В России готовится законодательная база, призванная защитить интересы клиентов интернет-магазинов. Как сообщают российские СМИ, потребители, предпочитающие покупать товары "на расстоянии", могут получить законную защиту уже в нынешнем году.
Суть происходящего состоит в том, что Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП) подготовило и передало в правительство пакет изменений и дополнений в закон "О защите прав потребителей". Нормативный акт, существующий уже более 10 лет, регулярно подвергается усовершенствованиям. Но предстоящие в скором времени перемены обещают побить все рекорды: по словам сотрудников МАП, планируется внести или изменить 15-20 статей закона. По мнению экспертов, наиболее интересным нововведением является легитимизация дистанционных продаж, то есть, в первую очередь, торговли через интернет.
Дистанционные продажи уже стали в России нормой, особенно в крупных городах, где велико число пользователей Сети. Однако никакого законодательного закрепления электронная торговля до сих пор не имела. Именно этот пробел и призвана устранить одна из новых статей закона "О защите прав потребителей". В российское законодательство, наконец, будет введен термин, определяющий, что подразумевается под дистанционной продажей. В связи с этим сотрудники российского Министерства по антимонопольной политике сказали журналистам: "Характерной особенностью данного вида торговли является то, что покупатель не имеет прямого контакта с продавцом, не может потрогать товар руками. А передача товара потребителю осуществляется через посредника".
По разным оценкам, на сегодняшний день в России "на расстоянии" реализуется товаров на сумму от 660 до 875 млн. долларов, что составляет 0,5-0,7% от общих объемов розничных продаж в стране. Однако растет этот вид торговли значительно быстрее, чем "традиционная" форма. Если розничные продажи в России увеличиваются, в среднем, на 9% в год, то дистанционные - от 50 до 250%.
Если поправки одобрит правительство и примет Дума, то будет установлен срок (в мировой практике - 3-10 дней), в течение которого покупатели "на расстоянии" смогут вернуть покупку без объяснения причин. Сегодня же вернуть обратно приобретенный в интернет-магазине товар практически невозможно - даже суд далеко не всегда в состоянии помочь разочарованному покупателю.
Но не только антимонопольное министерство собирается заняться защитой российских клиентов электронных магазинов. МВД России в очередной раз заявило о своем намерении активизировать борьбу с преступлениями, совершенными с использованием интернета. В качестве основных объектов внимания сыщиков указываются мошенничества с пластиковыми картами клиентов интернет-торговли, финансовые пирамиды в интернете и недобросовестные интернет-торговцы. Так, по сообщению заместителя министра внутренних дел начальника Федеральной службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями МВД РФ, по фактам мошенничества, совершенного финансовыми пирамидами, направлено в суды уже 12 уголовных дел. Еще по восьми аналогичным делам проводятся следственные действия.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы