На жизнь нужно смотреть
пристально и в упор (с) Андрей Кокоуров |
Все в мире меняется, ну а такая динамичная вещь, как интернет, - в первую очередь. Еще, казалось бы, всего несколько лет назад Повсеместно Протянутая Паутина была чем-то маргинальным, атрибутом оторванных от жизни технарей. Буквально год-два тому - безграничным океаном свободной информации и универсальным каналом общения. Ну а теперь? Теперь же западные исследователи приходят к выводу, что эра бесплатной информации в интернете подходит к концу. То есть меняются сами основы существования Сети.
Недавнее исследование, проведенное компанией Forrester, выявило, что уже 18% американцев, постоянно пользующихся Всемирной Сетью, пользуются услугами платных интернет-сервисов. Как показало то же исследование, большинство пользователей Сети готовы раскошелиться, оплачивая аудио- и видеозаписи, а также онлайновые телетрансляции (при хорошем качестве последних). На втором месте - деловая и финансовая информация. На третьем - малораспространенные или вообще уникальные услуги. Например, в Японии сейчас крайне популярно скачивание с определенных сайтов забавных картинок и пересылка их на мобильные телефоны друзей и знакомых (стоимость одной картинки составляет примерно 15 центов). Меньше всего пользователей интернета готовы платить за кулинарные рецепты, чтение газет и журналов, просмотр частных объявлений, получение медицинской информации и участие в онлайновых играх. А вот еще кое-какая интересная информация на эту тему. Консалтинговая фирма Jupiter Media Metrix опросила около 1.2 тыс. пользователей Всемирной Сети, которые совершали покупки в интернете. На основе этого исследования выявлены те типы информации, которые обладают наилучшим потенциалом для продажи через интернет. Это:
- Информация, которая помогает в работе. Это могут быть порталы, на которых собрано программное обеспечение и практические советы, способные облегчить жизнь пользователям, либо порталы с финансовой и бизнес-информацией, экспертная информация обществ защиты прав потребителей и т. д.
- Информация, которая помогает управлять деньгами. Успешно продают информацию сайты, которые берут на себя функции управления инвестиционными портфелями либо публикуют комментарии экспертов, полезные для мелких инвесторов.
- Информация, которая помогает улучшить внешность. Далеко не все полные люди готовы признаться в этом и продемонстрировать недостатки своей фигуры. О том, сколько времени, сил и денег тратят на свою внешность женщины, вообще говорить излишне. Поэтому в американском (и не только) интернете процветают сайты, которые предлагают пользователям анонимные рекомендации по диетам, спортивным нагрузкам и т. д.
- Информация, которая позволяет проявлять эмоции. В последние годы отмечен коммерческий успех спортивных сайтов. Они дают возможность не только доступа к спортивным новостям, статистике, фотографиям, но и проводят онлайн-трансляции игр, сопровождая их сервисом, который сегодня недоступен для телевидения: например, дают возможность провести виртуальный тур по спортивной базе, задать вопросы конкретному игроку, на которые тот сможет ответить после окончания игры, и тому подобное.
- Дополнительная информация, прилагаемая к бесплатной. На очень многих раскрученных информационных ресурсах пользователю предлагается за дополнительную плату скачать видео- или аудиоиллюстрацию к тексту, досье, ссылки на полезные сайты и т. д.
- Информация, которая помогает управлять карьерой. Это не только всевозможные службы по подбору персонала и онлайновые кадровые агентства. Сюда же относятся еще и различные услуги по дистанционному образованию, а также онлайновые сервисы, где можно пройти разного рода тестирование, сдать экзамены на профпригодность и прочее.
- Информация, позволяющая оптимизировать использование интернета. К таким сервисам, например, относятся сайты, рассылающие электронные открытки.
- Информация для отдыха и развлечения. Здесь уже долгое время первенствуют порнографические и игорные сайты, однако в последнее время возрастает интерес пользователей к сайтам, предлагающим информацию о путешествиях, туризме и т.п.
А вот как американские маркетологи формулируют принципы, следуя которым, интернет-сайты могут начать взимать плату за свой контент:
Принцип 1. Не взимать деньги с посетителей до тех пор, пока не будет уверенности в том, что на сайте размещена действительно эксклюзивная информация, не имеющая аналогов в Сети. Либо, в крайнем случае, если эта информация не преподнесена явно лучше, чем на сайтах конкурентов.
