Немного субъективности и аналитики
Скоро Новый Год! Уходит в небытие старый, волоча за собой оставшиеся дни. Кого-то съедает нетерпение от наступления праздника, для кого-то это знак приближающихся каникул или длинных выходных, а кто-то ставит жирную черту под балансом и подшивает в папочку с грифом "2003" очередную стопку документов. И пусть год заканчивается не у всех (учебный - в самом разгаре, финансовый - завершен только на 2/3, а в некоторых религиях и у некоторых народностей 1 января - не больше, чем начало очередного месяца), то для многих из нас это время подводить итоги. Большие и маленькие, веселые и не очень.
Так и в мире компьютерных игр заведено считать концом года декабрь. И пусть не все премии и интернет-награждения проходят под звон бокалов с шампанским и праздничный салют у новогодней елки, все же 31 декабря - это рубеж, дальше уже отсчет пойдет по-новому, 2004-му.
Забегая вперед, сразу оговорюсь: все ниже приведенное - это личное и очень субъективное мнение. Например, некоторые из игр, так почитаемые "западными" (да и нашими, "доморощенными", тинэйджерами), я бы ни в коем случае не выдвинул на соискание. А поэтому в сегодняшнем обзоре о них только упомяну. Или еще: явное большинство представленной нам игровыми корпорациями продукции относится к жанру "action" или включает его элементы. Следовательно, не стоит удивляться, что большинство моих "кивков" и сравнений будет относиться именно к нему. Хотя и про достижения других жанров я тоже не забуду. И, в-третьих, рассматриваться будут только игры, вышедшие на PC, а посему отчеты награждений приведу лишь в той мере, в какой они затрагивают эту платформу.
Итак, одна из самых ранних (но не менее престижных) церемоний вручения премий прошла в начале декабря в Лондонском Park Lane Hotel. Награждение, получившее название Golden Joystick Awards 2003, было проведено при большом стечении публики и даже транслировалось по MTV. Организатором выступил известный шоумен и телевизионный ведущий Фил Джупитус (Phil Jupitus). Надо сказать, что этот конкурс ежегодно устраивается британским изданием Computer and Videogames при поддержке ведущих игровых компаний, где за первую премию соревнуются лучшие видео и компьютерные игры уходящего года. Получить такую премию очень почетно, несмотря на то, что победителей выбирает не профессиональное жюри, а сами геймеры путем on-line-голосования, или потому, что на последний месяц года издатели приберегают потенциальные хиты, которые по определению не попадают в список номинантов. К тому же, чтобы игра приобрела необходимую популярность и поддержку миллионов (а банк данных количества голосовавших оперирует именно такими цифрами), требуется, как минимум, две недели, а лучше месяц. Поэтому прямого конкурента Golden Joystick премию Interactive Achievement Awards, проходящую в феврале, можно было бы признать более объективной, если бы не одно НО - североамериканские настроения, которые не то чтобы преобладают, но порой играют явно определяющую роль (особенно достается жанру спортивных менеджеров и симуляторов). Так, в список победителей 2002 попал мало кому известный Madden NFL 2003 от Electronic Arts, что вызвало "некоторое" недоумение в Европе или.... А впрочем, какая разница? Нас больше интересует, что думают о таких вещах, как "лучшая игра года", российские интернет-издания. И если основные итоги на момент написания этой статьи еще только пишутся тамошними обозревателями или пока не выкладываются для поддержания интриги, то мнения на форумах достаточно противоречивые. Это связано, пожалуй, с тем, что явных фаворитов не наблюдается: мегаожидаемые долгострои, запланированные к выходу в этом году (Doom 3, Half-Life 2), опять были перенесены, а из имеющегося "не раскрученного" выбирать очень сложно (на вкус и цвет...). Поэтому предлагаю свое собственное суждение. А так как просто перечислять игры - дело весьма не благодарное (тем более, что ни одна из них не является идеалом, и большинство обозревателей просто сравнивают их между собой), то рассматривать их буду в том плане, что нового они привнесли в различные жанры, как происходила эволюция, какой прогноз на будущее.
