И снова в бой...

Обзор событий белорусского ИТ-рынка: сентябрь 2003 г.


Предисловие

Возможно, постоянные читатели заметили, что сегодня в этой статье другой подзаголовок - не "ИТ-дайджест для топ-менеджера", как раньше, а "Обзор событий..."

Дело в том, что изначально данный материал задумывался как действительно краткий дайджест основных событий для вечно занятых руководителей компаний. Но такой подход диктует и свои особенности подачи информации, где превалирует, в большей степени, информационно-справочный формат. Но, как говорится, "суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет". Так и здесь, в процессе работы стало очевидным, что формат обзора более востребован читателями, чем просто упоминание основных новостей прошедшего месяца.


Лейтмотив

Прошлый обзор назывался "Сонный август", и начало сентября напоминало постепенное пробуждение. Но уже середина месяца и особенно его концовка заставляли думать о начале полномасштабных боевых действий.

На этот раз на "точке кипения" находились такие сегменты рынка, как хостинг, интернет-порталы и бизнес-образование.

Но обо всем по порядку.


Software

В этом сегменте SoftLine неутомимо продолжает проводить семинары и заключать соглашения с разработчиками ПО. На этот раз был проведен семинар по решениям от Citrix и заявлен следующий - по решениям Novell, а в числе новых партнеров компании - GlobalSCAPE, известная по CuteFTP, и чешская фирма JetBrains s.r.o. со своими разработками на Java.

В свою очередь, "Форенэт" совместно с компанией InterSystems Corporation провели в начале месяца свою конференцию по СУБД Cachе.

Компания "ЛюксСофт", еще один неутомимый поставщик новостей, обновила в сентябре свой корпоративный сайт. А в конце месяца при поддержке того же "ЛюксСофта", а также гомельского "НТС" FoxPro клуб провел в Гомеле свою, уже четвертую, республиканскую конференцию по теме автоматизации предприятий.

Приятно также и то, что организаторы конференции находят возможность даже для бесплатного обеспечения участников информационными материалами на CD с тезисами докладов, статьями, демо-роликами и рабочими версиями ПО.

Наконец, давно не объявлявшаяся "Инкомдата" сообщила в конце сентября о выпуске своего нового продукта - "Титан", который обозначен как "интегрированная, многофункциональная система автоматизации и электронного управления бизнес-процессами на предприятии через интернет и/или локальную сеть".


"Железо"

В сентябре Intel провела в Минске семинар из цикла мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, а компания ASBIS сообщила о запуске нового интернет-проекта, посвященного продукции под торговой маркой Prestigio.


Мобильная связь

В этом месяце мы получили следующие новости.

Velcom ведет активное строительство сети стандарта GSM в полосе радиочастот 1800 МГц.

В свою очередь, МТС сообщил о снижении "джинсовых" цен и о том, что количество его активных абонентов превысило 300 тыс. человек.

Таким образом, очевидно, что МТС нагоняет Velcom по количеству абонентов, и если такая динамика - порядка 50 тыс. подключений в месяц - сохранится, то абонентские базы этих двух операторов могут сравняться где-то сразу после Нового года. Понятно, что это до предела обострит и так не простую конкурентную ситуацию на рынке мобильной связи.


Хостинг

Выше я охарактеризовал ситуацию на рынке хостинговых услуг как находящуюся на одной из "точек кипения" в сентябре. И причина тому - открытие "Национальной Хостинговой", владелец которой в лице компании Red Graphic Systems не скрывает своих притязаний на завоевание лидерских позиций в этой области.

Козырей у нового игрока много. И один из них - цены, которые начинаются примерно от $4,5. Наиболее оперативно из конкурентов отреагировал на это событие TutBy, который тут же объявил об акции с предоставлением льготного хостингового плана "Юбилейный", где среднемесячная цена составляет все те же $4,5, которые, по-видимому, станут теперь своеобразным ценовым стандартом.

Другие хостинг-провайдеры вроде бы еще не осознали, что наступает передел рынка. Лишь "Экстмедиа" в обычном режиме объявила о предоставлении профессионального хостинга для профессиональных музыкантов. Остальные же, похоже, еще находятся в состоянии перехода от сонного августа к боевому сентябрю.


Веб-дизайн

Здесь особых новостей не было. Так, "Астроним" обновил сайты "Белтелерадиокомпании" и "Яровита", а E-service - вышеупомянутый сайт "ЛюксСофт".

В свою очередь, Pixelhead сделал сайт для СП "Эмир-Моторс" и объявил о проведении вторых "Дизайнерских дуэлей".

В конце месяца "Санико" подружился с "Битриксом", а "ТутБай" и "Астроним" начали акцию "по ремонту сайтов".


Электронная торговля

В середине сентября BelTorg.net прислал достаточно любопытную новость о возможности приема электронных платежей в системе PayCash ("Яндекс-Деньги"). Но мой вопрос о подробностях работы этой системы в условиях белорусских реалий, увы, остался без внятного ответа.

Как здесь не вспомнить, что "Приорбанк" еще весной этого года приступил к реализации проекта по созданию электронной платежной системы, выбрав как раз PayCash. Но вот уж осень на дворе, а новостей из банка еще нет.