Принцип 2. Экспериментировать с ценами. Никто точно не знает, сколько стоит информация, размещенная в Сети, и сколько людей готовы платить за нее. Поэтому ошибки здесь практически неизбежны.
Принцип 3. Экспериментировать с программным обеспечением, обеспечивающим работу онлайновой службы. Оно должно быть простым, надежным и недорогим. Выбрать необходимое, кстати, бывает крайне сложно.
Принцип 4. Необходимы лучшие каналы связи и наиболее быстрые серверы. Если потенциальный покупатель сталкивается с тем, что сайт медленно грузится, то вероятность того, что он купит информацию, размещенную на этом сайте, значительно уменьшается.
Принцип 5. Создавать простые формы подписки. Пользователи интернета обычно нетерпеливы и ненавидят длинные анкеты.
Принцип 6. Общаться с пользователями на разных языках. Интернет говорит не только на английском, русском или арабском. Значительную часть пользователей составляют жители стран Европы и Азии.
Принцип 7. Реклама более прибыльна, чем продажа информации. Опыт коммерчески успешных ресурсов показывает, что 80% дохода интернет-сайт получает за счет рекламы, а 20% - за счет подписки на его информацию. В исключительных случаях эта пропорция изменяется, как, например, 60% к 40%.
Что дальше? Четко ответить на этот вопрос пока никто не в состоянии. Но некоторые основные тенденции определить можно уже сейчас. Во-первых, конечно же, объем платной информации и сервисов в Сети будет непрерывно расти. В первую очередь, это коснется мультимедийной информации, финансовой информации и соответствующих онлайновых сервисов, а также игрового бизнеса. Во-вторых, будут все более активно развиваться т. н. "национальные сегменты", то есть интернет-службы, ориентированные на конкретные (зачастую небольшие) страны и народности. По целому ряду причин такие, с позволения сказать, "национальные интернеты", как показывает практика, с самого начала оказываются в весьма значительной степени коммерциализированными. Третья тенденция состоит в том, что на земле до сих пор остается колоссальное количество людей, безоглядно преданных принципу "information must be free". Это они взламывают коммерческие сайты, создают в интернете всевозможные бесплатные сервисы и ftp-архивы, пишут freeware-программы. Их силу нельзя недооценивать. Это они в последнее время перешли от слов к делу - от простого протеста против коммерциализации Сети к созданию так называемого "альтернативного интернета" (проекты WWW-2, Рунет-2). Об этих проектах, кстати, мы расскажем более подробно в одной из следующих статей. Четвертое - это то, что в последние годы пусть медленно, но все же набирает силу рынок интернет-рекламы. А это означает, что все большее количество популярных проектов сможет не просто существовать, но и развиваться, и приносить прибыль, оставаясь при этом бесплатными для пользователей. Это тот же принцип, по которому действуют находящиеся в свободном доступе телеканалы - платить за просмотр не надо, но рекламные паузы раздражают.
Но, наверное, самое главное, что следует иметь в виду, рассуждая о коммерциализации интернета, - это психологию людей. Дело в том, что на сегодняшний день абсолютное большинство пользователей (порядка 80-90%) морально не готовы платить за информацию, получаемую из интернета. Примерно 65% пользователей не станут платить за онлайновые сервисы, даже за те, которые им действительно необходимы. Эти данные, на первый взгляд, должны ввергнуть в депрессию даже самых ярых сторонников электронной коммерции. Но если рассмотреть ситуацию более пристально, то все видится не настолько мрачным. Дело в том, что большинство из тех, кто отвергает идею распространения в интернете платных услуг, - это люди, которые пользуются Сетью уже отнюдь не первый год и привыкли к тотальной бесплатности, а также к низкому качеству немногочисленных платных сервисов. "Неофиты", то есть те, кто подключился недавно или подключаются сейчас, воспринимают ситуацию по-другому: у них не вызывает удивления или отрицания тот факт, что за услуги надо платить. Они уже привыкли к этому в реальной, "офлайновой", жизни. Так что, по ряду прогнозов, уже через 8-10 лет число "принципиальных неплательщиков" снизится примерно до четверти от общего числа пользователей интернета. Не так уж и плохо.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы