Бессмертие Шемаса МакНэлли

Была такая игра Megaball для компьютерной платформы Amiga. Игрушка стала популярной, вследствие чего появился ее PC-клон под названием DX-Ball. В конце 1999 г. появилось продолжение - DX-Ball 2. Суть игры такова. На экране размещены разноцветные кирпичики, собранные в одну или несколько групп. Игроку нужно, перемещая небольшую планку внизу экрана, направлять шарик на сооружение из кирпичиков, тем самым "разбивая" последние и набирая очки. Шарик в самом начале находится на планке - нажатие левой клавиши мышки приводит его в движение, с этого времени и до конца прохождения уровня он будет летать, отталкиваясь от стенок, некоторых труднобьющихся кирпичиков и, главное, от планки. Управлять хаотично летающим шариком сложно, а троекратная потеря бдительности (это когда вы не сумели вовремя подставить планку и "уронили" шарик) будет означат конец игры.

Казалось бы, заурядный арканоид, однако серия DX-Ball получилась по-настоящему захватывающей, о чем говорят многомиллионные закачки игры с сайта компании-разработчика. Причина тому, как ни странно, продуманный геймплей. Простенький "сюжет" DX-Ball (направь шарик/набери очки/подхвати шарик) разукрашен разнообразными бонусами, начинающими падать вниз под воздействием разрушения кирпичиков. Но, как говорится, не все бонусы одинаково полезны... В первом DX-Ball было 10 полноценных бонусов (квадратики синего цвета), 5 "анти-бонусов" красного цвета и 3 "серых" бонуса. В DX-Ball 2 добавили еще два "серых": "MegaBall" (большой шар) и "EightBall" (восемь шариков). Допускаются сочетания бонусов: восемь больших шаров врассыпную - это надо видеть! "Неправильные" бонусы могут здорово подпортить успешную игру: уменьшить планку или шарик до смехотворных размеров, сделать так, чтобы кирпичики стали потихоньку опускаться вниз точно в тетрисе. В общем, есть смысл выучить все имеющиеся в игре "фишки" на память, как знаки дорожного движения.

Безусловно, DX-Ball 2 выгодно отличается от своего предшественника и в плане графики, и в плане дополнительных возможностей. Так, помимо полноэкранного, допускается оконный режим (регулируется на клавиатуре клавишей F7); в игре можно включать/выключать музыку (F5), выставлять два уровня сложности (F4) и менять фоновый цвет (F1). Приятное новшество: в DX-Ball 2 могут играть до 4 человек одновременно.

"А при чем здесь некий МакНэлли в названии статьи?" - спросите вы. А при том, что DX-Ball 2 создал программист Шемас МакНэлли (Seumas McNally; имя произносится именно так, как будто это старинное произношение имени Джеймс на гаэльском языке), основатель и ведущий программист компании Longbow Digital Arts, специализирующейся на создании небольших игр и последующей их реализации через интернет. К глубокому сожалению, в возрасте 21 года МакНэлли умер от болезни Ходжкинса (проще говоря - рака лимфоузлов), с которой он боролся несколько лет. Как мне думается, все знакомые с творениями Шемаса согласятся, что этот несовершенный мир покинул настоящий талант в области программирования компьютерных игр (и не только). Помимо серии DX-Ball (в первом DX-Ball Шемас отвечал за трехмерную графику), на счету МакНэлли оригинальный скринсэйвер Particle Fire (который, кстати, давно радует меня своими графическими эффектами), программа WebProcessor (для быстрого создания макросов HTML), а также мультиплеерный танковый симулятор Tread Marks. Последняя игра получила три премии на Independent Games Festival (IGF) в 2000 г. Cпустя неделю после этого триумфа (21 марта 2000 г.) Шемас скончался.

Весьма любопытной была встреча Шемаса МакНэлли с Джоном Кармаком из id Software, во время работы последнего над Quake III Arena. Целый вечер два программиста проговорили о воксельной технологии, API, о балансе между технологией и дизайном, а затем снялись на фоне знаменитого "Феррари" Кармака. Нет сомнения, что эта встреча была полезной не только для МакНэлли, но и для самого "гуру" из id Software.

Шемас спешил закончить Tread Marks, поскольку в июне 1999 г. уже знал, что вряд ли проживет более года. Его мечтой было не только создать законченный продукт, но также представить его на IGF. И Шемас успел.

Игра Tread Marks получила самые восторженные рецензии, что не удивительно, ибо ее полная версия включает 20 различных моделей танков (M1-Abrams и T-72, в частности), 23 вида оружия, 3D-звук, поддержку 3D-акселератора, возможность игры в интернете и многое-многое другое.

Вряд ли Шемас МакНэлли в последние месяцы своей жизни думал о том, что он совершает подвиг или нечто подобное. Просто у этого молодого человека с добродушной улыбкой на лице было огромное желание и, главное, способность явить миру нечто новое, уникальное. И не будь Шемас смертельно болен, он создал бы еще много таких уникальных игр и программ. Шемас МакНэлли сделал ровно столько, сколько успел, однако этого хватило ему для бессмертия.

Юрий ДРОЗДОВ,
printscan@tut.by


Полезные ссылки:

www.LongbowDigitalArts.com/dxball2.html - Играбельное демо DX-Ball 2

www.gamenavigator.ru/files/file654.html - первый DX-Ball

www.gamedev.net/community/memorial/seumas - страничка памяти Шемаса МакНэлли

www.treadmarks.com - о танковом симуляторе Tread Marks

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

29 за 2003 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!