FX'ы бывают разные...

Тестирование двух видеокарт

Сегодня на рынке игровых видеокарт творится полная неразбериха. Производители графических чипов больше не контролируют ситуацию. Раньше, покупая какой-то конкретный GeForce известного производителя, вы могли быть уверены, что тактовые частоты и ширина шины, а, следовательно, и производительность у него будут стандартными. Может быть немного изменен дизайн, добавлен чип для поддержки ТВ-входа, установлен нестандартный вентилятор... Сейчас же покупка видеокарты превращается в лотерею: недобросовестный производитель может не только занизить частоты, но и перекроить дизайн, установить некачественную память, урезать шину, каким-нибудь иным способом снизить технологичность видеокарты. Конечно, быстродействие при этом серьезно страдает.

К сожалению, отличить полноценную видеокарту от урезанной становится все труднее. Недавно, проведя исследование двух практически идентичных по характеристикам видеокарт, я обнаружил серьезные различия между ними, заметные только при выполнении тестов. Речь идет о видеокартах GeForce FX 5200 двух тайваньских производителей - Prolink и Soltek.


Что такое FX 5200

На самом деле это сильно урезанная видеокарта последнего поколения от NVIDIA. По старой нумерации ее следовало бы назвать GeForce5 MX. Бюджетная видеокарта унаследовала "продвинутую" архитектуру GeForce FX: ее конвейеры рендеринга поддерживают шейдерные программы - как вершинные, так и пиксельные - версии 2.0, что соответствует требованиям интерфейса DirectX 9. Однако количество конвейеров было сокращено до двух (по два текстурника на каждый), серьезно урезаны буферы и кэши, внесены упрощения в логику работы контроллера памяти, уменьшены до 350 МГц частоты двух встроенных RAMDAC, применена старая технология производства и т.п. Тактовые частоты тоже были значительно снижены - до 250 МГц для чипа и 200 МГц для памяти. В итоге мы имеем полный аналог GeForce4 MX440, но с совершенно новой внутренней архитектурой. Собственно, FX 5200 призван заменить всю линейку MX, а также составить конкуренцию Radeon 9200.

Конечно, производители видеокарт быстро наловчились выпускать FX 5200 с 64-битной шиной. Этим достигается основная цель - снижение себестоимости, к сожалению, сказываясь на быстродействии и так не слишком мощного 3D-ускорителя. Мало того, FX 5200 с шиной 128 и 64 бита никак не различаются по названиям, что позволяет легко дурачить покупателей. Первое время считалось, что отличить видеокарты можно по объему видеопамяти - у 128-разрядной будет 128 Мб, а у 64-разрядной - только 64 Мб. К сожалению, это справедливо только для видеокарт, выполненных по эталонному дизайну. И этот дизайн уже мало кто использует. Вот вам и обещанная неразбериха.


Prolink GeForce FX 5200

Компания Prolink хорошо известна как производитель видеокарт на чипах NVIDIA второго звена. Ее продукция отличается демократичными ценами и неплохим качеством. Prolink не увлекается различными маркетинговыми играми, не придумывает экзотические названия своим видеокартам, не изобретает новых комбинаций - ее видеокарты, в основном, стандартны.

Рассматриваемая модель называется просто GeForce FX 5200. Она выполнена с серьезным отклонением от стандартного дизайна: микросхемы памяти в количестве восьми штук установлены по четыре с обеих сторон печатной платы. Prolink использовала память Samsung с маркировкой K4D64163HF-TC40: емкость 64 Мбит (8 Мб), время цикла 4 нс (рабочая частота 250 МГц), разрядность 16 бит. Простая арифметика показывает, что общая разрядность шины памяти должна быть 128 бит. Но тесты говорят, что это не так.

Чип охлаждается большим пассивным радиатором очень простой формы - плоское прямоугольное основание с высокими, но редкими ребрами. Радиатор закрывает половину микросхем памяти на лицевой стороне видеокарты, но в контакт с ними не входит - скорее, он им мешает нормально охлаждаться. Впрочем, проблем в работе не возникает.

Видеокарта оснащена обычным аналоговым и совмещенным аналоговым/цифровым выходом на монитор, выходом на телевизор формата S-Video. Вывод композитного ТВ-сигнала не предусмотрен, однако в комплекте есть переходник, а также короткий кабель RCA-RCA. В дизайне предусмотрена установка ТВ-кодека, но на данной видеокарте его нет.

Видеокарта работает на немного завышенных тактовых частотах. 3D-чип имеет положенные ему 250 МГц, а вот память вместо 200 работает на 250 МГц.


Soltek SL-5200-ED

Компания Soltek - практически новичок на рынке видеокарт, так как до последнего времени она занималась только разработкой материнских плат. Сейчас в ассортименте Soltek есть несколько видеокарт на базе чипсетов NVIDIA. Одна из них - модель SL-5200-ED.

(Следует заметить, что у Soltek есть несколько видеокарт GeForce FX 5200. Модель ED имеет 128-битную шину памяти и 64 Мб, другие модели с таким объемом памяти имеют 64-разрядную шину. Отличить их можно по отсутствующим микросхемам памяти: у модели ED они все на месте, а у 64-битных моделей CD и PD половина микросхем не установлена.)

Видеокарта внешне совсем не похожа на модель Prolink. Микросхемы памяти у нее расположены с одной стороны печатной платы. Как ни странно, это точно такие же чипы Samsung, с той же маркировкой. Для охлаждения 3D-чипа применяется тоже пассивный радиатор, но меньших размеров и более сложной формы. Набор выходов у двух видеокарт GeForce FX 5200 идентичен, одинакова и комплектация.

Видеокарта Soltek работает на стандартных частотах - 250 для чипа, 200 для памяти.


Prolink GeForce4 MX440-8x

Сравним обе видеокарты с их аналогом предыдущего поколения - видеокартой GeForce4 MX440-8x. Она выпущена тоже компанией Prolink. C одной стороны, эта видеокарта выглядит солиднее: более высокие тактовые частоты (275 МГц для чипа и 200 МГц для памяти), 128-битная шина, радиатор с вентилятором. С другой стороны, отсутствует выход на телевизор в формате S-Video (только композитный RCA), не выведен сигнал со второго RAMDAC - только цифровой сигнал с трансмиттера (два обычных монитора не подключишь). По функциональности видеокарта явно проигрывает обеим FX 5200, но это заметно только при использовании ее дополнительных возможностей. Для 3D-игр существенным будет полное отсутствие поддержки шейдеров.


Тестирование

Производительность

По качеству изображения в 2D видеокарта MX440 уступила двум другим: в разрешении 1280х1024@85 у обеих FX 5200 снижения четкости не наблюдалось, чего не скажешь про MX440. Конечно, это никак не связано с 3D-ускорителем - качество в 2D зависит, в основном, от дизайна и изготовления, и в меньшей степени - от частоты встроенного RAMDAC.

Теперь давайте посмотрим, как три видеокарты смотрятся в 3D-играх. Добавим сюда же Radeon 9200 со 128-битной шиной производства Gigabyte. В состав тестовой системы входит: процессор Pentium 4 2.20, 512 Мб памяти, плата Intel на чипсете i845G, жесткий диск Seagate Barracuda ATA 4 с установленной системой Windows XP.

Разгон Soltek SL-5200-ED
(1280x1024)
Номинал
(250/200)
Разгон
(280/275)
Прирост
Unreal Tournament (DirectX) 40.2 49 22%
Serious Sam (DirectX) 45.4 52.9 17%
Max Payne (DirectX) 26.3 28.8 10%
Comanche 4 (DirectX) 25.5 30.3 19%
Quake3 Arena (OpenGL) 130.5 160.7 23%
Serious Sam (OpenGL) 53.6 65.9 23%
Wolfenstein (OpenGL) 103.8 109.2 5%
3DMark03 Game 1 (DirectX) 54.1 68 26%

 

Разгон Prolink FX 5200
(1280x1024)
Номинал
(250/250)
Разгон
(280/310)
Прирост
Unreal Tournament (DirectX) 30.5 37.5 23%
Serious Sam (DirectX) 34.5 41.3 20%
Max Payne (DirectX) 22.6 24.5 8%
Comanche 4 (DirectX) 20.5 24.6 20%
Quake3 Arena (OpenGL) 95.6 117.7 23%
Serious Sam (OpenGL) 39.8 48.5 22%
Wolfenstein (OpenGL) 79.4 85.6 8%
3DMark03 Game 1 (DirectX) 39.1 47.9 23%

