Nintendo: сказка о трех китах

Вы знаете такую страну, где национальная валюта крепче нефтяных долларов стран ОПЕК? И вовсе не потому, что у них под ногами залежи редкоземельных металлов или россыпи алмазов - из полезных ископаемых там нет ничего интересного, а самыми большими природными ценностями являются земля и люди. Не знаете? А я знаю! Это страна - Япония, лидер по появлению и внедрению новых технологий в жизнь.

Но Япония - это не только собака Aibo и три сотовых телефона на каждого, это еще и скопление мегакорпораций: Sony, NTT, Panasonic... и, конечно же, Nintendo - издатель года, по результатам такой престижной игровой премии, как Golden Joystick Award 2003.

С чем у вас ассоциируется Nintendo? Правильно, с игровой 8-битной приставкой на картриджах (сейчас это слово больше употребляют по отношении к принтерам, но так было не всегда) и игрой Super Mario, но на самом деле успех к компании пришел гораздо раньше, может быть, даже с выбора названия.

Fusajiro Yamauchi (дедушка сегодняшнего президента Hiroshi Yamauchi) в 1889 (!) году основал небольшое предприятие по производству игральных карт. Так и остаться бы ему на задворках индустрии, но не зря говорят: как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому в 1907 году компания меняет свое имя на Nintendo Kopai, что дословно переводится как "оставленное руками неба" или "трудитесь усердно, но удачу оставьте небесам". А в русском языке наиболее соответствует поговорке: "На Бога надейся, а сам не плошай!" Согласитесь, название, говорящее о многом.

Несмотря ни на что, компания пережила все экономические потрясения и мировые войны, и по окончанию последней перешла в руки ее нынешнего владельца - Хироши Ямаучи. Имея изрядную деловую хватку, сверхтонкое чутье на прибыль и, как впоследствии окажется, жесткую волю, новый президент твердой рукой стал выправлять достаточно утлое на тот период времени суденышко на новый курс.

В 50-60-е годы XX в. миром детских фантазий правил Голливуд, а именно Уолтер Дисней. Его Микки Маус и К° наряду с другими раскрученными мультипликационными героями собирали в прокате миллионы долларов. Не удивительно, что первым серьезным успехом Nintendo стал выпуск игры Ultrahand (она походила на мультфильмы, где персонажи могли с большого расстояния дотягиваться до различных предметов, -это достигалось посредством длинных рычагов, установленных под доской игрового поля) и карт с изображением диснеевских героев.

Лиха беда начало - и в 70-е годы Хироши Ямаучи осознает: настало время господства электроники и связанных с ней игр. Для этого он задумал сделать Nintendo домом для лучших инженеров-электронщиков в надежде, что они оправдают его ожидания. И уже в который раз не ошибся - в конце 70-х Япония сходила с ума от довольно простой игрушки с незатейливым названием Game&Watch ("Играй и смотри"). (Именно она стала прародительницей появившихся в Советском Союзе часов со встроенной игрой "Ну, погоди!".) Таким образом, Хироши Ямаучи прочно утвердился в роли первого из трех китов, поддерживающих планету Nintendo.

А роль второго досталась тогда еще молодому инженеру Gunpei Yokoi, который и был автором и главным вдохновителем проекта Game&Watch. Увлеченный идеей миниатюризации игровых устройств, этот гениальный в своем роде человек представляет в 1989 году, пожалуй, свое лучшее изобретение - портативную игровую систему Game Boy. Она затмила собой даже успех первой 8-битной приставки от Nintendo Family Computer (Famicom), захватившей в 1983 году 90% японского рынка.

Game Boy называли "маленьким чудом от Nintendo". Имея более чем скромные технические показатели даже для того времени, она сумела завоевать сердца покупателей по всему миру. Уже спустя десятилетие эта игровая система была признана самой успешной за всю историю индустрии. Ее популярность обеспечивали не только всевозможные дополнительные устройства, как то Game Boy Camera или Game Boy Printer, но и игротека, насчитывающая более 700 (!) игр, полностью совместимых и с приставкой нового поколения Game Boy Advance.

К сожалению, судьба всегда строга к великим людям, и Ганпеи Йокои не стал исключением. Он погиб в 1996 году в автомобильной катастрофе, но его дух, живущий в его изобретениях до сих пор, поддерживает Nintendo на своих плечах, а значит, и место второго кита вряд ли когда-нибудь будет вакантно.

Но сказка на этом не кончается, да и мировую известность компании первым принес не "Играющий Мальчик" (Game Boy), а совсем другой персонаж. Не покривлю душой, если скажу, что его лицо - одно из самых узнаваемых в мире, а имя известно почти каждому ребенку. Забавные приключения в меру упитанного водопроводчика с большим носом давно стали притчей во языцех и обросли многочисленными подражаниями и продолжениями. Но главная его заслуга в том, что он заставил разработчиков осознать: электронные игры могут быть не только примитивными стрелялками или пинг-понгом, но и сказкой, и приключением, и целой жизнью. Зовут этого героя - Марио, СуперМарио.

Его отец-создатель пришел в компанию "по блату", через семейное знакомство с Хироши Ямаучи. И хотя последний был уверен, что "подкидыш" ему никогда не пригодится в силу того, что не имел технического образования, у Nintendo появился первый художник-дизайнер. У Nintendo появился "великий и ужасный" Shigeru Miyamoto.

Не быть ему таким, да как говорят: несчастье помогло. В начале 80-х компания активно вторглась на рынок игровых автоматов. Прибыли от Game&Watch позволили открыть представительство и в США, но дальше дело застопорилось: игровые автоматы от Nintendo ничем не отличались от конкурентов, а во многом и проигрывали им. Точнее, проигрывали установленные на них игры. Ведь если для электронных часов, коими и являлись Game&Watch Ball, Parachute и Fire, они были вполне подходящими, то от стационарных игровых автоматов публика ожидала гораздо большего.

Простой двух тысяч автоматов в Америке и еще гораздо большего числа у себя на родине обходился Nintendo в копеечку. Необходимо было срочно менять ситуацию в свою пользу. Но как? Для начала, переделав установленную в автоматах игру Radarscope. Отвлекать на это инженеров-электронщиков Хироши Ямаучи не решился, а вот дать такое задание "ненужному художнику" - в самый раз.

Повертев в руках схему провальной игры, Шигеру Миямото, выйдя из кабинета директора, выбросил ее в ближайшую мусорную корзину - из этого конфетку не слепить. Поступив так с начальственным заданием, он оставил себе только один шанс, дабы не потерять лицо - сделать что-то гораздо лучшее. И вскоре на всех игровых автоматах от Nintendo засветилось название игры Donkey Kong ("Глупая Горилла"), а на самом деле все произносили лишь одно имя - SuperMario. Так, третий кит прочно занял свое место.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А имя Nintendo еще много раз вызывало бурю восторга по всему миру, будь то первые продажи GameCube или появление покемонов на рубеже тысячелетий.

Конечно, были у компании и откровенные неудачи (Virtual Boy или маркетинговые просчеты в 2003 году), но ведь и Земля стояла когда-то на трех китах, а ведь до сих пор вертится.

Вот и Nintendo - слишком значимое слово для всего игрового мира - дай Бог, будет вертеться. Даже без трех китов...

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2004 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя roxfan
Рекомендую автору выбрать что-то одно: или писать все имена кириллицей, или латиницей, но не вперемешку. А если нет уверенности, как японские имена пишутся по-русски, есть такая штука:

http://anime.dvdspecial.ru/Japan/transcription.shtml

Ну а в общем статья ничего.