Консультант одной из столичных компьютерных фирм, Эльвира Вашкевич, в свободное время еще и редактор крупного российского литературного сайта Proza.ru. Причем, в последнее время виртуальное литературное творчество нашей героини стало приносить вполне материальные плоды. Сейчас книги Вашкевич публикуют крупнейшие российские издательства. Ее повести появляются даже на страницах зарубежных журналов. А начиналось все с нескольких детских сказок, написанных Эльвирой для своего сына.
В свое время инженеру-электронщику Вашкевич пришлось заниматься тем, что сейчас называется "оптическими носителями". Проще говоря, Эльвира принимала участие в разработке матриц для лазерных дисков, применявшихся в конце восьмидесятых в военной аппаратуре советского производства. Довелось ей "покорпеть" и над фотоэлементами для промышленных солнечных батарей. Правда, после распада СССР один из московских НИИ, где трудилась инженер Вашкевич, перестал существовать. Будучи неплохим специалистом, Эльвира приехала на родину, в Минск, и без труда нашла работу здесь.
Днями пропадая в офисе, она чувствовала, что маленькому сыну не хватает внимания. По вечерам ему очень нравилось слушать интересные истории, без которых он не засыпал. И любящая мама стала брать у знакомых томики сказок, чтобы читать их малышу на ночь. Впрочем, книжки у друзей вскоре закончились. Перечитав все, что можно было отыскать, Эльвира принялась сочинять их сама, не обращая внимания на энное количество огрехов, поначалу обнаруживавшихся в собственных произведениях.
В итоге буквально за несколько лет у начинающей писательницы собралось больше пятидесяти сказок. (Забегая вперед, скажу, что именно из них и состоял первый сборник произведений Вашкевич, вышедший в печати). А затем Эльвира увлеклась произведениями Толкиена, Саймака, Желязного. Ее привлек ставший популярным на постсоветском пространстве жанр реал-фэнтэзи, в рамки которого она и помещала героев своих творений, которых, как у любого способного, но малоизвестного автора, у нее быстро накопилось довольно много.
К сожалению, возможностей опубликоваться в республике тогда практически не было. (Их и сейчас мало, ведь книжный рынок в Беларуси довольно невелик.) Один знакомый подсказал идею - разместить произведения в Сети, на крупном литературном сайте Proza.ru. Создатели ресурса предоставляли начинающим авторам весьма полезную для них возможность иметь обратную связь с читателями в виде небольших рецензий и замечаний на импровизированных форумах. Именно такие отклики, по словам нашей героини, позволили ей увидеть свое творчество со стороны, объективно оценить его, не говоря о том, что она смогла познакомиться, а позже и подружиться с другими любителями "самиздата". Кроме того, "Проза" декларировала защиту авторского права, что тогда в русскоязычном секторе интернета никто даже не пытался делать.
Спустя недолгий срок Эльвира Вашкевич стала одним из признанных авторитетов сайта. Благодаря своим частым командировкам в Москву она постоянно бывала на встречах авторов, которые раз в год проходят в московском Центральном доме литератора, ведь собственного офиса у виртуального литературного сообщества, конечно же, нет, оно существует только в Сети.
Как рассказала Эльвира, первая встреча едва не разочаровала ее. Сайт, который в онлайне казался мощной организацией, на деле выглядел абсолютно бесприбыльным проектом, держащимся, вдобавок, буквально "на волоске" от закрытия. Своим создателям, программисту Дмитрию Кравчуку и крупному российскому меценату Сазонову, ресурс ничего, кроме головной боли, не приносил. А на оплату домена уходило все больше средств - за годы существования сайт приобрел большую популярность, вместе с которой выросло и число активных авторов (с четырехсот в первые месяцы до пяти тысяч сегодня). Среди участников сообщества есть и довольно маститые, например, российский драматург Евгений Унгард или молодая писательница Ирина Денежкина, одно из произведений которой попало в десятку лучших на литературном конкурсе "Российский сюжет". Публикуются здесь время от времени и другие журналисты, писатели. Но основная масса произведений все же принадлежит перу самодеятельных авторов, офлайновые профессии которых никак не связаны с литературой.
