Рано или поздно этот вопрос слышат все озвучивающие компьютер с помощью наушников. А задают его пользователи мультимедийных колонок, начинающие осознавать их ущербность.
Владельцам "ушек", не умеющим ответить внятно, посвящается.
Принудительное стерео
Стерео - это не двухканальный аудиотракт, а трехмерное звуковое поле. Оно создается вблизи вершины равностороннего треугольника, в углах которого расположены колонки. Пару шагов в сторону - и ощущение пространства исчезает.
А что будет, если колонки уменьшить в размерах и прикрепить к ушам? То, что их владелец всегда будет находиться в точке оптимального звучания. Пользователям наушников это хорошо известно.
Объем работы
Не существенно, что озвучивает мультимедийная акустика - всю комнату или один компьютерный стол. В любом случае она работает на пределе - хрипя динамиками и позванивая корпусами.
В отличие от нее, наушники обслуживают мизерный объем ушной раковины. Мощность сигнала, подаваемого на них, на порядки меньше, чем у колонок. И на столько же меньше вносимые в звук искажения. Если у акустики нелинейность на басах - норма, то у наушников - исключение.
Только качество
Простота конструкции - еще один фактор превосходства индивидуального над коллективным. Ведь наушники - те же колонки. Разве что без усилителя, блока питания, схем управления, больших динамиков и соответствующего размера корпусов.
Сэкономленные на всем этом средства вложены в оставшиеся части. Поэтому если динамики мультимедиа укомплектованы бумажными излучателями и дешевыми ферритовыми магнитами, то в равных по цене наушниках можно найти нечто получше. Например, диффузоры из металлизированного лавсана, редкоземельные магниты, кабели из безкислородной меди, катушки из плоского, имеющего минимальные потери провода...
По-иному все эти детали не только называются, но и звучат.
Один против двоих
Преимущество колонок в их соревновании с наушниками - многополосность. Теоретически, система из двух-трех динамиков должна звучать лучше снабженной одним. Однако на практике этого не происходит. Почему?
Проблема многополосной акустики - раздел сфер влияния головок. Провести между ними звуковую границу труднее, чем государственную - между Израилем и Палестиной. Ведь на стыке диапазонов пищалка и басовик должны петь в один голос, а для этого - двигаться синхронно и синфазно. Заставить их делать это не в состоянии никто. Во всяком случае, никто из производителей мультимедиа.
В наушниках вопрос интеграции двух головок решен радикально - использованием единственной. Ее малые размеры облегчают воспроизведение высоких частот, а близость к уху подчеркивает бас лучше эквалайзера. Да и звучит один динамик четче двух. Поскольку всегда шагает в ногу - сам с собой.
Плата за удовольствие
Обратная сторона достоинств каждой вещи - создаваемые ею неудобства. Наушников это касается в полной мере.
Во-первых, свобода передвижения их владельца ограничена длиной кабеля или расстоянием до инфракрасного (радио) передатчика. Во-вторых, акустическое пространство они формируют не вокруг слушателя, а внутри его головы. В-третьих, звук в их исполнении воспринимается не всем телом, а только ушами.
Одним словом, наушники - вещь не для любителей дискотеки. Зато всем остальным над возможностью замены ими колонок стоит задуматься.
Особые приметы
Потенциальным обладателям "ушек" следует помнить, что над созданием многих из них работали дизайнеры, а не акустики. На что обращать внимание тому, кто собирается не рассматривать, а слушать свое приобретение?
Ориентация на брэнд - не лучший способ выбора. Имя изготовителя может указать лишь на фамильные черты - жесткость Technics, мягкость SONY, звонкость Pioneer, фундаментализм AKG, сдержанность Thomson, басовитость KOSS, тевтонские интонации Sennheiser ...
Обратить внимание на стоимость? Но свои чемпионы и инвалиды есть в каждой ценовой категории.
Конструкция? Уже теплее. Короткий провод - примета персонального аудио с его сюрпризами на краях звукового диапазона. Пятиметровый шнур, инфракрасный или радиоканал - свидетельства ориентации на музыкальные центры и телевизоры. А вот 50-миллиметровые динамики в открытых корпусах и подключенный только к одному из них заменяемый кабель со штекером 6,35 мм - это уже претензия на исключительность. И, возможно, обоснованная.
