали смены названия на более благозвучное и короткое. Имя "Sony" получилось из сочетания латинского "sonus" (звук) и искаженного английского "sonic" (от "sonny" - "сынок"), слово, появившееся в оккупационной Японии с американскими солдатами и обозначающее молодого человека, свободного в устремлениях и с духом новаторства (пионерства).

Для утверждения Sony как брэнда Акио Морита настоял на том, чтобы на каждом изделии теперь присутствовали эти четыре буквы. И все же чего-то еще не хватало. Чего именно, Акио смог понять из своего собственного опыта проживания в Нью-Йорке и общения с бизнесменами из Нового Света. Этот бесценный жизненный опыт не раз будет помогать талантливому японцу в понимании причин, следствий, мотивов поступков людей с Запада. В данный же момент Sony не хватало открытости в глобальном смысле этого слова. И первым шагом к ней стала измененная система набора персонала. Оставив конкурентам традиционную форму "дзайбацу" (семейные японские бизнес-гиганты) о найме сотрудников преимущественно родственников, Акио Морита при приеме на работу не обращал внимания на успеваемость и диплом кандидата. Он настаивал на том, что личные качества, талант и оценки в университете являются разными гранями личности, не имеющими значительной связи, а его книга "Оценки ничего не значат" стала Библией отдела кадров. Таким нововведением корпорация обеспечила себе еще один успех - прием на работу Рэйона (Лео) Эсаки, будущего лауреата Нобелевской премии за изобретение диода. Так в команде разработчиков Sony появилась еще одна звезда.

К концу 70-х, когда на дворе отзвенела эпоха рок-н-ролла, а меломанство поднялось на невиданные высоты, встал ребром вопрос о выпуске переносного устройства для прослушивания музыкальных записей. Инженеры и маркетологи в один голос утверждали, что выпуск на рынок устройства без функции записи равносилен провалу, а совместить компактность и запись тогда еще было технически невозможно. Акио Морита, будучи сам большим поклонником классической музыки, долго спорил, настаивал на своем и в конце концов заявил, что если они не смогут продать в течение года 100000 таких устройств, он уйдет в отставку. На том и порешили, а последующие события показали, что чутье опять не обмануло удачливого японца, и Sony Walkman стал бестселлером продаж.

В Америке Акио Морита называли "visionary", что в переводе означает "провидец". Его способ управления перенимали конкуренты, его взгляды на деятельность компании изучали специалисты, его имя возвели в число легендарных брэндов еще при жизни, а он говорил, что просто имеет позитивное мышление, рассказывая окружающим историю двух торговцев обувью в Африке: через неделю один прислал телеграмму "Все плохо - здесь никто не носит обуви", а второй: "Высылайте еще партию - они все ходят босыми".

В октябре 1999 года Акио Морита скончался от тяжелой формы пневмонии, но до последних дней он продолжал играть в теннис, давать консультации и поражать всех своим жизнелюбием. Его книга "Made in Japan: Akio Morita and Sony" до сих пор является настольной для многих руководителей, а слова: "К успеху идут по нехоженым тропам" вобрали в себя всю концепцию компании, остающейся мировым лидером и по сей день.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

20 за 2004 год

Рубрика: 

Кто есть кто
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Пономарев Павел
Побольше бы таких статей и у нас в России стало бы очень много таких компаний производителей которые поднимут экономику страны