Что такое информационный консорциум? Его предназначение состоит во временном объединении ряда информационных учреждений (центров, библиотек, бюро и т.п.) для совместной деятельности. Это может быть сотрудничество с различными зарубежными организациями, участие в международных программах и форумах, взаимодействие в создании единого информационного пространства, получение/предоставление доступа к информационным ресурсам (базам данных), создание службы электронной доставки документов, совместное освоение инновационных процессов, издательская деятельность, поиск внебюджетных ассигнований (гранты и т.п.). Участники консорциума распределяют между собой финансовые затраты на создание/получение информационных ресурсов.
Консорциум может быть общегосударственным, региональным, районным, местным, отраслевым или специализированным, т.е. сформированным из учреждений определенного типа (скажем, научно-исследовательских библиотек). Участники консорциума сами выбирают своего руководителя, которым может быть учреждение-член консорциума, специально созданное юридическое лицо, какая-либо внешняя организация (например, коммерческая вроде подписного агентства). Международный опыт показывает, что единой модели консорциума не существует и все зависит от конкретной ситуации, т.е. цели его создания и комплекса задач, стоящих перед его членами.
Среди причин возникновения консорциумов чаще всего называются ведомственная разобщенность, неравные условия финансирования, разная степень информационного обеспечения или комплектования фондов. Особенно это касается библиотек и информационных центров стран СНГ, и Беларуси в том числе.
При создании консорциума необходимо четко обозначить его цель (иногда под консорциумом ошибочно понимают некое общественно-политическое объединение типа ассоциации), форму материалов, к которым участники хотят получить доступ (только электронные ресурсы или же еще и традиционный "бумажный" вариант), принцип подбора состава участников, принцип управления (через юридическое лицо или на основе специального соглашения между партнерами), порядок распределения расходов и доходов, взаимные обязательства партнеров, включая ответственность за нарушение договоренностей (иногда, если даже один партнер выходит из состава объединения, весь консорциум может развалиться), и, наконец, механизм взаимодействия.
Чтобы понять сущность информационных консорциумов, стоит приглядеться к зарубежному опыту.
Чаще всего организатором зарубежных консорциумов, берущим на себя значительную часть финансового бремени, является все же государство.
Например, Датская электронная научно-исследовательская библиотека (DEF, (www.deflink.dk/eng/default.asp), созданная в 1997 г. по инициативе министерств культуры, науки и образования и объединяющая ныне около 300 академических, публичных и специальных библиотек страны. DEF занимается лицензированием электронных ресурсов, созданных датскими организациями, кооперативным оцифровыванием информационных богатств страны, предоставлением дистанционного доступа к электронным ресурсам крупнейших поставщиков (в т.ч. Crossfire, Kluwer, Springer, UMI, Highwire, JSTORE, Elsevier). Консорциум финансируется совместно правительством и организациями-членами.
Аналогичным проектом является и Национальная электронная библиотека Финляндии (FinELib, www.lib.helsinki.fi/finelib/english/index.htm), объединяющая больше сотни академических, политехнических, научно-исследовательских и публичных библиотек. Также совместное финансирование, также коллективный доступ к известным международным электронным ресурсам (Crossfire, EBSCO, "Британника"), вдобавок концентрация финских БД, разработка эффективных способов поиска научных материалов в интернете, унификация доступа к интернет-ресурсам.
В крупнейших странах действуют несколько разнообразных консорциумов, среди которых имеются и специализированные, и региональные. Например, немецкий консорциум HeBIS (Hochschul-und Landesbibliotheken, (www.hebis.de/hebis-konsortium/e_index.html), куда входят 14 академических, специальных и публичных библиотек земли Гессен. Организатором выступило Гессенское министерство науки и искусств, финансирование совместное, функции консорциума практически не отличаются от названных выше - лицензирование ЭР, совместный доступ к БД и т.д.
Любопытна история создания турецких информационных консорциумов. Примерно до середины 90-х годов автоматизированы были лишь несколько крупнейших государственных библиотек (почти как у нас...), доступ к интернету был очень неустойчив, поэтому уже компьютеризированные библиотеки обеспечивали пользователей, в основном, с помощью CD-ROM. Однако в 1996 г. правительство при поддержке нескольких крупных турецких и международных корпораций осуществило серьезные инвестиции в энергетический и телекоммуникационный секторы экономики. Также при участии частных инвесторов был создан ULAKBIM (Турецкий академический центр информации), чья цель заключалась в комплектовании фондов библиотек университетов страны как центральных хранилищ зарубежной печатной периодики и их объединение в Государственную академическую сеть для недорогого доступа в интернет, с обеспечением каждого государственного высшего и среднего учебного заведения хотя бы одним современным компьютером. С 1999 г. началось создание и национальных консорциумов (в основном, из-за слишком высоких цен на зарубежные информационные ресурсы). Первым стал Web of Science, 17 членов которого заключили соглашение с группой ISI на доступ к ряду известных БД, в т.ч. Science Citation Index и Journal Citation Reports. На базе ULAKBIM возник консорциум Анкары, на сегодня в Турции действует уже около десятка подобных объединений.
Как видим, за рубежом инициатором создания консорциумов являются правительственные ведомства, иногда при поддержке коммерческих структур.
А вот в странах СНГ консорциумы довольно часто возникают при содействии международных организаций и фондов, выделяющих на создание подобных объединений специальные гранты.
Например, Институт "Открытое общество" с 1999 г. осуществляет целенаправленную поддержку создания информационных консорциумов в России. Так, в 2001 г. ИОО проводил всероссийский конкурс "Библиотечные консорциумы для модернизации информационного обслуживания высшего образования в России" на благотворительное финансирование проектов, направленных на совершенствование библиотечно-информационного обслуживания учебного и научного процессов в университетах России, основанного на внедрении корпоративных библиотечных технологий.
Бывает, конечно, и иначе. Например, Информационный консорциум Казахстана (rntb.kz/KKAK/default.htm) был организован РНТБ и ЦНБ Министерства образования и науки как некоммерческое добровольное объединение с целью содействия в обеспечении свободного доступа пользователей к интегрированным информационным ресурсам через интернет (на сегодня членами являются 40 библиотек и организаций, имеющих доступ к БД EBSCO).
Желающим узнать подробнее о схеме организации консорциума могу посоветовать несколько дополнительных ресурсов: данная статья (www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003/trud/tom2/222/Doc20.HTML) расскажет о структуре и технической организации типичного библиотечного консорциума (на примере Томского библиотечного); сайт Ассоциации Региональных Библиотечных Консорциумов России (www.arbicon.ru) содержит довольно много любопытной информации; на сайте Института "Открытое Общество" (www.spb.osi.ru/journals/default.htm) можно ознакомиться с условиями получения грантов и участия в информационных программах; о программе EIFL-Direct в Беларуси можно прочитать на сайте РНТБ (rlst.org.by/bulletin101_sobol.htm).
Майлз Vornet,
[email protected]
Горячие темы