Белорусская железная дорога - огромное предприятие, или, как сейчас принято говорить, государственная корпорация, в которой работают почти сто тысяч человек. Она имеет в своем составе подразделения, представляющие самые разнообразные отрасли промышленности и народного хозяйства. Есть у магистрали свои сельскохозяйственные и лечебные учреждения. В ее составе имеются даже вуз и несколько техникумов, которые готовят специалистов-транспортников. Железнодорожная инфраструктура разбросана практически по всей территории республики. Естественно, что здесь активно используется огромное количество вычислительной техники, программного обеспечения, а обмен информацией и управление осуществляются в том числе и с помощью сотен локальных компьютерных сетей.
Поэтому в последнее время немало внимания здесь уделяется совершенствованию IT-технологий. Нескольким направлениям их развития, связанным с совершенствованием компьютерных сетей и веб-строительством, посвящен наш разговор с довольно известным среди специалистов компьютерной отрасли республики человеком - руководителем отдела информационных технологий Белорусской железной дороги Владимиром Логвиным.
- Владимир Анатольевич, с чего,
собственно, началась
"перестройка" компьютерных
сетей на дороге?
Еще несколько лет назад развитие локальных сетей железнодорожных предприятий и организаций в силу достаточно объективных причин носило довольно стихийный характер. Взять все и сразу под контроль было очень сложно, да и средств не хватало. Образование, которое предстояло развить и структурировать, представляло собой интранет-сеть, подключавшуюся к всемирной через серверы министерства путей сообщения (МПС) России. Причем, каждое предприятие в отдельности имело свой собственный выход на МПС.
Начали мы с перехода к государственному провайдеру - "Белтелекому". Сразу же несколько выросла скорость - с 52 до 64 килобит. Затем мы еще раз нарастили доступ, воспользовавшись новой технологией, которую специалисты "Белтелекома" предлагали провайдерам. Она была процентов на тридцать дороже прежней, но зато скорость возросла уже до 256 килобит - более чем в четыре раза. Поэтому мы уже можем позволить себе организацию централизованного доступа к глобальной сети в столичной зоне. Тем более, что здесь уже шесть лет существует минская городская локальная сеть (man), объединяющая локальные сети потребителей - железнодорожных предприятий столицы, проложен оптоволоконный кабель. Любая машина общей сети, при соответствующих правах пользователя, может работать с любым сервером нашей man. Выход в интернет будет осуществляться из одной точки, а уж к нему при необходимости подключатся потребители. Эти работы были включены в программу информатизации на нынешний год.
- Каковы причины подобной реорганизации?
Идея корпоративного подключения связана с проблемой безопасности информации. Ведь по мере того, как развивается дорожная сеть, все труднее становится избежать несанкционированного доступа к ее основным узлам и возможных при этом неприятных последствий. Чем меньше будет выходов в так называемые публичные сети, тем проще и лучше можно организовать контур безопасности. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.
- Что предпримете в дальнейшем?
Перенесем схему, отрабатывающуюся сейчас в столице, на областные филиалы железной дороги, так называемые отделения. Необходимо сделать одно центральное подключение к интернету, а затем оттуда "нарезать" доступ отделениям и убрать лишние выходы в глобальную сеть.
Следующим шагом станет организация дуплексного канала подключения. Сейчас у нас для входящего и исходящего трафика используется общий канал. Соответственно, и полоса пропускания одна. На самом деле, как вы, возможно, знаете, в сети интернет действует соотношение два к восьми. То есть, когда я обращаюсь с запросом к какому-то ресурсу, то отправляю маленькую ссылку, а в ответ получаю массив информации. Асимметрия трафика интернета привела нас к идее организации наиболее экономичных каналов, - обратного, спутникового - обеспечивающего скорость передачи информации порядка двух мегабит в секунду и прямого на "Белтелеком" - 256 килобит в секунду. Это позволит нам соблюсти пропорцию два к восьми. Таким образом, мы планируем полностью закрыть все потребности корпорации. Решено также выделить шести нашим областным филиалам 64 килобита дуплексного ASDSL канала, что, в свою очередь, поможет закрыть их потребности в доступе. Чтобы выяснить, достаточно ли им таких мощностей, мы проанализировали структуру потребителей информации в отделениях. Проведен коллоквиум - встреча между специалистами в области интернет-технологий, которые согласились с тем, что это исчерпывающие возможности.
Наша корпоративная сеть уже сейчас достаточно замкнута, защищена от публичного интернета. Для этого используются самые современные системы, в создании и настройке которых принимали участие специалисты ведущих фирм - поставщиков телекоммуникационного оборудования. Защитив интранет-сеть магистрали, мы намереваемся развернуть внутри нее веб-строительство и перейти к управлению производственными процессами при помощи веб-технологий.
- Расскажите немного подробнее об этих планах.
Многие веб-ресурсы необходимы для чисто технологических нужд. Например, для обновления версий тиражируемых продуктов. В качестве примера можно привести работу с программным обеспечением для АРМов товарных кассиров. На магистрали девяносто семь товарных касс, осуществляющих расчеты с клиентами за перевозки на местах. Кассиры используют для работы программное обеспечение, созданное нашими гомельскими программистами. Когда они делают новую версию (а это происходит часто, ведь меняются тарифы, появляются какие-то новые рабочие таблицы), то выкладывают обновление на сайт. Пользователи-кассиры могут обратиться туда по сети и скачать его. Подобных сайтов с обновлениями в корпоративной сети дороги становится все больше. Но это лишь одно направление развития веб-технологий.
Вот другое, связанное с диспетчеризацией электроэнергии. Программистами дороги создан и успешно эксплуатируется специальный пакет для контроля за использованием электроэнергии на предприятиях магистрали. На местах, в отделениях, анализируют энергопотребление на своих участках. Информация оттуда сходится прямо на специальный сайт. Благодаря этому в любой момент можно проследить за эффективностью использования электрических мощностей, направлением энергопотоков.
Существуют и другие варианты веб-ресурсов, например, блокнот руководителя. Если взять нашу отчетность - оперативные сведения по магистрали, то вся эта информация существует в виде печатных документов - сотен справок, которые отражают изменения основных производственных показателей, количество принятых и сданных вагонов, например, и многое другое. Для удобства пользования ими четыре года назад создан некий набор постоянно применяемых выходных форм, объединенных в составе веб-ресурса. В результате сегодня им активно пользуются специалисты дороги, постоянно регистрируются от них тысячи обращений. Безусловно, сайт предназначен для служебного пользования, и в нем предусмотрены регистрация и авторизация.
Это удачный пример веб-визуализации сведений, которые существуют на бумаге. Специалисты признают, что описанный ресурс дает гораздо больше возможностей использования необходимой информации, чем любой, самый подробный отчет.
Поэтому, веб-строительство планируется применять и для отображения экономической, финансовой, технологической, диспетчерской информации. Это, можно сказать, вектор движения информационных систем на дороге, который приведет когда-нибудь к переходу на безбумажную технологию работы.
В настоящее время на дороге уже довольно много интранет-сайтов, если быть абсолютно точным, то двадцать три. Некоторые из них сделаны специалистами на местах самостоятельно. Поэтому мы решили навести порядок, ввести систему регистрации. Прежде всего необходима грамотно составленная концепция, техническое задание. Должен быть определен круг специалистов, осуществляющих обновление информации, изменение дизайна, надзор за работой. Остальные требования пока находятся на стадии выработки. А регистрацию прошли, к сожалению, лишь пять сайтов.
- Насколько я знаю, совсем недавно получил новый дизайн и официальный сайт Белорусской железной дороги.
У него вообще интересная история. В начале специалисты нашего отдела создали его сами, и он просуществовал в таком виде года полтора. Затем на сайт обратило внимание руководство дороги и поручило пресс-центру заняться регулярным обновлением информации. А потом ресурс немножко изменили, но, на мой взгляд, неудачно. Сайт превратился в неудобного монстра с тяжелой навигацией. В прошлом году решили его полностью модернизировать, пригласили специалистов. Дело-то все-таки серьезное. Два тендера было проведено только для того, чтобы определить разработчика технического задания - концепции. Этим занялись специалисты фирмы RedGraphics. Над созданием сайта трудились уже дизайнеры предприятия УП НТЦ "Атлас". Ранее они уже выполняли заказы для государственных компьютерных сетей, поэтому и попали в тендерную группу. Вместе с сайтом специалисты предоставили нам свой собственный продукт, средство удаленного редактирования под названием My Site. Теперь мы свой ресурс поддерживаем без особых проблем. Если в обычных условиях, чтобы заменить страницу, нам требовалось набрать текст, потом войти в Сеть, заменить информацию, то теперь этого не нужно. С удаленного компьютера легко можно изменить все, что необходимо.
Ко дню железнодорожника планируется презентация ресурса. Концептуально он решен исключительно в стиле корпоративного сайта. Никаких фривольностей, студенческого дилетантства в исполнении нет. Сайт жестко структурирован, обладает удобной навигацией. На мой взгляд и взгляд независимых экспертов в области веб-строительства, он получился удачным и вполне соответствует рангу нашей корпорации.
Эдуард ТРОШИН
Горячие темы