Вновь, уже пятый год подряд, гостеприимно распахивает перед школьниками свои двери "Юни-центр-XXI" Белорусского государственного университета. Так называется организованный здесь научно-исследовательский и методический центр преподавателей и учащихся по математике и информатике, куда принимают ребят самых разных возрастов, начиная с пятого класса.
Причем, в отличие от обычных кружков при высших учебных заведениях, это не курсы ускоренной подготовки к поступлению в вуз для особо одаренных. В "Юни-центр-XXI" может прийти каждый школьник, интересующийся упомянутыми выше предметами, и попробовать свои силы в более глубоком их освоении.
Система непрерывного ориентированного образования, в рамках которой центр создан, как раз и ставит целью создать возможность получения дополнительных знаний любым учащимся.
Руководитель "Юни-центра-XXI" Борис Задворный рассказал, что в идее создания подобной организации нет абсолютно ничего нового, поскольку школы юных существовали в советские времена повсеместно. Причем, они являлись частью общего комплекса воспитания молодого поколения. И современный "Юни-центр" университета - не что иное, как школа юных практически в том же виде, в котором они существовали двадцать-тридцать лет назад.
А объединение информатики с математикой вызвано тем, что будущим программистам и компьютерщикам необходима хорошая теоретическая база и развитое мышление, которые, по мнению методистов университета, можно сформировать лишь в тандеме с углубленным изучением математики.
Идея возрождения былых традиций путем создания собственной школы юных носилась в воздухе давно. Ведь в университет частенько приходили из общеобразовательных школ с просьбами прочесть спецкурс или организовать факультатив по математике или программированию. Но преподавателей на том же факультете прикладной математики не так уж и много, поэтому и возникла идея организовать обучение на базе университета.
Разумеется, наставники в центре не занимаются дублированием школьной программы, а делают упор на развитие логического мышления своих подопечных, решение ими нестандартных задач. Ребят вовлекают в мероприятия вроде турниров городов, конкурсов исследовательских работ, научных конференций, семинаров.
В результате, если у школьников есть хоть немного способностей и желания продолжать обучение, они остаются в школе и продолжают учиться.
Постепенно задачи усложняются, и к восьмому классу учащиеся переходят к работе по специальным олимпиадным методикам. (Кстати, факультет прикладной математики и информатики, пожалуй, единственный факультет, который в рамках олимпиад для абитуриентов отдельно проводит творческую олимпиаду по математике среди учащихся 9-10 классов.)
По информатике обучение спланировано с учетом специфики предмета. Группы формируются в зависимости от знаний школьников. Случается ведь, что семиклассник знает по языкам и теории алгоритмов значительно больше, чем какой-нибудь ученик девятого или десятого класса. И оба они вполне могут проходить обучение в одной группе.
Здесь критерии распределения зависят от начального уровня знаний. Если он, как говорят, "нулевой", то школьник попадает в группу начинающих и его ждет знакомство с компьютером, операционными системами, офисными пакетами.
Второй семестр включает программирование на упрощенном алгоритмическом языке и изучение основ программирования при помощи специально разработанных Министерством образования методик для начинающих.
Следующий этап - программирование на языке Паскаль. В это время учащиеся начинают изучение структур данных, работы с файлами, массивами, строками. Затем следует более углубленное освоение структур данных и консольных приложений в среде Дельфи. Впрочем, многие школьники приходят в центр, уже немного зная Паскаль. Для них предусмотрен начальный курс изучения Дельфи.
Параллельно еще одна группа изучает Си++, но его преподают только тем, кто уже знаком с основами какого-либо языка. Считается, что, с точки зрения методики и структуры программ, начинать с "Си" не совсем корректно.
Для тех, кого не привлекли программирование и математика, в центре существует группа компьютерной графики. Ребята осваивают там пакеты Adobe Photoshop, Corel и другие дизайнерские программы.
Создана в центре и группа для действительно одаренных детей. Ее слушатели занимаются теорией алгоритмов. В основном, преподаватели этого класса делают упор на разработку нестандартных приемов программирования и решение олимпиадных задач.
Надо отметить, что учащиеся центра практически наравне со студентами участвуют в городских и республиканских олимпиадах по информатике. Это говорит о немалом интеллектуальном потенциале молодежи и высоком уровне преподавания в центре. В прошлом году среди учащихся университетской школы юных было пять победителей городских олимпиад.
Причем, на олимпиадах любого уровня не существует индивидуальных первенств - только командные, что значительно облегчает интеграцию школьников в студенческие команды и открывает им возможность участвовать в олимпиадах более высокого ранга.
Пока это только теория, но, возможно, она получит практическое развитие. Предпосылки для этого есть - студенческая команда университета за последние пять лет уже четыре раза участвовала в финале первенства мира по программированию.
Сегодня центр продолжает развиваться. В прошлом году, например, только в группах математики, в школе юных занимались двести восемьдесят человек, на информатике - триста пятьдесят. К обучению привлекаются и ребята с периферии. Их приглашают на сборы в Минск, отбирают лучших для участия в дальнейшей учебе. Словом, работа в школе юных кипит.
А преподавательский состав факультета укрепляет связи со школами, лицеями, колледжами республики, откуда в центр приезжают учиться ребята, вовлекая таким образом в свою систему все большее количество участников.
Эдуард ТРОШИН
P.S. Казалось бы, чего еще желать. Есть у ребят возможность учиться, учиться и еще раз учиться, как говорил один известный политик, которого еще не скоро забудут. У организаторов существуют грандиозные планы по развитию школы. Но пятьсот человек в год - это слишком мало, чтобы говорить об успехе дела. Ведь талантливых школьников в стране и особенно на периферии огромное количество. Все они в университет приехать не смогут. Поэтому необходимо создание подобных школ или центров на периферии, где информатику изучать негде и преподавателей уровня БГУ нет и в помине. А это уже действительно серьезное дело, требующее колоссальных усилий и средств. Возьмется ли за него кто-нибудь? Время покажет.
Комментарии
Виктор.