Начнем с "синтетического" теста 3DMark03. Обратим внимание на fillrate - скорость заполнения сцены пикселами. Что интересно, у обеих FX 5200 показатели fillrate оказались сильно сниженными по отношению к теоретическому пределу. Судите сами: в режиме наложения одной текстуры видеокарта с двумя конвейерами сможет закрасить два пиксела за такт, а с четырьмя конвейерами - соответственно, 4 пиксела за такт. Реальный fillrate у MX440 (два конвейера) составляет 520 Мпкс/с, что недалеко от теоретического 550 Мпкс/с. Radeon 9200 показал всего 533 Мпкс/с вместо 1000, что объясняется влиянием медленной памяти. То же самое у FX 5200, причем видеокарта Prolink показала около 400 Мпкс/с, а видеокарта Soltek - 600 Мпкс/с. Видимо, ядро NV34 все-таки умеет динамически переконфигурировать текстурники и конвейеры, что раньше отрицалось многими обозревателями. Очевидно, что видеокарта Soltek в этом тесте работает по формуле "4x1" (четыре конвейера по одному текстурнику), а не "2x2".

В мультитекстурировании оба FX 5200 показали скорость около 700 Мткс/с, уступив MX440 и Radeon 9200. Не берусь судить, виноваты ли алгоритмы комбинирования конвейеров для мультитекстурирования или проблема заключается в нехватке пропускной способности памяти, но новые видеокарты NVIDIA в этом режиме работают не слишком эффективно.

Теперь перейдем к играм. Вот и первый результат тестирования: видеокарта Prolink FX 5200 практически во всех играх заметно проигрывает MX440. Разница составляет от 15 до 33%. Урезанная шина памяти дает себя знать, повышенная до 250 МГц частота не помогает.

Зато полноценный FX 5200 в ряде игровых тестов (Unreal Tournament 2003, Serious Sam, Quake3, 3DMark03) значительно превосходит MX440, выигрывая от 15% до 30%. Но в других играх, таких, как Max Payne, Giants и Comanche4, у FX 5200 нет никаких преимуществ. В Max Payne эта видеокарта даже серьезно проигрывает. Вполне может быть, что винить следует драйверы, имеющие оптимизации под ряд игровых тестов.

Если подключить к сравнению Radeon 9200, то картина получается вообще запутанной. В Quake3, Wolfenstein, Giants видеокарты NVIDIA со 128-битной шиной дружно выигрывают, в UT2003, Serious Sam небольшое преимущество имеет Radeon 9200, а в Max Payne видеокарта ATI значительно быстрее остальных. Драйверы?..

Подытоживаю: GeForce FX 5200 работает достаточно быстро даже на своих не слишком высоких частотах. Он зачастую обгоняет MX440-8x, редко уступает Radeon 9200 (при равенстве по частотам). Однако его 64-битный вариант совершенно портит радужную картину. Особенно неприятно то, что внешне отличить быструю видеокарту от медленной практически невозможно.

Разгон

Поскольку FX 5200 является прямым наследником FX 5900, этот чип тоже поддерживает отдельный разгон в режимах 2D и 3D. Это большой плюс: для выполнения операций в 2D-видеокарте не нужно затрачивать все имеющиеся у нее ресурсы, поэтому тактовую частоту можно снизить, уменьшив тем самым нагрев чипа. Правда, использование утилиты RivaTuner показало, что изменение частоты только в 3D не действует - видеокарта возвращается в исходное состояние и не хочет повышать частоту при переключении в 3D. Пришлось выставлять частоты для обоих режимов.

Итак, поднимаем частоту графического чипа. У обеих видеокарт результат скромный: всего на 30 МГц, или на 12%. Пассивное охлаждение, что поделать - чип быстро перегревается. Частота памяти на видеокарте Prolink увеличилась на 60 МГц, то есть до 310 МГц, а на видеокарте Soltek - на 75 МГц, но только до 275 МГц.

Сравним результаты разгона. Обе видеокарты прибавили примерно по 20%, причем видеокарта Prolink - чуть больше, хотя частота памяти у нее увеличилась всего на 24%.


Итог

GeForce FX 5200 со 128-битной шиной - неплохой выбор. Видеокарта быстрее предыдущего семейства MX440, даже при отставании по частотам, и обладает большей функциональностью. Не уступает она и Radeon 9200. Однако ее цена по-прежнему остается достаточно высокой, чтобы однозначно рекомендовать ее к покупке.

Урезанная 64-битная версия FX 5200 не выдерживает никакой конкуренции, старайтесь избегать покупки такой видеокарты. Она подходит только как видеокарта для компьютеров, не предназначенных для 3D-игр.

Макс КУРМАЗ,
max@hw.by,
"Белорусский 'железный' сайт" (
www.hw.by)

Видеокарты Prolink FX 5200 и Soltek SL-5200-ED предоставлены фирмой NTTs

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

02 за 2004 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!