В предыдущем номере я рассматривал, что представляет собой компьютерный клуб. Приводил аргументы "за" и "против" такого времяпрепровождения. Давал статистику возрастных групп посетителей, в том числе и "западную". Сегодня поговорим о работниках клуба - системных администраторах и прочем обслуживающем персонале.
Администратор: кто он?
Для большинства людей, собирающихся провести свой досуг за монитором в клубе, слово "администратор" вызывает если не трепет, то должное чувство уважения. Особенно в начале. И особенно, если компьютер, за который тебя посадили, - твой первый. И только потом приходит осознание, что человек за сервером ничем не лучше тебя, а значит, и ты вполне можешь заменить его. "Работа - сплошная халява! Сиди себе целый день за монитором, играй да еще зарплату за это получай!" Но так думают лишь те, кто никогда не сталкивался с администрированием локальных сетей клубов. Проблем, конечно, там не "выше крыши", да и при грамотно построенной и четко отлаженной системе их количество весьма не велико, но администратор - это не только техник, но и кассир, и бесплатный "помогатый" той части клиентов, которой невдомек, что на клавиатуре существует как "левый", так и "правый" "контрол" (Ctrl). Вот тут-то и выходит на сцену пресловутый человеческий фактор: одна смена пройдет - не заметишь; во вторую задергают так, что "небо с овчинку покажется". Причем, при установке в клубе сети интернет проблемы увеличиваются на порядок (не редко - при той же зарплате).
Некоторые, наиболее посещаемые клубы разграничивают обязанности, нанимая дополнительный персонал. Например, это могут быть девушки-кассиры. Тогда администратору остается следить за техническим состоянием машин и поддержанием порядка, помогая при необходимости новичкам.
Или это могут быть охранники (практикуется в неспокойных районах города), поддерживающие некую видимость дисциплины и культурного взаимодействия игроков. В этом случае администратор совмещает обязанности приемщика оплаты и техперсонала.
Следует сказать, что такое разделение труда встречается не часто, и владельцы клубов идут на него вынужденно. Я бы сказал: "При видимой экономической выгоде".
К сожалению, весьма часто за материальной перспективой совершенно упускается из виду кадровый вопрос. А кадры, как известно, решают все. Ведь не случайно сами администраторы делят себя по следующим группам:
- Те, кто все знает, но ничего не хочет.
- Те, кто хочет, но "достал" всех, кого знает.
- Те, кто ничего не знает, не хочет, но уверен, что его не выгонят.
К первой категории относятся настоящие и будущие программисты или люди, достаточно подкованные в компьютерных делах. Их эта "мышиная возня" абсолютного большинства возле мониторов просто напрягает. В силу своих знаний они не перестают удивляться: почему люди, играющие в определенные игры на грани возможного мастерства, удивленно смотрят при словосочетании "диал ап" (dial-up) или "сетевой контролер".
Вся работа по администрированию зачастую воспринимается как несерьезная, перед самой возможностью трудоустройства программистом в одну из крупных фирм. Они не на своем месте и им просто лень.
Вторые - это в той или иной степени "недоучки". Они когда-то сами были на месте нынешних посетителей и теперь их "распирает" от возможности продемонстрировать свои знания. Стремясь всем помочь, такие люди очень быстро создают атмосферу общей нервозности, даже если просто стоят у тебя за спиной. Их больше всего любят девушки, смотрящие на компьютер с благоговейным ужасом. Но даже они, получив всестороннюю помощь, вдруг понимают, что администратор давно забыл свои обязанности и теперь к ним откровенно клеится, всячески мешая работать или играть. В этом случае легче быстро уйти из клуба, чем пытаться хоть что-нибудь изменить.
Третьих часто называют "папенькиными сынками". Любимая фраза: "Перезагрузи!", является ответом даже на самый простой вопрос. Такие обычно устраиваются на работу летом, когда "хороший друг" директора клуба попросит того устроить своего сына-балбеса на время массовых отпусков или студенческих каникул на работу. В случае администрирования сети таким человеком можно полагаться только на свои знания, иначе - собираемся и идем в другое место.
Конечно, деление администраторов компьютерных клубов на такие категории - шутка. Но, как говорится, сказка - ложь, да в ней намек.... Ведь именно душевная направленность человека должна, прежде всего, определять профессиональную пригодность "админов" (сокращ. от "администратор"), т.к. в большинстве случае им приходится ладить именно с людьми, а не с компьютерами. Да и само понятие "системный администратор" в приложении к клубу требует от работника существенно меньше фактических знаний, чем при действительном администрировании сетей, например, на предприятии.
Как мне удалось узнать из разговора с техническим директором клуба "Челюсти" Ильей Харламовым, главное - это создание в клубе дружественной атмосферы. И если администратор нацелен на это, то клуб будет иметь успех, а значит, и высокую окупаемость (и возможность для материального поощрения таких людей).
Тут очень многое зависит от руководителя: держит руку на пульсе, понимает, чем живет клуб - все в порядке. Смотрит на людей как на средство получения прибыли - пиши пропало.
Дальше я остановлюсь на таком феномене, как "клубная команда", т.к. она играет не меньшую роль, чем все другие описанные выше факторы. На ней и закончим.
Егор МАЛЫЖЕНКОВ
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала техническому директору компьютерного клуба "Челюсти" (ул. Октябрьская, 5) Илье Харламову ака Harley.
Горячие темы