Наверное, каждый читатель газеты знает о международном проекте SETI - поиске внеземных цивилизаций. Однако, вероятно, для большинства будет новым тот факт, что подобные работы уже проводились в прошлом. Американское агентство по исследованию космоса и аэронавтике (НАСА) начало в 1976 году программу поиска сигналов в ультрафиолетовом диапазоне. Наблюдение ведется со спутника, обращающегося вокруг Земли на расстоянии 750 километров. Это необходимо, чтобы избежать экранирующего эффекта земной атмосферы - она сильно поглощает ультрафиолетовые лучи.
Высокоразвитая цивилизация, располагающая мощными ультрафиолетовыми лазерами, могла бы обращаться к своим соседям в радиусе многих световых лет, тем более, что в космосе сравнительно немного естественных источников ультрафиолета, и, значит, естественные помехи невелики. Для наблюдения выбраны пока три звезды, обладающие, по мнению астрономов, планетными системами - Эпсилон Эридана, Тау Кита и Эпсилон Индейца. Как отметил руководитель программы, шансы на быстрый успех незначительны, но и первая неудача не должна обескураживать. Чтобы с уверенностью сделать вывод об отсутствии видимых искусственных источников ультрафиолета, понадобились бы систематические исследования звездного неба в течение приблизительно ста лет.
Прошло без малого тридцать лет, а шансы на успех по-прежнему незначительны. Но человечество не теряет надежды. Правда, совершенно непонятно, что человечество будет делать с сигналами разумных цивилизаций, если такие найдутся.
Впрочем, найдутся ли, еще неизвестно. Если человечество до сих пор не может решить проблему кариеса, о каких внеземных цивилизациях может идти речь?
Непосредственная причина кариеса, разрушения зубной эмали, - жизнедеятельность определенных бактерий, поселяющихся на поверхности зубов. Во многих случаях соединения фтора позволяют повысить прочность эмали, защитить ее от действия бактерий. В некоторых странах (в том числе и у нас) фтористые соединения пробовали подмешивать к водопроводной воде или поваренной соли. Но такое поголовное "принудительное" лечение не получило широкого распространения: во-первых, оно не дает возможности индивидуально дозировать лекарство, во-вторых, фтор может оказаться небезопасным для престарелых или ослабленных людей.
Лет тридцать назад кариес надеялись вылечить при помощи прививок. В Иммунологическом центре г. Марбурга (ФРГ) проводились опыты, которые должны были доказать, что можно изготовить вакцину против кариеса. Опыты, ведущиеся на животных, давали основание надеяться, что прививка позволит мобилизовать собственные защитные силы организма, чтобы они подавляли рост опасных бактерий. Марбургские ученые считали, что года через два их вакцина сможет пойти на клинические испытания. Однако годы идут, а нас по-прежнему пугают сперминтами и риглисами с телеэкранов.
Ну ладно. На фоне всеобщих неудач и поражений приятно вспомнить, что не все научные изыски пропадают даром. Вот в 1975 году голландская фирма Philips продемонстрировала представителям видеопроигрыватель, который может быть подключен к любому телевизору. Пластинка содержит тридцатиминутную запись цветного или черно-белого изображения и звуковое сопровождение. Она изготовлена из металла и покрыта защитным слоем прозрачного пластика. Луч лазера, проникая через защитный слой, считывает информацию, нанесенную на пластинку. Для безопасности в проигрывателе применена автоблокировка, отключающая лазер, как только крышку проигрывателя открывают. Изображение можно проигрывать в замедленном темпе, пускать назад, рассматривать отдельные кадры.
Химикам из Пенсильванского университета удалось синтезировать в виде тонкой волокнистой пленки органическое вещество политиазил (в порошковом виде оно было синтезировано еще в 1910 году). Несмотря на то, что этот полимер состоит из неметаллических элементов - серы, хлора, азота и водорода - его электропроводность вдоль волокон нe хуже, чем у такого хорошего проводника, как ртуть. В то же время поперек волокон электрический ток практически не проходит. С этими электрическими свойствами тесно связаны и оптические особенности: поляризованный свет легко проходит через пленку, если плоскость поляризации параллельна волокнам.
Обнаруженные у полимера необычные электрические и оптические свойства могут открыть для него весьма широкую сферу применения, если, конечно, удастся разработать надежную и экономичную технологию его производства. Исходные материалы для синтеза политиазила недороги, но промежуточные продукты реакции обладают повышенной взрывоопасностью. Другое неудобство - низкая скорость синтеза: на получение небольшого образца уходит более двух дней. Но тут дело может спасти подходящий катализатор, если его удастся подобрать. Чем, собственно говоря, и занимаются ученые вот уже тридцать лет.
Японская радиоэлектронная фирма "Сони" ежегодно проводит среди своих служащих конкурс на лучшее изобретение в области электроники. В 1975 году премию получил молодой инженер из Токио, который превратит игрушечный автомобильчик, работающий от батарейки, в проигрыватель. Он встроил в игрушку усилитель с динамиком, звукоснимательную головку с иглой и еще одну иглу, задача которой - удерживать автомобильчик на круговой спиральной дорожке. Пластинку кладут на стол, автомобильчик ставят на нее так, чтобы обе иглы попали в звуковую бороздку, и включают мотор. Стабилизатор, подключенный к мотору, следит за равномерностью движения четырехколесного проигрывателя. Игрушка была незаслуженно забыта почти на тридцать лет. И только в 2001 году о ней вспомнили производители звуковоспроизводящей аппаратуры. Игрушечный автомобильчик, катающийся по грампластинке, можно приобрести в свободной продаже через интернет.
Кстати, о звукозаписи. В конце 70-х годов американский инженер Джерри Брак выпустил грампластинки со стереофоническими записями, сделанными в конце XIX - начале XX века. Возможно ли это, скажете вы, ведь первые стереофонические записи появились лишь к середине XX века? Брак воспользовался тем, что в раннюю эпоху развития звукозаписи методы массового копирования записей были развиты слабо. С одного оригинала - воскового валика - можно было сделать лишь очень ограниченное число копий. Поэтому фабриканты старались при записи изготовить как можно больше оригиналов, и бывало, что певца или музыканта окружало сразу двадцать фонографов. Брак нашел такие валики и подобрал пары, записанные на фонографах, которые стояли справа и слева от исполнителя, а затем переписал их совместно на одну пластинку.
Яхен П.,
[email protected]
Горячие темы