Есть ли разница между добром и злом? Между светом и тьмой? Между покоем и хаосом? Есть. Но иногда так сложно бывает удержаться от одного маленького шага, который сотрет эту весьма зыбкую границу...
Игра, которую ждали слишком долго. Но она вышла, как раз незадолго до рождественских праздников, и своим появлением расставила все точки над i. Эталон, или, как минимум, пример для подражания. Лучшая ролевая 2003 года. Это признали практически все авторитетные издания, и многие другие разработчики, прочившие своим детищам призовые места, остались не у дел. И она пришла - на радость фанов и просто поклонников вселенной Звездных Войн.
События игры развиваются задолго (примерно за 4000 лет) до всем известных перипетий фильма - это Старая Республика.
Сюжет этой игры нельзя пересказать. Это книга. Сотни озвученных (!) диалогов, десятки сюжетных развилок, альтернативные варианты прохождения не только всей игры, но и многих ее эпизодов в отдельности, множество квестов и заданий, плавно обволакивающих ствол основной линии событий. К необходимой последовательности действий прибавляются истории жизней всех главных действующих лиц, детали их судеб, эмоциональные происшествия прошлого и настоящего, личное отношение к членам партии. Атмосфера потрясает своей цельностью и проработкой.
Впрочем, начало истории можно приоткрыть. Ваш протеже просыпается на каком-то космическом корабле, который подвергся абордажу. Везде вой сирен, скрежет, выстрелы. А у бедняги амнезия - ни кто он, ни где, толком не припоминает. Вбегает офицер, по-быстрому разъясняет ситуацию, сует в руку оружие и тащит в бой. Так начинается тренировка. Во время побега с обреченного корабля игрок учится управлять своим аватарой, вести боевые действия, применять инвентарь. Когда этот этап заканчивается, герой покидает гибнущий корабль в спасательной шлюпке, и начинается основная игра. О дальнейшем вы узнаете сами. Могу лишь приоткрыть завесу - события будут разворачиваться вокруг поисков таинственной звездной системы, не отмеченной на картах, на одной из планет которой находится могущественный Артефакт...
На первой планете вы познакомитесь со многими людьми, которые пойдут с вами дальше рука об руку. Среди них будут и хорошие, светлые личности, и порядочные мерзавцы. Как себя вести - выбирать тоже вам.
Сначала вы обладаете нейтральным мировоззрением. Но каждая маленькая ситуация, каждый разговор имеют множество вариантов ответов и отношений - от монашеского "Мир вам, братья!" до преступного "Умри, гаденыш!". За каждое ключевое действие вы получаете очки темной или светлой силы. В дальнейшем это повлияет на отношение к вам персонажей и выбор экипировки. Так, преступники (а в игре встречаются и ключевые темные фигуры) больше предрасположены к откровениям с таким же негодяем, как и они, а благородные "светлые" благоволят к морально стойким добрякам с чистым сердцем. К тому же по ходу игры вы будете находить весьма мощные оружие и артефакты, которые имеют ограничение на светлую или темную стороны. Поэтому думайте! Соблазны темной стороны очень сильны, это быстрый путь к обогащению... Но какой ценой? Решать вам. Я лишь советую почаще сохраняться.
Боевая система построена на правилах AD&D, третья редакция. Разумеется, соответствующим образом измененная под вселенную Зв. Войн. Бои ведутся в псевдопошаговом режиме - при обнаружении противника игра переходит в режим паузы, где вы можете отдавать членам партии приказы и использовать предметы инвентаря. Непосредственно оружия довольно много - как дистанционного (бластеры, винтовки, парализаторы, арбалеты, разрушители), так и ближнего боя (мечи - обычные и световые, оглушающие жезлы, шесты). Еще большее разнообразие - в одежде, которую можно на себя примерить: робы, доспехи трех классов (легк., средн., тяж.), пояса со спецсвойствами, энергетические щиты, различные головные уборы и имплантанты. Присутствует конструктор оружия, при помощи которого вы можете создать свой неповторимый меч или укрепить броню.
