Создание плагинов к Winamp

Windows все свое рабочее время (в промежутках между зависаниями) занимается тем, что рассылает и принимает сообщения. Например, изменил пользователь разрешение экрана, Windows тут же сообщает эту новость всем окнам (извините за тавтологию), мол, пора бы и перерисоваться. Разумеется, каждая программа может реагировать на любое сообщение по-своему. Многие приложения определяют для себя некоторые специфичные команды, которые зачастую бывают просто необходимы. Возьмем, к примеру, Microsoft Word. У него есть главное внешнее окно, внутри которого располагаются дочерние окна, в которых открываются документы. Предположим, пользователь запустил Word и редактирует какой-нибудь документ. И вдруг он где-то в "Проводнике" увидел еще один файл, который ему срочно нужно редактировать в том же Word. Юзер два раза кликает по файлу, и опять запускается Word. Word-копия проверяет, единственный ли он и неповторимый, или уже есть его запущенный собрат. Если есть, то он посылает некое сообщение оригиналу и благополучно закрывается. Word-оригинал ловит это сообщение и из него узнает, что нужно открыть такой-то файл, и открывает его, а пользователь даже и не заметил, что Word запускался второй раз. Winamp поддерживает ряд нестандартных сообщений. Благодаря этим сообщениям существует огромное количество плагинов к нему и программ, которые умеют управлять Winamp'ом.

Чтобы послать Winamp'у какое-либо сообщение, нужно прежде всего определить идентификатор его окна. Делается это при помощи WinApi-функции:

FindWindow(lpClassName, lpWindowName: PChar): HWND;

(здесь и далее используется синтаксис Object Pascal);

lpClassName - название класса искомого окна;

lpWindowName - заголовок искомого окна.

Для посылки сообщения используется еще одна WinApi-функция:

SendMessage(hWnd:HWND;Msg:UINT;wParam:WPARAM;lParam:LPARAM):LRESULT;

hWnd - идентификатор окна, которому посылается сообщение;

Msg - посылаемое сообщение;

wParam - первый параметр сообщения;

lParam - второй параметр сообщения.

Winamp поддерживает два основных типа сообщения (параметр Msg):

  • WM_COMMAND: служит только для подачи определенных команд Winamp'у (Play, Stop, Next, Close и т.д.);
  • WM_USER: используется не только для выполнения действий, но и для определения различной информации (версия, текущая композиция, количество композиций и т.д.).

В таблице 1 приведены основные константы для первого параметра сообщения WM_COMMAND.

Команда Описание команды
40044 Кнопка «Prev»
40048 Кнопка «Next»
40045 Кнопка «Play»
40046 Кнопка «Pause»
40047 Кнопка «Stop»
40157 Остановиться после текущей композиции
40148 На 5 секунд вперед
40144 На 5 секунд назад
40154 Перейти на первую песню Playlist’а (режим «Suffle» — случайное проигрывание - должен быть отключен)
40158 Перейти на последнюю песню Playlist’а (режим «Suffle» должен быть отключен)
40192 Запустить плагин визуализации
40036 Показать/Спрятать эквалайзер
40040 Показать/Спрятать редактор Playlist’ов
40258 Показать/Спрятать главное окно
40298 Показать/Спрятать мини-браузер
40022 Кнопка «Repeat»
40023 Кнопка «Suffle»
40188 Показать информацию о файле
40058 Увеличить громкость на один процент
40059 Уменьшить громкость на один процент
40001 Закрыть Winamp

Для их использования можно применять процедуру:

Procedure WinampCommand(Command:Integer);
 var
  WinampHWND:HWND;
begin
 //поиск окна Winamp'a
 WinampHWND:=findwindow('Winamp v1.x',nil);
 //если поиск успешен, то посылаем сообщение
 if WinampHWND<>0 then
  SendMessage(WinampHWND, WM_Сommand, Command, 0);
end;

Теперь для подачи сообщения типа WM_COMMAND нужно выбрать из таблицы понравившуюся константу и передать ее в качестве параметра процедуре WinampCommand. Пример:

WinampCommand(40044); - переход к предыдущей композиции.

В таблице 2 перечислены основные константы для сообщений WM_USER.

Id Data Пояснения
0 0 Возвращает версию Winamp’а
102 0 Начать проигрывать выбранную в playlist’е композицию
104 0 Возвращает статус проигрывания: 1 — играет, 3 — пауза, иначе остановлен
105 0 Возвращает в миллисекундах позицию проигрывания
105 1 Возвращает в секундах длину композиции
121 n Выбирает в playlist’e композицию под номером n
122 n Устанавливает громкость в значение n (от 0 до 255)
123 n Устанавливает баланс в значение n (от 0 до 255)
125 0 Возвращает позицию текущей песни в playlist’е
126 0 Возвращает samplerate (частоту дискретизации)
126 1 Возвращает bitrate (скорость передачи информации)
126 2 Возвращает количество каналов (1 — моно, 2 — стерео)
135 0 Перезагружает Winamp (например, для подключения нового плагина)

Для их использования запишите следующую функцию:

Function WinampUser(data:Integer, id:Integer):integer;
 var
  WinampHWND:HWND;
begin
 WinampHWND:=findwindow ('Winamp v1.x', nil);
 if WinampHWND<>0 then
  result:=SendMessage (WinampHWND,WM_USER,data, id)
 else result:=-1;
end;

Пример:

WinampUser(1, 105); - возвращает длину текущей композиции в секундах.

Управлять Winamp'ом мы уже научились, это умение пригодится для написания плагинов к нему.

Плагины к Winamp'у бывают пяти видов:

  1. Input - плагины для проигрывания различных форматов;
  2. Output - для записи музыки в различных форматах;
  3. General Purpose - плагины общего назначения, в них наиболее часто используются сообщения, которые мы рассмотрели выше;
  4. DSP/Effect - для обработки звука;
  5. Visualization - плагины, которые делают что-нибудь в такт музыке.

На сайте www.winamp.com можно скачать шаблоны всех типов плагинов. Для примера рассмотрим маленький визуализационный плагин, который заставит мигать лампочки Num Lock, Caps Lock и Scroll Lock в такт музыке. Для этого воспользуемся соответствующим шаблоном (vis_minisdk). В нем присутствует функция Render, которая через заданный промежуток времени получает от Winamp'a информацию о текущих уровнях частот проигрываемой музыки. Остается только написать обработчик этих данных:

{Если плагин пишется не на C, то не следует забывать, что параметры процедур должны передаваться так же, как в этом языке. Поэтому в данном случае нужно использовать служебное слово cdecl (c-declaration)}

function Render(this_mod: PwinampVisModule): integer;cdecl;

//внутренняя процедура, которая будет гасить\зажигать нужные лампочки
 Procedure SetLock(n, state:byte);
  var
   KS: TKeyboardState;
   c: byte;
 begin
  //смотрим, с какой лампочкой будем работать
  case n of
   0: c:=VK_NUMLOCK;
   1: c:=VK_CAPITAL;
   2: c:=VK_SCROLL;
  end;
  //в зависимости от параметра state, зажигаем либо гасим лампочку
  GetKeyboardState(KS);
  KS[c]:=state;
  SetKeyboardstate(KS);
 end;

 var
  i:byte;
begin
 //в зависимости от уровня звука, гасим\зажигаем
 //соответствующие лампочки
 for i:=0 to 2 do
 if this_mod.spectrumData [0,i]>40 then SetLock(i, 1)
  else SetLock(i, 0);
 result:=0;
end;

Весь исходный код и готовый плагин можно найти на странице www.IvanFDC.narod.ru/download.html. Хочу отметить, что данный плагин управляет только состоянием лампочек, а сами клавиши не трогает. Поэтому при использовании плагина можно набирать текст безо всяких проблем.

Как видим, всю работу по обработке звука Winamp берет на себя, поэтому создавать плагины к этому популярнейшему плееру может даже человек, весьма далекий от музыки.

Иван ШИРКО,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

02 за 2004 год

Рубрика: 

Азбука программирования
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя ::Magic::
Класно написали статью, но не учли одну обалденно-важную суть: заставить WinAmp при запуске запускать и сам плагин к нему! Иначе смысл такого плагина сводится к нулю...