Radeon 9200

Обзор видеокарты Gigabyte R92128D

Разработчики 3D-ускорителей считают, что частые анонсы новых видеокарт - необходимое условие для сохранения конкурентоспособности. Причем неважно, будет ли очередная модель настоящей новинкой, построенной на базе чипа с новой архитектурой, или всего лишь немного доработанной версией предыдущей видеокарты. Особенно старается ATI. Не так давно в ее линейке видеокарт для массового рынка появились модели Radeon 9100 и Radeon 9200.

Впрочем, обе эти видеокарты давно известны. Radeon 9100 - всего лишь переименованная Radeon 8500, в основе которой - чип R200, поддерживающий вершинные и пиксельные шейдеры первой версии. Необходимость в смене названия возникла, очевидно, из-за того, что прежний номер, "8500", был меньше номера "9000", присвоенного более медленной видеокарте. Radeon 9000 изначально проектировалась как более дешевый вариант, ориентированный на компьютеры среднего ценового диапазона, и в силу особенностей внутренней архитектуры она не может показать производительность на уровне Radeon 8500. Поэтому, чтобы не вводить пользователей в заблуждение, ATI увеличила порядковый номер старой видеокарты.

Казалось бы, справедливость восстановлена, ан нет - Radeon 9000 тоже переименовывается. Новое название - Radeon 9200.


Отличия от Radeon 9000

В основе Radeon 9200 - чип RV280. "Восьмерка" символизирует поддержку интерфейса AGP 8x, которая отсутствовала у чипа RV250/Radeon 9000. В остальном RV280 повторяет RV250: четыре конвейера рендеринга, четыре блока текстурирования по одному на конвейер, поддержка вершинных и пиксельных шейдеров в соответствии с интерфейсом DirectX 8. Тактовые частоты тоже сохранились: чип работает на 250 МГц, память - на 200 МГц. Шина памяти - 128-разрядная, объем - 64 или 128 Мб. Производительность Radeon 9200 по определению не может отличаться от производительности Radeon 9000, так как архитектурных отличий нет, а частоты совпадают. Функциональность тоже одинакова: два встроенных RAMDAC с частотой 400 МГц дают возможность поддерживать два монитора, а встроенный ТВ-кодек позволяет оснащать видеокарты ТВ-выходом с минимальными затратами. Так что Radeon 9200 - просто новая версия Radeon 9000.


Gigabyte R92128DT

Gigabyte выпускает множество различных модификаций видеокарт на базе чипов ATI. В ассортименте фирмы есть несколько моделей Radeon 9200, отличающихся количеством установленной оперативной памяти и дополнительных чипов. Как следует из названия, R92128D - это модель с 128 Мб памяти и выходами на телевизор и цифровой монитор, но без возможностей видеозахвата изображения и аппаратного мониторинга. Дизайн видеокарты немного отличается от эталонного дизайна Radeon 9000 - Gigabyte, как опытный разработчик видеокарт, может себе это позволить. Микросхемы памяти, а их восемь (по четыре с каждой стороны печатной платы), имеют цикл 4 нс, что достаточно для работы памяти на частоте 250 МГц. Тем не менее, R92128D полностью соответствует стандартам ATI: чип работает на частоте 250 МГц, память - на частоте 200 МГц. Для охлаждения применен обычный пассивный радиатор.

Видеокарта комплектуется:

  • компакт-диском с драйверами и утилитами;
  • переходником для подключения аналогового монитора к разъему DVI;
  • кабелем S-Video, который одновременно служит переходником для подключения телевизора с композитным входом.

Качество изображения, выводимого на экран, не отличается от качества других современных видеокарт. Разрешение 1280х1024 вполне приемлемо для работы, других требований к видеокартам класса mainstream, к которому относится модель R92128D, обычно не предъявляется. Установка и настройка прошли успешно, в играх проблем не замечено.