Рассмотрев товар, взглянем на упаковку. Представляющие интерес сведения изготовители размещают на задней ее стенке.
Первое, что нас интересует - чувствительность. Чем она меньше, тем мощнее должен быть усилитель. Конечно, звуковые платы PHILIPS анемией не страдают. Но вот плеер больше 2,5 мВт на канал может не потянуть. И инертные (85 дБ/мВт) наушники спалят его батарейки за час. Так что если вы - многостаночник, ищите "уши" чувствительностью 95 дБ/мВт и выше.
Следующая важная характеристика наушников - мощность. Стационарные, выдерживающие 1500 мВт, разорвут барабанные перепонки хозяина задолго до того, как перегрузятся. А вот "затычки" на подведение более 20 мВт на канал не рассчитаны. Первый же трек вашего любимого диска может стать их похоронным маршем...
Последняя цифра, которую нельзя пропустить - величина сопротивления. Импеданс больше номинального звуковая плата, напрягшись, выдержит. Зато нагрузка 4-омная вместо 32-омной заставит усилитель работать в режиме, близком к короткому замыканию. Это ему может не понравиться.
Выбор оружия
Присмотрев наушники и желая их послушать, мы вспоминаем, что компьютер остался дома. Или, достав его из кармана, узнаем: вскрывать одноразовую упаковку "ушек" только для демонстрации продавец не намерен. Столкнувшимся с этими проблемами автор предлагает несколько готовых решений.
Юзеры без претензий могут остановиться на хите времен развитого социализма - ТДС-5М. Поют эти наушники не хуже дешевых брендовых, а на вторичном рынке стоят долларов пять. Только не забудьте поинтересоваться импедансом, который в разных сериях менялся от 16 до 200 Ом.
Экономным любителям хардкора и MTV стоит рассмотреть кандидатуру PHILIPS SBC HP-550. Звучат "пилипки" так же, как и выглядят - ярко и очень (слишком?) жизнерадостно.
Находкой для врагов попсы могут стать PHILIPS SBC HP-890, созданные под Super Audio CD. Высокую оценку им дала даже упертая британская аудиопресса.
Ну а тому, чей компьютер установлен в кузнечном цехе, адресованы Sennheiser HD 25. Чувствительность 120 дБ/мВт (реальная!) позволяет им перекричать даже стартующий "Шаттл". А завал выше 16000 Гц маскирует артефакты компрессии.
Существуют ли наушники, которые стоят дешевле или звучат лучше названных? Конечно. Ведь музыкальные предпочтения и готовность тратить деньги - вещи индивидуальные.
Последний дюйм
Послушав компьютер, мы рано или поздно подключаем "ушки" к CD-плееру. И слышим, что специализированная техника хоть на дюйм, но обгоняет универсальную..
Сократить разделяющую их дистанцию поможет микросхема, включающая в себя цифро-аналоговый конвертор и телефонный усилитель класса D. Такая, как CS44L10 от Cirrus Logic. Шумы и искажения этого и аналогичных чипов, созданных для персонального аудио, в несколько раз меньше, чем у CD-ROM. Питаемые от батарей, они не подвержены сетевым наводкам. И, ко всему прочему, дешевы. Ссылки на страницы со схемами на их основе можно найти по адресу: www.puredigitalaudio.org/digitalamplifiers/index.shmtl.
Последнее предупреждение
Если разогнанный процессор работает быстрее, а высокое разрешение монитора улучшает картинку, то апгрейд звукового тракта приносит одни неприятности.
Для начала хорошие наушники намекают: диски с mp3 пригодны исключительно для тренировок в стрельбе по тарелкам. Потом дают понять: любимые нами CD записаны "лажово". А в заключение наводят на мысль о том, что лучшее занятие для исполнителей форматной музыки - очистка выгребных ям...
Вас это не пугает? Тогда примерьте "ушки".
Владимир ПАНАДА
Комментарии