Начнем, пожалуй, с экшенов "от третьего лица" (3D-Action) и приравненных к ним.
Как всегда, под занавес уходящего года мы получили вполне шедевральный проект - Silent Hill 3. Я уверен, он вознес на новый рубеж мировую планку не только в анимации и прорисовке персонажей, но и по многим другим показателям. В этом миксе жанров приобрели новую жизнь квесты и логические игры, а мы с вами приобрели новый эталон графики. В то время как получивший массу всяческих премий и порядком поднадоевший старожил GTA: Vice City, увы, не смог, на мой взгляд, привнести ничего, кроме неоправданной жестокости, и держится в высоких рейтингах исключительно благодаря своей "безбашенности". Именно по этим же причинам я не упомяну и Postal 2 в категории шутеров. Умиление всех фанатов Max Payn II сначала восхитил графикой, но по прошествии времени оказался всего лишь добротным продолжением "Макса Пейна" за номером "1". Не будь у него достойных конкурентов, мог бы вполне претендовать на игру года, а так.... Единственный, кого еще следует вспомнить, проект Blood Rayne, всколыхнувший общественность своей кровавостью и "добрыми" вампирами.
Среди FPS ситуация не столь однозначная.
"Первенец" этого года Unreal II задал направление для всего жанра. Его графика не была революционной, но многие моменты (AI, огромные ландшафты, а особенно появление нового движка для игр жанра "от первого/третьего-лица") заставили разработчиков по-другому взглянуть на положение в "отрасли".
Последовавшие за ним Tom Clancy's Splinter Cell, Vietcong, Halo и Call of Duty уже реализовывали то, что было недоделано раньше: свобода передвижения, выбор стратегии боя не только в угоду сюжету, но и в соответствии с обстановкой, вооружением и количеством врагов. Наряду с общей линейностью нам дали сиюминутную многовариантность, т.е. возможность решить ближайшую задачу так или иначе.
Зато появилось несколько очень удачных проектов, которые ряд обозревателей относят более к RPG, нежели к FPS. Причем, если Tron 2.0 - это все-таки линейный шутер, то Deus Ex: Invisible War - во многом ролевая игра.
Если опираться на триединство: графика, реализм (физика) и сюжет, плюс соответствие канонам жанра, то победителем будет Call of Duty. Если же брать в расчет личные предпочтения и то, что сам по себе жанр FPS вырождается, а будущее ему светит только в смешивании с RPG, приз моих личных симпатий (и всяческих рекомендаций) достанется Tron 2.0. (А единственным, кто зацепил за живое после Tron'a - мультяшный "XIII", оставшийся без пристального внимания большинства обозревателей только из-за поздней даты выхода. А так - приз в номинации "Оригинальность" и "Сюжет").
Этот год в плане стратегий был богат на add-on'ы: к Command & Conquer Generals, Age of Mythology, Warcraft III, что ни в коей мере не свидетельствует о динамике мысли разработчиков, а только о желании ревизии старого. Чем вполне и объяснимы коммерческие удачи Silent Storm и Ufo: Aftermatch - ностальгия по X-Com и Fallout. И если "Praetorians" и "Блицкриг" соответствовали в полном смысле канонам, то все остальные, вышедшие в этом году, имели уклон в ту или иную сторону или, вообще, в соседний жанр. Так, Генералы объявили нам о полном закреплении в жанре RTS принципов RPG, а Ufo: Aftermatch о появлении нового вида "стратегий реального времени с возможностью паузы" (time based - это совсем другое). Сам по себе жанр сверхоригинального и революционного ничего за этот год не родил. А жаль. Ведь даже вышедшее очередное дополнение к Civilization III под названием Conquest не смогло скрыть кризиса переживаемого в этом виде игр. Тем не менее, стратегией года я бы назвал Warcraft III: The Frozen Throne хотя бы за сбалансированность и стремление к идеалу.
В жанре аркадных гонок, безусловно, лидирует Need for Speed: Undeground. Причем, имеющуюся там возможность тюнинга (сборки своего собственного автомобиля) тоже можно отнести к ролевому аспекту:). А вот легендарный Colin McRae Rally 3 оказался всего лишь очередной вполне добротной (но не больше) гонкой.