Тестирование на производительность проводилось в следующей конфигурации: процессор Pentium 4 2.2, материнская плата Intel D845GBV на чипсете i845G, 512 Мб памяти, винчестер Seagate Barracuda ATA IV 40 Гб. Драйверы Catalyst 02.6/6368 были значительно более свежими, чем при предыдущем тестировании видеокарт Radeon 9000, поэтому сопоставлять полученные результаты не совсем корректно. Согласно им, практически во всех тестах Gigabyte R92128D оказалась быстрее, чем видеокарта на чипе Radeon 9000, протестированная ранее, и даже зачастую показывала результаты выше, чем Radeon 9000 Pro. GeForce4 MX440 во всех тестах медленнее: отставание составило, в среднем, от 10% в разрешении 1024х768 и до 20-30% - в разрешении 1600х1200.

  GeForce4 MX440 Radeon 9000 Radeon 9200 Radeon 9000 Pro
1024x768x32bit
Unreal Tournament (DirectX) 52.1 48.2 63.2  
Serious Sam (DirectX) 52.8 58.5 59 62.5
Max Payne (DirectX) 51 51 53.5 54.7
Giants (DirectX) 53.4 59 69.1 61.6
Comanche 4 (DirectX) 31.2 30.8 34.9 31.8
Quake3 Arena (OpenGL) 143.9 140.1 162.2 141
Serious Sam (OpenGL) 58.6 58.4 72.3 79.4
Wolfenstein (OpenGL) 94.3 90.8 115.2 101.8
1280x1024x32bit
Unreal Tournament (DirectX) 42.3 42.5 41.3  
Serious Sam (DirectX) 36.9 45.1 46.8 50.9
Max Payne (DirectX) 40.2 41.3 44.6 45.7
Giants (DirectX) 44.3 49.5 59.4 55.8
Comanche 4 (DirectX) 25.7 25.7 30.4 28.6
Quake3 Arena (OpenGL) 95.8 89.5 106.8 92.7
Serious Sam (OpenGL) 38.7 39.3 59.8 63.7
Wolfenstein (OpenGL) 65.3 57 87.7 69.5
1600x1200x32bit
Unreal Tournament (DirectX)   37.8 29  
Serious Sam (DirectX) 25.2 32.7 35.9 39.3
Max Payne (DirectX) 32 33.8 37 36.8
Giants (DirectX) 36 32.4 44.2 37.3
Comanche 4 (DirectX) 18.7 15.8 24.8 18.8
Quake3 Arena (OpenGL) 69.1 63.2 72.3 67.1
Serious Sam (OpenGL) 26.6 28 43.3 45.5
Wolfenstein (OpenGL) 49.6 46.9 60 55.4

Теперь о разгоне. Известно, что видеокарты Radeon 9000 имеют механизм защиты от разгона, заключающийся в том, что все настройки тактовой частоты сбрасываются на умолчание при запуске 3D-приложений. Однако разгон новой видеокарты Gigabyte оказался вполне возможен: используя утилиту PowerStrip, я добился стабильной работы видеокарты на частотах 260/250 МГц. Прирост скорости составил, в среднем, около 10%.

Разгон (1280х1024) штатный режим разгон до 260/250 прирост скорости
Unreal Tournament (DirectX) 41.3 45.2 9%
Serious Sam (DirectX) 46.8 51.6 10%
Max Payne (DirectX) 44.6 46.6 4%
Comanche 4 (DirectX) 30.4 32.3 6%
Quake3 Arena (OpenGL) 106.8 119.3 12%
Serious Sam (OpenGL) 59.8 66.4 11%
Wolfenstein (OpenGL) 87.7 95.2 9%

У Gigabyte получилась хорошая игровая видеокарта среднего уровня. Производительность в 3D достаточна для игры в разрешении 1024х768, а в некоторых случаях - и для 1280х1024. В наличии поддержка выхода на телевизор обоих распространенных форматов, наличие двух выходов на монитор, в том числе и на цифровой, пусть и небольшой, но разгонный потенциал. Только цена у нее, на мой взгляд, немного высоковата.

Макс КУРМАЗ,
max@hw.by,
"Белорусский 'железный' сайт" (
www.hw.by)

Видеокарта Gigabyte GV-R92128D предоставлена фирмой "CD-Life"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

39 за 2003 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!