Интернет-проекты и сервисы

Из обычных новостей здесь можно назвать обновление проекта "Мониторинг Байнета", где отслеживается доступность основных хостинг-сервисов; начало новой жизни проекта "Виртуальный Брест" в виде приложения к бумажной газете "Кабельное телевидение"; введение услуги "Чистая почта" для блокировки спама на ActiveMedia; открытие еще одного музыкального интернет-проекта, на этот раз сайта группы "Экивоки", а также выпуск НТЦ "Атлас" своей обновленной системы статистики посещений сайта MySTAT.

В свою очередь, из новостей знаковых следует выделить появление сразу двух проектов-порталов. Это TamBy и OfficeBy. Они оба чем-то похожи по своей идеологии и представляют собой что-то среднее между торговой площадкой и информационным ресурсом. Так, TamBy заявлен как "информационная служба, предназначенная для объединения белорусских интернет-магазинов и компаний", а OfficeBy - как "рекламно-информационный проект" или "гипермаркет".

Причем второй из этих проектов уж очень напоминает по своей структуре TutBy. Здесь вам и каталог товаров, и новостные рассылки, и курсы валют, и сводки погоды, и система форумов, и др. Так что TutBy в последнее время приходится не просто. С одной стороны, "Красные графики" вторглись на рынок хостинга, с другой - неумолимо нарастает портализация Байнета. Еще раньше часть аудитории уже ушла к OnlinerBy и PDA.by, а теперь свой кусок пирога хотят отломить и торговые площадки.


Компьютерные клубы и интернет-кафе

Достаточно любопытная тенденция обозначилась в сентябре и среди интернет-кафе. Так, "СоюзONline" избрал своим девизом на ближайший год слоган "Интернет-кафе для гурманов", прозрачно намекая, что здесь можно не только побродить по Сети, но и вкусно поесть. В свою очередь, в интернет-центр "Площ@дка" перешел директор одного из минских ресторанов McDonalds Артем Осипович.


Образование

Оказывается, бизнес-образование у нас очень даже востребовано. Достаточно посмотреть, насколько заняты сейчас аудитории в IBB и какие цены платят участники за двух-трехдневные семинары, чтобы убедиться в этом воочию. Более того, на этих семинарах чаще всего учатся не просто сотрудники компаний, а их руководство, топ-менеджмент.

Все это, естественно, породило различные варианты предложений в данном сегменте рынка и, соответственно, определенный уровень конкуренции.

И вот сейчас стало заметно, что и здесь назрел момент передела рынка. Так, до недавнего времени в этой нише лидировал ИПМ. Но после ухода из него целой группы ведущих сотрудников - Михаила Коллонтая (маркетинг), Жанны Гринюк (конкурс "Брэнд года"), Юлии Ивановой ("клиентинг", MBA и др.), супругов Уваровых, а также господина Дичковского, перешедшего руководить "Милавицей", его позиции явно ослабли. И хотя новое руководство ИПМ обновило свои ряды, вопрос о том, удастся ли молодым кадрам удержать былые лидирующие позиции, остается открытым. Уж слишком много в последнее время появляется здесь конкурентов. И если ранее это были, в основном, кадровые агентства, которые расширяли свою деятельность по поиску персонала услугами по его обучению, то теперь о себе заявила целая группа организаций консалтингового профиля.

Наиболее серьезным из новых игроков можно считать Бизнес-школу ИНЭП, которая по определенным позициям уже начинает обходить былого лидера. Так, кроме части уже работающих здесь бывших соучредителей и преподавателей ИПМ, сюда перешли и некоторые популярные семинары. В частности, речь идет о семинаре Юрия Зиссера по интернет-маркетингу.

Из других конкурентов можно назвать заметно активизировавшиеся в последнее время подразделения бизнес-образования при Республиканском институте высшей школы (РИВШ) и Белорусской научно-технической ассоциации (БНТА).


Разное

И в заключение небольшая реплика на почти уже забытую тему доменных имен. В одном из рекламных роликов на БТ мелькает адрес www.amazon.by, который, судя по всему, принадлежит фирме, поставляющей на рынок системы по очистке воды.

По этому поводу так и хочется спросить администраторов доменных имен в зоне *by, каким же образом такие вещи происходят? Ведь приснопамятный стоп-лист, как нам всем очень часто объясняли, создавался, в том числе, и для предотвращения именно таких случаев, когда выкупается доменное имя, сходное с названием известной организации, торговой марки и т.д.

Сергей ДМИТРИЕВ,
dmitriev@kv.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

39 за 2003 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя :)
Высший бал за маразм! Так держать!

Когда писать нЕ о чем, лучше... лучше лишний рекламный модуль разместить, чем вот такое вот писалово :(

Приучаете народ вот к такой аналитике? Ну-ну... Зажрались Вы там, в своей редакции, уж извините. Интересно, кто в КВ занимается вычиткой материалов перед публикацией?

Ответ, "не нравится - не читай" - очко не в пользу КВ.

Думать надо, что публикуете, г-да КаВэшники.

Аватар пользователя Инкогнито
Пост полная противоположность нику :)

Прикольно

Аватар пользователя Stealth
Господин Журналист, два бала Вам за статью.

Вывод должен сделать читатель - а Вы изложить материал, без перегибов и своих комментариев. А в данной статье все наоборот. Напоминает эпикриз.

Иногда авторам говорят что им бы книжки детям писать - в данном случае Вам это не подходит. Упаси бог ребенку Вашу книжку прочитать.