ИВЦ (информационно-вычислительный центр) Витебского отделения Белорусской железной дороги считается одним из самых "продвинутых" среди аналогичных структур на магистрали. И, побывав там, вполне можно согласиться с этим утверждением. Техника здесь применяется вполне современная - это оборудование Dell, HP, Cisco, 3Com. Но основная причина успеха витебского ИВЦ, скорее всего, не в технике, а в людях, которые там работают.
Это профессионалы с большой буквы, несмотря на то, что почти половина коллектива центра - моложе тридцати лет.
Даже главный инженер подразделения, Геннадий Глевицкий, еще не перешагнул тридцатилетний рубеж. Но занимает весьма ответственный пост по праву. Знаний у него более чем достаточно. "Мирская" профессия Геннадия - инженер по автоматизации технологических процессов, а на предприятии он начинал с должности программиста более восьми лет назад. В те годы как раз "пошло" повсеместное внедрение персоналок.
Разумеется, появились они и на машиносчетной станции (так тогда назывался центр). До этого в разные годы (а предприятию уже почти 30 лет) здесь использовалась техника предыдущих поколений: от электромеханических табуляторов, перфораторов до комплексов мини-ЭВМ М5000, СМ1600.
Вначале персоналки применялись совместно с мини-ЭВМ для решения, в основном, бухгалтерских задач. Затем постепенно появились первые компьютеризированные системы, связанные с оперативным управлением железнодорожными перевозками.
Естественным путем обслуживание новой техники возложили на единственное имеющее прямое отношение к высоким технологиям подразделение - машиносчетную станцию. Конечно, функции предприятия серьезно расширились. С каждым годом компьютеры все шире применяются в сфере управления перевозочным процессом. Сегодня на дороге внедряются автоматизированные системы, одна расшифровка аббревиатур названий которых может занять целый абзац - АСОУП, АСУ КПД, САИПС, ОКДЛ и т.д. На магистрали началось строительство единой сети передачи данных - ЕСПД БЧ.
И в 2002 году, по решению руководства железной дороги, машиносчетная станция была преобразована в ИВЦ.
Для решения поставленных руководством и самой жизнью задач на предприятии были сформированы отделы, каждый из которых решает определенный круг вопросов.
Отдел обслуживания СВТ, к примеру, занимается вводом в эксплуатацию, обслуживанием, ремонтом и сопровождением ПЭВМ, серверов, устройств передачи данных, активного сетевого оборудования и периферии. В его штат входят также администраторы локальных и магистральных сетей передачи данных. Хотя сейчас, когда медные и волоконно-оптические линии связи все плотнее "опутывают" железнодорожные предприятия, возможно, будет выделен отдел сетевых технологий, который займется как раз развитием отделенческого сектора ЕСПД дороги.
Существует в центре и отдел программирования, на работе которого стоит остановиться особо. Время локальных разработчиков программных систем для крупных организаций, скорее всего, уже прошло. Ни одному, ни даже десяти специалистам с подобной задачей просто не справиться. В этом направлении могут работать лишь крупные коллективы, что сейчас и делается на дороге. Тем не менее, любая большая организация всегда нуждается в разработках для текущих нужд. Решение таких задач - одно из направлений работы отдела программирования ИВЦ. А второе - участие во внедрении и сопровождении дорожных АСУ. А их, как я уже говорил, не мало.
Одной из разработок ИВЦ, вызвавшей интерес у коллег с других отделений дороги, стал корпоративный веб-сервер отделения. Его автор - веб-программист Александр Иконников.
Несмотря на то, что сервер работает под Windows 2000, Александр построил сайт на основе пакета Apache. И теперь несколько огорчен. Выяснилось, что Apache надежнее и быстрее работает под Linux, своей "родной" ОС, нежели под "окнами". "Вначале веб-сервер вообще не уживался с Windows и постоянно "валил" машину, - рассказал Иконников. - А ведь, кроме Apache, на ней размещена еще и СУБД Interbase. Так что сейчас идет работа по переводу сервера под Linux. Тогда все функции сайта можно было бы развернуть на более профессиональном уровне". Александр - сторонник того мнения, что, досконально зная возможности одной хорошей программы, можно с ее помощью сделать больше, чем с десятью навороченными, но малознакомыми пакетами.
С ним вполне солидарен и Сергей Шелепов, задача которого - управление базами данных в связке с веб-сервером. Серверный пакет от Microsoft он считает слишком громоздким и тяжелым. Программное обеспечение Сергей пишет на Delphi и C Builder, Interbase вполне оправдывает себя в качестве серверной СУБД.
Последняя совместная разработка Александра и Сергея - система контроля за исполнением документов, которые теперь без путаницы распределяются по отделам. Написали ребята и клиентскую часть для оператора, который вводит первоначальную информацию. Теперь выяснять, получена ли исполнителем необходимая документация и исполнен ли в срок приказ, будет машина, а не шеф на совещании.
Излишне говорить о том, что оба разработчика - молодые ребята. Как, впрочем, и многие другие: к примеру, администраторы сетей передачи данных, выпускник БГУИР Юрий Марецкий и его коллега Дмитрий Дудкин. В их хозяйстве несколько серверов Dell, маршрутизаторы производства Cisco, коммутаторы локальных сетей 3Com и многое другое оборудование. В пределах интранет-сети отделения работают несколько файловых серверов, серверы приложений и СУБД, центральный веб, FTP, почтовый, DNS серверы. Администраторам приходится постоянно держать технику в полной готовности. В случае выхода из строя любой машины необходимо подключить к сети замену, восстановить ПО из резервной копии, причем сделать это быстро, в оговоренный срок. Иначе - брак в работе, а возможно, и срыв движения поездов. А это совершенно недопустимо.
Вообще, ответственности у специалистов ИВЦ становится все больше. Ведь ИВЦ Витебского отделения - только часть единого "организма" - Белорусской магистрали. Информация уходит отсюда в Главный вычислительный центр дороги в Минске. Здесь и происходит отработка производственной, финансовой и других моделей дороги на мэйнфреймах. Поэтому витебским программистам, электроникам и администраторам необходимо денно и нощно обеспечивать бесперебойную работу своего сектора информационной системы. А ведь он включает десятки локальных сетей предприятий, расположенных в крупных транспортных узлах - Витебске, Полоцке, Новополоцке. В каждой зоне находится центральный маршрутизатор, для связи которого с ЛВС предприятий узла используются цифровые SHDSL-каналы со скоростью передачи данных более двух мегабит в секунду. А вот для связи между узлами, за неимением других, до сих пор используются асинхронные аналоговые каналы тональной частоты, скорость передачи данных в которых не превышает 30 килобит в секунду.
Это не очень удобно и, самое главное, не слишком надежно. Кроме того, дорожная сеть ЕСПД БЧ построена сейчас по схеме "звезда", в которой при обрыве одного из лучей периферийный узел остается без связи. Обходных-то путей нет!
Сейчас разрабатывается проект радиально-кольцевой сети, которая объединит всю республиканскую железнодорожную инфраструктуру современными волоконно-оптическими каналами. На Витебском отделении тоже пролягут новые цифровые линии. Кроме того, планируется постоянное обновление парка персональных ЭВМ, внедрение новых АСУ. А это значит, что дел у ребят из информационно-вычислительного центра прибавится, и будни их станут еще напряженнее.
Эдуард ТРОШИН
Комментарии