Современное информационное обеспечение и интернет

Интернет изменил человечество, и, похоже, на безальтернативной основе. Особое значение интернет приобрел для специалистов в области информационного обеспечения, ибо новая виртуальная вселенная оказывает воздействие на все направления работы сотрудников информационных центров и библиотек. Наиболее быстро трансформировалась деятельность, связанная с библиографическим информированием и выполнением информационных запросов.

Интернет воздействует абсолютно на все проявления информационно-библиографической работы, в особенности на справочно-библиографический аппарат. Как только библиотека или информационный центр получают доступ к Сети, объем их СБА расширяется на несколько порядков за счет представленных в интернете справочных и энциклопедических изданий, электронных каталогов информационных учреждений, библиографических баз данных и других полезных источников. Среди активно используемых специалистами данной сферы наиболее значимых справочных ресурсов можно назвать, например, энциклопедические порталы "Рубрикон" (www.rubricon.com) и "Кирилл и Мефодий" (www.megabook.ru), энциклопедии Britannica (www.britannica.com) и Encarta (encarta.msn.com), знаменитый словарь Уэбстера (www.m-w.com), "Тезаурус Роже" (thesaurus.reference.com), внушительное количество различных словарей и справочников, многие сотни электронных каталогов крупнейших зарубежных и российских библиотек, универсальных и отраслевых баз данных.

За счет виртуальных источников СБА обретает невиданное до сих пор информационное наполнение, масштабность и полнота таких ресурсов в сочетании с простотой поиска в них приводит к тому, что интернет превращается в приоритетный источник для выполнения запросов любого типа и сложности. Применение сотен ранее недоступных источников в информационной работе обеспечивает выполнение большинства запросов с высокой степенью качества и гораздо меньшими трудозатратами. Вдобавок к этому добытая в Сети информация может быть представлена не только в традиционной текстовой форме, но и в виде аудио- и видеофрагментов, трехмерной анимации, интерактивных таблиц и других мультимедийных приложений. Мощность виртуального СБА открывает перед информационными и библиографическими службами качественно новые возможности для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Интернет-доступ меняет не только инструментарий информационного специалиста, но и методы его работы. Помимо самостоятельного поиска необходимой информации, стандартными приемами работы становятся размещение особо сложных запросов в соответствующих интернет-форумах и списках рассылки или опрос экспертов по определенной тематике с использованием электронной почты. Возможности поисковых систем, позволяющие регулярно получать сведения о новых ресурсах Сети по заданной тематике, являются фундаментом для системы удаленного библиографического информирования. Традиционный, весьма трудозатратный процесс индивидуального информационного обслуживания с использованием цифровых технологий превращается в стандартную услугу для всех желающих. Сочетание данного сервиса с умением оперативно осуществлять поиск в электронных каталогах и БД позволяет обеспечить персонализированную информационную поддержку фактически для каждого постоянного посетителя библиотеки и информационного центра.

Неотъемлемым элементом web-сайтов многих библиотек в последнее время становятся виртуальные справочные службы. Например, в США число запросов, поступающих в библиотеки в электронной форме (в виде писем и вопросов в ходе чат-сессий), уже превышает число запросов, поступивших от читателей во время личного посещения библиотеки. Существующая зарубежная практика показывает, что наибольшее распространение ныне получают два варианта информационного обслуживания через сайт инфоцентра/библиотеки. Во-первых, это консультирование пользователей по всему спектру вопросов, которые обычно задаются при личном посещении, в режиме онлайнового чата. При этом информационный работник и пользователь могут совместно обращаться к различным электронным объектам (поисковым системам, БД, оцифрованным библиотекам), как если бы они действительно находились рядом. Второй популярный вариант информационного интернет-обслуживания - виртуальное справочное бюро, которое предполагает создание на сайте специальной формы, где пользователи могут оставлять свои запросы и через определенное время получить ответ на них по электронной почте. Для более эффективной реализации обоих видов сервиса разработано уже несколько вариантов специального программного обеспечения - например, Virtual Reference Toolkit, с помощью которого производится синхронизация работы библиографа и пользователя и реализуются такие функции, как сохранение и выдача транскриптов чат-сессий, проверка грамотности, применение шаблонов ответов, переадресовка запросов и т.д. Правда, в странах СНГ развитие виртуальных систем информационно-библиографического обслуживания пока делает свои первые шаги. Существует лишь несколько примеров реализации традиционных справочных функций библиотек через WWW, например, проект "Виртуальная справка" на сайте московской ЦБС "Киевская" (www.cl.ru/help).

Использование электронных инфоресурсов закономерно влечет за собой реорганизацию организационно-функциональной структуры библиографических подразделений библиотек и информационных центров. Функции библиографов начинают смещаться с технического обслуживания подсобного фонда на содержательную работу с сетевыми источниками (актуализация перечня справочных материалов на сервере библиотеки, консультирование читателей при работе с интернет-ресурсами, удаленная информационная поддержка пользователей). Содержание информационно-библиографической деятельности библиотек в ближайшей перспективе будет определяться главным образом возможностями цифровых технологий. Есть основания полагать, что новый арсенал средств и возможностей позволит библиографическим службам занять достойное место в формирующейся структуре цифровых информационных коммуникаций.

Поэтому одной из основных проблем становится обучение информационных работников грамотному и эффективному использованию интернет-технологий. Ведь Сеть напоминает живой организм: динамизм и неустойчивость - вот ее характерные черты. В итоге стремительное обновление технологий и ресурсной базы вызывает трудности в стандартизации требований к квалификации профессиональных информационных работников, не говоря уже о преподавании информационных дисциплин в учебных заведениях.

В такой ситуации выходом может стать создание интегрированного с Сетью электронного учебника, который менял бы свое содержание в прямой зависимости от изменений, происходящих в цифровой вселенной. В настоящее время предварительная версия такого интерактивного учебника "Интернет в профессиональной информационной деятельности", создаваемого в рамках Федеральной целевой программы "Культура России", доступна на портале "Библиотеки России" (www.libs.ru/materials/textbook).

Ключевая задача данного издания - анализ и обобщение опыта основных способов применения интернета в информационной деятельности. В нем подробно освещаются или будут освещены история и организационная структура глобальных компьютерных сетей, проблемы информационного поиска, справочные и библиографические интернет-ресурсы, использование Сети в процессах комплектования, каталогизации и обслуживания, методика цитирования и учета электронных документов, создание в библиотеках виртуальных справочных служб и целый ряд других вопросов.

Структура данного учебника, кроме текста, включает ссылки на дополнительную литературу по теме разделов и интерактивные тестовые задания, которые выполнены таким образом, что пользователь, ответив на вопросы, получает оценку собственного уровня знаний, рассчитанного системой на основе правильности ответов. Учебник может использоваться как преподавателями профильных учебных заведений, так и при проведении занятий по переподготовке профессиональных информационных работников.

Главная отличительная черта данного учебника - постоянная обновляемость содержания, что позволяет обеспечить учащихся источником, который должен всегда соответствовать реальному состоянию предмета и быть базой преподавания всех дисциплин, связанных с информационной деятельностью на основе интернет-технологий.

В перспективе следует ожидать появления все большего числа постоянно актуализируемых электронных учебников, в которых воплотятся еще более глубокие изменения, диктуемые цифровыми технологиями информационному обществу.

Майлз Vornet,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

23 за 2003 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!