Была такая игра Megaball
для компьютерной платформы Amiga.
Игрушка стала популярной,
вследствие чего появился ее PC-клон
под названием DX-Ball. В конце 1999 г.
появилось продолжение - DX-Ball 2. Суть
игры такова. На экране размещены
разноцветные кирпичики, собранные
в одну или несколько групп. Игроку
нужно, перемещая небольшую планку
внизу экрана, направлять шарик на
сооружение из кирпичиков, тем самым
"разбивая" последние и набирая
очки. Шарик в самом начале
находится на планке - нажатие левой
клавиши мышки приводит его в
движение, с этого времени и до конца
прохождения уровня он будет летать,
отталкиваясь от стенок, некоторых
труднобьющихся кирпичиков и,
главное, от планки. Управлять
хаотично летающим шариком сложно, а
троекратная потеря бдительности
(это когда вы не сумели вовремя
подставить планку и "уронили"
шарик) будет означат конец игры.
Казалось бы, заурядный арканоид, однако серия DX-Ball получилась по-настоящему захватывающей, о чем говорят многомиллионные закачки игры с сайта компании-разработчика. Причина тому, как ни странно, продуманный геймплей. Простенький "сюжет" DX-Ball (направь шарик/набери очки/подхвати шарик) разукрашен разнообразными бонусами, начинающими падать вниз под воздействием разрушения кирпичиков. Но, как говорится, не все бонусы одинаково полезны... В первом DX-Ball было 10 полноценных бонусов (квадратики синего цвета), 5 "анти-бонусов" красного цвета и 3 "серых" бонуса. В DX-Ball 2 добавили еще два "серых": "MegaBall" (большой шар) и "EightBall" (восемь шариков). Допускаются сочетания бонусов: восемь больших шаров врассыпную - это надо видеть! "Неправильные" бонусы могут здорово подпортить успешную игру: уменьшить планку или шарик до смехотворных размеров, сделать так, чтобы кирпичики стали потихоньку опускаться вниз точно в тетрисе. В общем, есть смысл выучить все имеющиеся в игре "фишки" на память, как знаки дорожного движения.
Безусловно, DX-Ball 2 выгодно отличается от своего предшественника и в плане графики, и в плане дополнительных возможностей. Так, помимо полноэкранного, допускается оконный режим (регулируется на клавиатуре клавишей F7); в игре можно включать/выключать музыку (F5), выставлять два уровня сложности (F4) и менять фоновый цвет (F1). Приятное новшество: в DX-Ball 2 могут играть до 4 человек одновременно.
"А при чем здесь
некий МакНэлли в названии
статьи?" - спросите вы. А при том,
что DX-Ball 2 создал программист Шемас
МакНэлли (Seumas McNally; имя произносится
именно так, как будто это старинное
произношение имени Джеймс на
гаэльском языке), основатель и
ведущий программист компании Longbow
Digital Arts, специализирующейся на
создании небольших игр и
последующей их реализации через
интернет. К глубокому сожалению, в
возрасте 21 года МакНэлли умер от
болезни Ходжкинса (проще говоря -
рака лимфоузлов), с которой он
боролся несколько лет. Как мне
думается, все знакомые с творениями
Шемаса согласятся, что этот
несовершенный мир покинул
настоящий талант в области
программирования компьютерных игр
(и не только). Помимо серии DX-Ball (в
первом DX-Ball Шемас отвечал за
трехмерную графику), на счету
МакНэлли оригинальный скринсэйвер
Particle Fire (который, кстати, давно
радует меня своими графическими
эффектами), программа WebProcessor (для
быстрого создания макросов HTML), а
также мультиплеерный танковый
симулятор Tread Marks. Последняя игра
получила три премии на Independent Games
Festival (IGF) в 2000 г. Cпустя неделю после
этого триумфа (21 марта 2000 г.) Шемас
скончался.
Весьма любопытной
была встреча Шемаса МакНэлли с
Джоном Кармаком из id Software, во время
работы последнего над Quake III Arena.
Целый вечер два программиста
проговорили о воксельной
технологии, API, о балансе между
технологией и дизайном, а затем
снялись на фоне знаменитого
"Феррари" Кармака. Нет
сомнения, что эта встреча была
полезной не только для МакНэлли, но
и для самого "гуру" из id Software.
Шемас спешил закончить Tread Marks, поскольку в июне 1999 г. уже знал, что вряд ли проживет более года. Его мечтой было не только создать законченный продукт, но также представить его на IGF. И Шемас успел.
Игра Tread Marks получила
самые восторженные рецензии, что не
удивительно, ибо ее полная версия
включает 20 различных моделей
танков (M1-Abrams и T-72, в частности), 23
вида оружия, 3D-звук, поддержку
3D-акселератора, возможность игры в
интернете и многое-многое другое.
Вряд ли Шемас МакНэлли в последние месяцы своей жизни думал о том, что он совершает подвиг или нечто подобное. Просто у этого молодого человека с добродушной улыбкой на лице было огромное желание и, главное, способность явить миру нечто новое, уникальное. И не будь Шемас смертельно болен, он создал бы еще много таких уникальных игр и программ. Шемас МакНэлли сделал ровно столько, сколько успел, однако этого хватило ему для бессмертия.
Юрий ДРОЗДОВ,
printscan@tut.by
Полезные ссылки:
www.LongbowDigitalArts.com/dxball2.html - Играбельное демо DX-Ball 2
www.gamenavigator.ru/files/file654.html - первый DX-Ball
www.gamedev.net/community/memorial/seumas - страничка памяти Шемаса МакНэлли
www.treadmarks.com - о танковом симуляторе Tread Marks