О самом игроке сотоварищи: в начале игры можно будет выбрать себе мужского или женского персонажа одного из трех классов: воин, вор, скаут. Стили игры за каждого из них существенным образом отличаются - если воин привык решать все вопросы лицом к лицу с врагами, то вор, наоборот, крадется, обходит, проскальзывает, ставит ловушки. За скаута вообще играть не советую - ни рыба, ни мясо. Легче всего проходить воином.
В партии, максимум, три человека (или не совсем человека). Конечно, никто не запрещает проходить и в одиночку, но поскольку опыта игрок получает столько же, то смысла создавать себе лишние трудности нет. В команду могут входить представители различных рас, мировоззрений и классов, а еще дроиды - эти ребята имеют свой личный инвентарь, оружие и броню, но они незаменимы в деле взлома компьютеров, а ломать их приходится часто.
При прокачке игрока повышается целый ряд характеристик, так или иначе влияющих на развитие персонажа. У каждого класса есть свои предпочтения в этом вопросе. При получении очередного уровня игрок может выбрать одно или несколько из более чем трех десятков умений, которые влияют на физические или умственные характеристики, повышают навыки владения оружием и т.д. Очки опыта добываются как в честных (и не очень) сражениях, так и после выполнения квестов. Окончив обучение в джедайской Академии, вы сможете также применять умения Силы. Воины в этом плане менее предпочтительны - у них действуют ограничения на использование Силы, связанные с носимой броней, а вот персонажи в легких робах - самые лучшие Джедаи. К тому же от выбранного класса Джедая (а их три) зависит, как будут распределяться очки Силы/Здоровья, и бесплатные, "приданные", умения. Сами Силы (читай - магические заклятия) могут помочь двигаться быстрее, парализовывать людей и механизмы, развязывать языки, эффективнее обороняться. Без них не обойтись, особенно к концу игры.
А где же происходят действия? Тут у нас есть из чего выбрать. Пять абсолютно своеобразных и непохожих друг на друга планет: город-гигант Танис, пески Татуина, водный Манаан, мир-лес Кашуук, горный Коррибан. Каждый из них проходится часами и оставляет свой, приятный и неповторимый осадок. Еще есть космическая станция Явин и планета системы Звездной Наковальни, вокруг которой крутится весь сюжет.
В основной игре есть также своего рода "вкладыши" - мини-игры: карточная игра Пазаак, в которой вы можете потягаться с местными профи на любой планете; гонки на скоростных скутерах, которые приносят приличные выигрыши; и турельный механизм, где вам придется взять на себя роль стрелка и оборонять свой корабль от атакующих истребителей.
Игра займет у вас 30-40 часов чистого игрового времени. И ни об одной из потраченных минут не придется сожалеть. Жалеть вы будете, когда игра все же закончится. Вот тогда можно будет пройти ее еще раз, выбрав другую сторону и другой класс персонажа. И это прохождение также откроет вам много нового в сюжете. А на сверхуспешный проект уже разрабатывается адд-он, который обещают выпустить в первой половине 2004 г.
Игра обладает весьма сильными аудиовизуальными составляющими: поддерживаются и аппаратный EAX2, и шейдеры, и модный эффект "блур", и все-все-все. Полигонов потрачено немало - модели очень детализированные, анимация превосходная, спецэффекты - красивые и к месту. Правда, платить за эту красоту приходится системными требованиями - это действительно "игра конца 2003". Для комфортного времяпрепровождения вам понадобится: CPU 1.2 - 2.2 GHz, 256 - 512 RAM, 32 - 64 Mb Video RAM (HW T&L), 2.8 - 4.0 Gb HDD Free Space (2CD or 4CD version). Первые значения - минимальные, на которых еще можно играть, вторые - рекомендованные. И даже на рекомендованной конфигурации в некоторых местах игра подтормаживает - тут чем больше, тем лучше.
Вывод
Откровение в стане RPG, невероятно увлекательная, атмосферная и целостная игровая вселенная. Потрясающие своей пластикой и зрелищностью поединки. Головоломные квесты на любой вкус. Вызывающее уважение внимание к самым мелким нюансам. Лучшая RPG последнего времени.
Highcoaster,
highcoaster@list.ru
Комментарии