Кое-что о e-mail

Интернет - это материальное подтверждение того, что каноническая культура закончилась

(с) Глеб Павловский

К хорошему привыкаешь быстро. Сегодня нам кажется, что электронная почта была всегда, хотя абсолютное большинство тех, кто сейчас читает эти строки, начали пользоваться ею, от силы, в конце 90-х годов. Тем не менее, e-mail как способ персонального общения охватил современный мир со скоростью лесного пожара, и примерно с 2002 года объем электронной почты превысил объем традиционных почтовых и телеграфных отправлений. Но, как ни странно, только сейчас ученые приступили к изучению того, какое влияние оказывает электронная почта на современного человека.

Одно из самых интересных исследований было проведено в США в Корнельском университете (город Итака, штат Нью-Йорк). Там профессор Джеф Хэнкок попросил 30 своих студентов на протяжении недели вести дневник своего общения по телефону, электронной почте и с помощью служб мгновенного обмена сообщениями (IM-служб). Студентам необходимо было фиксировать количество телефонных разговоров длиннее десяти минут и отосланных и полученных писем, а также сколько раз при этом они солгали своим собеседникам и адресатам. Затем Джеф Хэнкок вычислил среднее количество лжи для каждого вида общения. Оказалось, что в электронных письмах содержалось 14% лжи, в мгновенных сообщениях - 21%, при общении лицом к лицу - 27%, и 37% - при телефонных разговорах.

Результаты этого исследования очень удивили психологов, специализирующихся на межличностных коммуникациях. Некоторые из них считали, что больше всего лжи окажется в электронных письмах. Это связывалось с тем, что люди испытывают дискомфорт, говоря неправду, и логично было бы ожидать, что легче всего это делать опосредованно, с помощью e-mail. Другие, наоборот, были уверены, что чаще всего лгут при непосредственном, живом, разговоре, так как это самый привычный способ общения, и врать в ходе личной беседы люди волей-неволей учатся чуть ли не с младенчества.

Сам исследователь считает, что принципиальным является, записывается разговор или же происходит в реальном времени. По его мнению, люди опасаются лгать лишь в том случае, если знают, что запись разговора могут предъявить им позже и уличить во лжи. Вот почему электронные письма оказываются правдивее телефонных разговоров, подчеркивает он. Неясно только, насколько американские результаты соответствуют тому, как обстоят дела в странах Азии, Европы и в наших краях. Социокультурные различия пока еще никто не отменял...

Джеф Хэнкок, между тем, надеется, что результаты его исследования помогут работодателям выбрать наилучшую стратегию общения для своих служащих. Получается, что менеджерам по продажам лучше привлекать клиентов по телефону, а оценивать чью-то работу - по электронной почте, самому честному средству общения. Но исследования американского профессора еще, возможно, будут подвергнуты жесткой критике на конференции, посвященной взаимодействию людей и компьютеров, которая пройдет в апреле нынешнего года в Вене.

Другое исследование на ту же тему было проведено в Великобритании, в Чилтернском колледже-университете (графство Бакингемшир). Там пришли к выводу, что сообщения, которые начальник по электронной почте посылает своим подчиненным, отрицательно влияют на здоровье последних. По словам ученых, достаточно сотруднику прочитать в поле "Отправитель" грозное имя своего шефа, как у него начинает скакать давление, учащается сердцебиение, а также появляются другие признаки стресса.

Отрицательное влияние, которое оказывают на здоровье офисных служащих почтовые сообщения "сверху", было выявлено в ходе исследования, в котором принимали участие 48 добровольцев, обладающих хорошим здоровьем. При помощи специального датчика у них во время работы контролировали кровяное давление. Таким образом британским ученым удалось выяснить, что при получении электронного послания от начальника происходит скачок давления. При этом, однако, кровяное давление не повышается или повышается, но незначительно, если e-mail приходит от коллеги по работе такого же ранга. Но давление обязательно растет, если пишет начальник, причем чем более агрессивный и критический характер имеет сообщение, тем больше повышается кровяное давление. Поскольку электронное письмо может вызвать у сотрудника состояние сильной тревоги, исследователи не советуют использовать такой способ связи в дисциплинарных целях. Тут стоит отметить, что использование электронной почты именно с целью "накрутить хвост" подчиненному распространено очень широко именно в Европе.

Ховард Тейлор, координатор описанного исследования, так комментирует его результаты: "Те, кто занимают более высокое положение в служебной иерархии, все чаще используют электронную почту как своеобразный щит, за которым они скрываются, не осмеливаясь сделать выговор или, например, сообщить об увольнении при личной встрече. E-mail в офисе для многих является настоящим источником стресса. Я знаю людей, которые обливались холодным потом при мысли о том, какие сообщения они могут обнаружить в своем почтовом ящике после двухнедельного отпуска".

Описанные здесь два исследования, разумеется, отнюдь не единственные в своем роде. Влияние "информационной цивилизации" на человеческое мышление остается в сфере внимания ученых во всем мире, и на протяжении нынешнего года мы рассчитываем регулярно публиковать обзоры наиболее интересных исследований в этой области.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

11 за 2004 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!