Все они энтузиасты, поскольку никакой оплаты за писательский труд на "Прозе" не существует. Поэтому, получив от сообщества предложение стать одним из редакторов сайта, Эльвира Вашкевич долго раздумывала, прежде чем согласиться. И с той поры, как она взяла на себя эту добровольную повинность, ей приходится ежедневно рецензировать десятки произведений, да еще оплачивать доступ в интернет. И остальные двенадцать редакторов находятся в таком же положении.
Впрочем, есть в этом и хорошие стороны, считает Эльвира. По крайней мере, никто не спорит по поводу низких гонораров, как это бывает обычно в творческих коллективах. А что касается материальных стимулов, то они в той или иной мере все же присутствуют. Постоянные посетители и участники ресурса находят спонсоров, организуют конкурсы. Так родилось, например, одно из постоянных состязаний на сайте под названием "Литер.Ру". Иногда спонсоры сами приходят на "Прозу", предлагают ценные призы за победу в каком-нибудь конкурсе. В одном из них лучшим стал и фантастический рассказ Эльвиры Вашкевич. Первый в ее жизни приз за литературное творчество выглядел вполне материально и очень необычно - Эльвира показала мне довольно большой резной сундучок из красного дерева, внутри которого находился проигрыватель компакт-дисков. Красивая и жутко неудобная вещь, которая, тем не менее, очень дорога ее обладательнице.
Потом были победы и в других литературных первенствах, которые проходят сегодня все чаще. Например, недавно одна московская фирма в рекламных целях организовала конкурс юмористического рассказа. Выигравшее произведение уже опубликовано в самом настоящем сборнике. Впрочем, для Вашкевич такой приз был бы уже неинтересен. Одна из ее фантастических повестей была напечатана в российском журнале "Техника молодежи" уже довольно давно. Обратиться именно туда ей посоветовал корреспондент газеты "Собеседник" Георгий Зотов, кстати, активный автор "Прозы". А затем рязанское издательство "Поверенный" выпустило и ту самую книгу сказок, которые Эльвира сочиняла когда-то для сына, под названием "Книга и ворон". Приняли ее произведения в печать и другие монстры российского издательского дела - "Эксмо", "Армада", "Сталкер".
Дальше - больше. Недавно повесть Эльвиры Вашкевич увидела свет в одном британском издании (в английском переводе). А в Израиле произведения писательницы собираются издавать на компакт-диске - книги там чересчур дороги.
Словом, ищущий да обрящет. Наша героиня, похоже, отыскала свое хобби, которое сделало ее жизнь лучше и интереснее. Сейчас, в соавторстве с офицером налоговой полиции из Пятигорска Александром Бусловым (с ним Эльвира тоже познакомилась на сайте), она пишет большой роман, на который уже имеется заказ от донецкого издательства "Сталкер".
Впрочем, отказываться от основной работы инженер-электронщик Вашкевич не спешит. Гонорар за книгу не превышает пятисот долларов, а это, при отсутствии других источников заработка, не слишком много. В итоге, она по прежнему неделями пропадает в российских командировках, посвящая творчеству выходные и вечера. Немало у талантливой писательницы идей, которые она мечтает воплотить на родине. Например, собрать белорусских авторов, пишущих в жанре фэнтэзи, и издать в Минске сборник их произведений. Правда, договориться об этом ни с одним из отечественных издательств пока не удается, в силу самых разнообразных трудностей, в которых оказался прибыльный во всем мире книжный бизнес, в Беларуси. Но Эльвира надежды пока не потеряла.
Она ищет белорусов среди тех, кто приходит на сайт, но их пока мало. Главная проблема для наших соотечественников, особенно в глубинке, доступ в интернет, считает она. В соседней России все гораздо проще, да и компьютеров на душу населения в крупных городах побольше. Быть может, со временем и у нас все изменится.
Дай-то бог!
Эдуард ТРОШИН
Горячие темы