Среди летных симуляторов выделились и остались в памяти Flight Simulator 2004: A Century of Flight, Secret Weapons over Normandy и "Ил-2: Забытые сражения". Последний достоин внимания больше, чем первые два, по одной причине - существует непосредственно живой интерес к игре, а не обучение полетам в стиле "как это на самом деле".
Спортивная отрасль все больше источала из себя различные менеджеры, чем в полном смысле спортивные симуляторы (или помесь и того, и другого). Поэтому пальму первенства между Championship Manager 4 и FIFA 2004 получит первый, хотя бы в номинации "Глобальность".
Остался нерассмотренным лишь один жанр. Именно из него больше всего заимствуют и именно он наиболее динамично развивается, периодически радуя нас новиками, а порой даже открытиями и шедеврами. Да, это ролевые игры, скрывающиеся под более известной аббревиатурой "RPG".
Несомненно, игрой года здесь стали Star Wars: Knights of the Old Republic, но так как сам проект получил не очень большое распространение на территории бывшего СССР прежде всего из-за своей системной требовательности, то пальма первенства по праву может перейти ко второму Златогорью. Как ни странно, но в этом году, кроме упомянутых игр, ролевой жанр нам так ничего вразумительного не представил. Да, были Mistmare и Lionheart (номинант на разочарование года) и целый ряд других новинок, а также продолжений, сиквелов и add-on'ов, но ни один из них не запал ни в сердце, ни в душу.
Общие итоги года я бы выразил тремя словами: затишье перед бурей.
Да, было несколько очень удачных проектов, но самыми яркими оказались так называемые "порты". Т.е. игры, портированные с других игровых платформ. Это связано, прежде всего, с тем, что доля альтернативных РС игровых консолей на западном рынке превалирует, в то время как у нас - с точностью до наоборот.
Год 2003 отмечен как год апгрейда домашнего компьютера, и многие из нас стали мерить своей процессор в районе 2 ГГц, а видеокарточку, начиная с 64 мегабайт. Не мудрено, что к концу года мы получили определенное количество игр очень требовательных к "железу", зато налицо с шагнувшей вперед графикой и реализмом физических действий. Жаль, что такого нельзя сказать про геймплей и сюжет, но будем надеяться, что 2004 год станет годом подвижек и в этой области.
А напоследок позвольте привести небольшую таблицу победителей Golden Joystick Awards 2003:
- Игра года на РС: Championship Manager 4 (Eidos)
- Игра года on-line: Battlefield 1942 (Electronic Arts)
- Издатель года: Nintendo
- Человек года: Shigeru Miyamoto
- Самая ожидаемая игра 2004 года: Half-Life 2 (VU games)
Счастливого Рождества и Нового Года!
Wildcat_e,
Wildcat_e@front.ru
P.S. Мои рекомендации: игра года в номинации "Ретро" и "Самая забавная игра года" www.royalbooks.narod.ru/fedot.rar.
Фигурой года на Golden
Joystick Awards 2003 стал легендарный Сигеру
Миямото (Shigeru Miyamoto) - генеральный
менеджер, начальник подразделения
по анализу развлекательности игр
(Entertainment Analysis) и контроля процесса
их создания (Development Division), директор
Nintendo Co., Ltd, пожалуй, старейшего
производителя как игровых
устройств, так и игр к ним. Именно
из-под его "пера" вышел
всемирно известный водопроводчик
Mario со своими многочисленными
приключениями. А такие игры, как Donkey
Kong, The Legend of Zelda и сериал про
покемонов стали классикой
приставочного жанра. Благодаря
этому человеку корпорация Nintendo не
упала в грязь лицом после заката
эры 8(16)-битных приставок и в ответ
на Playstation 2 и Xbox выпустила GameCube и GameBoy
Advanced. А с этого года Миямото-сан
читает лекции в самом престижном
университете Японии — Токийском
(по-другому его называют Todai), где
ведет семинары, посвященные
игровому дизайну и
программированию.
Горячие темы