Эти глаза напротив... монитора

Рыцари мышки и повелители CPU, безжалостные убийцы монстров Ouake'ов и асы Visual C++ - все, кто просиживает часами, созерцая экран своего электронного друга! Если вы настолько умны, что умеете работать за этой электронной штуковиной, то, без сомнения, не сможете не согласиться с тем, что через зрение человек получает более 80% информации о внешнем мире и что плохое зрение - это ПЛОХО! Я это к тому, что просиживая часами за экранами своих компьютеров, вы наносите огромный вред своему "окну в мир". Согласитесь, вы же не издеваетесь над своей сетевой картой, пропуская через нее токи в несколько ампер и отпиливая напильником лапки микросхем, а бережно храните, сдуваете пыль и протираете влажной тряпочкой:-) (если кто не понял, это шутка; такого с сетевухой тоже делать не рекомендуется). Но между собственными глазами и сетевой картой существует, как минимум, одно принципиальное отличие: глаза нельзя поменять... По себе знаю.:-(

Чем же так вредна работа за монитором компьютера? Попробуем разобраться (буду рассматривать только влияние изображения на экране на зрение, не затрагивая другие факторы, как, например, рентгеновское и микроволновое излучение от ЭЛТ-дисплеев; не коснусь и неправильной осанки и положения рук, обеднения воздуха аэроионами и опасности поражения высоким напряжением от незаземленного корпуса).

Во-первых, (а) глаз по своей физиологии рассчитан на динамическое зрение вдаль, поэтому долгое рассматривание близкорасположенного статичного экрана неестественно. Эта неестественность приводит к тому, что мышца, искривляющая хрусталик (фактически, хрусталик - это линза нашей оптической системы, но, в отличие от обыкновенной стеклянной линзы, она в определенных пределах может менять свою кривизну и, следовательно, преломляющую силу; при рассмотрении предмета вблизи специальная мышца сокращается и искривляет хрусталик), очень устает, и для дальнейшего комфортного рассматривания глазное яблоко начинает увеличивать свою длину, растягиваться. Развивается близорукость (миопия). Ученые выделяют три основных фактора развития близорукости: а) наследственная предрасположенность, б) несоответствие между ослабленной аккомодационной способностью глаза (способностью искривлять хрусталик) и зрительной нагрузкой на близком расстоянии, в) ослабление биомеханических свойств склеры (наружной оболочки глаза) и ее растяжение под влиянием внутриглазного давления. При сильном растяжении в тканях глаза могут происходить очень опасные деструктивные процессы. Интересно, что глаз как бы сам реагирует на изменившуюся зрительную нагрузку - эксперименты на животных показали, что удлинение глазной оси при длительном рассматривании близкорасположенных предметов происходит даже при перерезанном зрительном нерве, то есть при отсутствии обмена информацией с мозгом!

Во-вторых, (б) изображение на экране не статичное. Электронный луч строка за строкой рисует картинку на люминофоре (светящемся веществе). Соответственно, после его прохождения по строке "нарисованное" изображение медленно гаснет. При достаточно большой частоте перерисовки (более 25 кадров в секунду) центральная область сетчатки глаза перестает различать отдельные кадры, и мы видим более-менее статичное изображение, но только при больших частотах обновления (более 85 Гц). Также существует проблема в том, что трудно обеспечить попадание электронного луча в одну и ту же точку экрана при повторном прохождении. В итоге получается слегка мерцающее и размытое изображение. К тому же периферия сетчатки обладает меньшей инерционностью, чем центральная часть. В результате "краем глаза" мы все-таки замечаем мерцание. Все это приводит к быстрому утомлению глаз и мозга.

Далее, изображение на мониторе светящееся (в). Повышенная яркость также способствует утомлению глаза. Чтобы скомпенсировать быстрое выгорание зрительного пигмента (который, собственно, и "чувствует" свет) и понижение световой чувствительности, глаз вынужден быстрее колебаться (эти хаотичные колебания бессознательны и для человека не заметны, но установлено, что если глаз "остановить", то через некоторое время видимое изображение тускнеет и совсем пропадает). В том числе и по этой причине он быстрее устает.

В-четвертых, (г) изображение дискретное - состоит из пикселов. Особенно это заметно на ЖКИ-дисплеях. Это также дает нагрузку на мозг и глаза, хотя, на мой взгляд, не такую значительную.

Наконец, огромную роль играют внешние факторы и условия работы (д). Например, очень вредно, когда освещенность изображения контрастирует с освещенностью рабочего места (монитор на фоне темной стены или хорошо освещенного окна), когда на экране блики. Часто утомляет постоянный перевод взгляда с бумаги на экран и обратно (при печати с листа), если у них разная освещенность. При пристальном заинтересованном рассмотрении монитора (особенно характерном для компьютерных игр) мы реже моргаем, и роговая оболочка глаза высыхает, что также создает дискомфорт.

Уфф... И все это на наши несчастные глазки... А что делать, если нужно работать, и работать много?

Попробуем разобраться по пунктам (как они приведены выше) с ненормальностями мониторов и способами их нейтрализации.

(а) и (в). Чтобы уменьшить вред от длительной напряженной работы за монитором, отодвиньтесь от него. Санитарные нормы - 60 см от экрана, ну а я сам ориентируюсь на длину вытянутой руки. Обязательны перерывы во время работы - специалисты рекомендуют через 25-30 минут на 5-10 минут. Причем во время перерывов никаких зрительных нагрузок - телевизора, газеты... По определению, перерывы - для отдыха! Лучше расслабиться, посмотреть вдаль, на небо, подумать о чем-нибудь - иногда бывает полезно:). Как в анекдоте: "Штирлиц подумал... Ему понравилось, и он подумал еще раз".

Очень полезно делать следующие упражнения - вращать глазами, рисовать взглядом "восьмерки", чередовать взгляд вдаль и на близкие предметы, моргать, просто посидеть, прикрыв глаза руками. Йоги рекомендуют фиксировать взгляд на некоторое время на кончике носа, между бровями, на правом и левом плече - действительно расслабляет! Кстати, представьте, какое выражение будет на лице у шефа, когда он увидит ваш странный взгляд..!

Чтобы не забыть про перерывы, ставьте будильник, ну или можете написать программку, которая будет выкидывать сообщения (либо "подвешивать" машину:-)). Есть и готовые программы такого рода - поищите на www.ochkam.net - кстати, довольно полезный сайт про зрение.

Время от времени промывайте глаза теплой и холодной водой поочередно - очень приятно и полезно!

Пейте аскорбиновую кислоту (витамин С), рутин и глюконат кальция - они способствуют укреплению оболочки глаза - склеры, да и вообще полезны. Из продуктов питания хотелось бы отметить чернику, петрушку, а также все овощи, содержащие провитамин А (имеющие насыщенный оранжевый, красный или желтый цвет).

(б) и (г). Здесь все зависит от "железа".

Если вы используете ЭЛТ-монитор, то обязательно проследите за тем, чтобы было эргономичное (наиболее приспособленное для работы) соотношение между разрешением и частотой смены кадров. Для мониторов всех типов частота регенерации не должна быть меньше 85 Гц (еще лучше не менее 100 Гц), при этом для диагонали 14-15" необходимо разрешение не хуже 800x600, для 17" - не хуже 1024x768. При частоте регенерации больше 110 Гц глаз уже не замечает мелькания картинки (сам, правда, не проверял - не имел дела с трубками с такой частотой).

У ЖКИ-мониторов картина несколько иная. Принцип их работы таков (не буду останавливаться на нем подробно), что пикселы не меняют своей яркости на протяжении каждого цикла развертки вплоть до следующего обновления состояния (касается мониторов с активной матрицей). Поэтому для них вполне достаточна частота обновления 60 Гц (но лучше 75 Гц - проверено!). Однако и здесь не все гладко, так как могут появляться проблемы с разбалансировкой фазы (это вопрос настройки), и из-за довольно большой "заметности" пикселов качество картинки видео и анимации может не удовлетворять. Что же касается всех остальных приложений (офисные программы, интернет, программирование и т.п.), то на сегодняшний день ЖКИ на активной матрице вне конкуренции. Если есть деньги и дорожите зрением - рекомендую. Пассивная матрица хуже - изображение дрожит, не отображается плавно, глюки с быстро движущимися картинками, разная яркость в разных точках экрана.

Очень желательно наличие антибликового покрытия и/или поляризационного фильтра (он увеличивает контрастность, подавляет блики, позволяет работать с меньшей яркостью при том же качестве картинки).

Опять-таки, повозитесь с настройками монитора, чтобы не было искажений изображения.

Конечно, желательно соответствие "крутым" европейским стандартам (типа TCO и MPRII).

(д). Немаловажны и условия работы.

Монитор должен быть немного ниже уровня глаз.

Во избежание бликов и резких перепадов яркости в помещении желательно мягкое рассеянное освещение (лампы с матовым стеклом, жалюзи или полупрозрачные занавески на окнах). Не стоит сильно увеличивать яркость изображения - глаза устают, да и люминофор на трубке выгорает. От работы без освещения ночью глаза тоже не слабо устают (геймеры и интернетчики - подтвердите!). Если очень надо, то хотя бы включайте фоновый свет...

Ну вот. Надеюсь, информация будет полезна для вас и ваших глаз.

С пожеланиями свежего взгляда, ясной головы и четкой картинки на дисплее :-) ваш

Александр КУПРЕЕВ,
HonorHim@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

30 за 2003 год

Рубрика: 

На заметку
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!