Какие бы интересные события ни происходили в реальной жизни, в виртуальном мире всегда найдется событие интереснее и заманчивее. Похоже, что киберкультура развивается намного большими темпами, чем ее реальный аналог. К чему такое развитие приведет, задаются вопросом новоиспеченные киберкультурологи, в то время как компьютерная паутина заманивает в свои сети тысячи новых поклонников.
Не так давно зародилось еще одно новое движение, участники которого именуют себя flash-mobbers. Место и время возникновения этого феномена точно определить нелегко, хотя многие поговаривают о дне рождения flashmob в Нью-Йорке в текущем году. Ничего нельзя утверждать с достоверностью о flashmob, ведь именно в неопределенности и спонтанности заключается вся его суть.
Стать участником flashmob может каждый человек, имеющий доступ к интернету и регулярно проверяющий свою почту, ведь именно таким образом происходит оповещение о проведении "встреч" группы. Назначается какое-то определенное место (в большинстве случаев это оживленные улицы крупных городов) и точное время, но никто из участников не посвящается в то, чем им там придется заниматься. Только за несколько минут до назначенного времени каждому раздается листовка с заданием, на выполнение которого отводятся считанные секунды, после чего вся толпа участников мгновенно растворяется среди прохожих-зевак.
Так, например, 21 июля этого года в Риме толпа из 300 (!) участников, зайдя в один из местных книжных магазинов, по очереди спрашивали продавца о наличии (несуществующей) книги. Интересно было бы посмотреть на лицо продавца! Такое дурачество явно не прошло бы у наших работников торговли!
А вот еще одна акция: в течение длительного времени 50 человек бегали по супермаркету с пустыми корзинам, так ничего и не купив. Данная акция, нужно сказать, не нова, в советские времена у нас вся страна так делала...
Порой, flashmobs шутят над прохожими: задирают головы вверх и старательно во что-то всматриваются либо внезапно начинают громко кому-то аплодировать, либо же прикладывают к уху свои мобильные телефоны и дружно повторяют лишь одно слово "алло".
Подобные сборища не представляют ни малейшей опасности для спокойствия мирного населения и не вызывают особого интереса со стороны полиции, ведь все понимают, что это всего лишь игра, да к тому же длящаяся считанные секунды. Flashmobs не любят, когда их фотографируют, а тем более, снимают на видеокамеру, но кто как не журналисты найдут способ оповестить население о таких забавных мероприятиях. Извините, flashmobs, за нарушение ваших правил, но всем же хочется посмотреть на вас!
Некоторые теоретики киберкультуры уже поспешили усмотреть корни акций flashmob в выступлениях художественного объединения Dada, в акциях современных художников-перформеров, но единственное, что можно с уверенностью сказать - все прежние художественные течения не имели такого размаха, не проходили с таким огромным количеством участников по всему миру. О популярности flashmob начали сообщать многие зарубежные газеты и телевизионные каналы, а что уж говорить об интернет-сайтах! Убедитесь сами: www.flashmob.info, flashmob.twoday.net, www.cheesebikini.com
Эльвира ИСТОМЕНОК,
искусствовед
Комментарии
http://minsk-flashmob.by.ru/
Или давайте устроим flashmob по борьбе с курением: каждый участник купит пачку (или хотя бы пару сигарет) и в условленном месте возле определенной мусорки со словами "какая гадость!" разорвет, скомкает и выбросит сигареты.
А хлопаньем в ладоши развлекают в ясельной группе детских садиков.