Stronghold: Crusader

Многое мы с вами, господа-стратеги, в нашей бурной и полной забот о государстве стратегической жизни делали: и Римскую экономику развивали, и героев-злыдней с оборотнями били, и империи строили... Но вот развивать и защищать собственный замок не доводилось еще никогда.

И не просто развивать, а еще и создавать его с нуля, набирая и увеличивая население и материальными благами его снабжая...

Но, в общем, обо всем по порядку...

Жили-были на свете программеры-кодеры из Friendly Development. И захотелось им однажды создать что-нибудь оригинальненькое, чтобы и раскупалось хорошо, и у господ геймеров приятные впечатления оставляло. Взялись они дружно за ум свой программерский и от действа сего произошла замечательная стратегия Stronghold, покорившая сердца и умы многих игроков разных стран и народов (последнее получилось благодаря, скорее, не программистам, а расторопным и вездесущим пиратам). Поиграл народ, поиграл, развил замки, порубил неприятеля в капусту, да и загрустил, так как не видел на горизонте замечательного продолжения замечательной игры. Усекли это программеры-кодеры и быстренько продолжение склепали, и не просто так, а на совесть, чтобы оно многих игроков разных стран и народов опять сердца и умы покорило...

Вот об этом продолжении сейчас и поговорим...

После его выхода к старому названию игры добавилось одно слово - Crusader, что по-русски значит "Крестоносец". Думаю, уже из названия понятно, за кого нам придется играть.

Первое, что бросается в глаза после запуска игры, - полная ее переработка в дополнении. Переработали и переделали все: начиная от вступительных роликов и заканчивая, естественно, самими картами и кампаниями. Лично мне больше всего понравился заново сделанный tutorial. Вместо тупого продвижения бойцов по карте, как это было в оригинальном Stronghold, нам предлагают пройти основы экономического и стратегического развития небольшого замка. Конечно же, все это дело снабжено необходимыми текстовыми подсказками и аудиокомментариями.

Новых кампаний всего четыре. Естественно, каждая из четырех больших кампаний включает в себя довольно большое количество более мелких подмиссий. Задания в этих подмиссиях придется выполнять самые разные: от отражения неприятельских набегов на замок до снабжения собственной армии пивом(!). Для поддержки "морали и боевого духа", как было сказано в брифинге. Оригинально боевой дух поддерживаем, товарищи! Пивом накачаться - и в бой! Уж не с себя ли программеры Friendly Development пример брали?:)

Ну что ж, от основных "разбирательств" с сюжетом и пивом можно переходить к более мелким, но, тем не менее, необходимым... Как обычно, у нас на очереди графика, звук, а также плюсы и минусы самого геймплея.

Игрушка сделана в полном 3D, поэтому наблюдать за действиями, происходящими на игровой карте, сплошное удовольствие. Они, кстати, действия эти, весьма детализированы. Например, вы можете видеть, как ваш оружейник вытачивает деревянный лук, лесоруб валит лес (при этом деревья падают и распиливаются очень даже натурально), а пекарь выпекает хлеб в пекарне. Удивительно, но при такой детализации процесса игра не требует от компьютера "слишком многого". На Celeron 333 MHz, 64 Mб RAM, 8 Mб Video она шла очень даже сносно. Единственное, военные миссии с большим (если не сказать огромным) количеством юнитов сильно напрягают машину. К сожалению (или к счастью - для владельцев слабых компьютеров), в игре нет плавающей камеры. Конечно, ее можно вращать, но строго под заданным углом. Точно так же производится увеличение.

Звук в игре детализирован настолько же, как и графика. Вы можете слышать удары топора, шелест огня в мастерских или пекарнях, скрип старой мельницы... Плюс весьма качественная музыка, еще больше погружающая в атмосферу игры и создающая вокруг игрока "ауру" происходящего на экране. В общем, если графика в игре сделана на твердую 4+, то звуку можно отдать все 5 баллов.

Управление в игре также реализовано на должном уровне. Внизу экрана находится симпатичная панелька с несколькими закладками-кнопками. После щелчка на каждой из этих кнопок услуги, предоставляемые панелькой, меняются. По умолчанию на ней находятся различные городские здания, которые может построить игрок. Кликните на закладку "Фермерские здания", и вы сможете построить лесопилки, плантации хмеля и яблок. В общем, процесс строительства нареканий не вызывает.

Куда хуже и неудобней сделано управление юнитами. Обычно они стоят целыми толпами, и при нападении врага, когда эту толпу нужно, допустим, рассеять по стене поодиночке, на расстоянии нескольких метров друг от друга, начинаются проблемы. Выделить одного юнита из общего столпотворения практически невозможно. Зато после того, как вы выделили, например, 20-30 юнитов, начинаются дальнейшие неприятности. Внизу, на уже знакомой панельке, появляется изображение ваших людей и надпись: "Чтобы снять выделение, щелкните по изображению группы." Щелкаем... Еще раз... И еще раз... А наша армия стоит себе и стоит выделенной, ожидая приказаний... Отсюда следует, что если систему строительства можно оценить в 4 балла, то система управления (именно управления, а не создания) юнитами, в лучшем случае, тянет на слабую-слабую 3.

Отдельно следует упомянуть о ресурсах... Их в игре не так много, чтобы можно было запутаться, и не так мало, чтобы жаловаться на недостаток. Золотая середина... Все ресурсы разбиты на две категории - это строительные (лес, железо, руда, камень) и пищевые (хлеб, мясо, яблоки, пиво (эль, по-игровому). В общем, эта система также замечаний и нареканий разработчикам со стороны пользователей не вызывает.

Вот такой он - обновившийся Stronghold. Если кого-то интересует мое личное мнение, то оно таково: эта игра лучше своей предшественницы если не в два, то точно в полтора раза. Поэтому, если вы любитель стратегий, советую поиграть. Хотя бы для общего самообразования...

Игорь ИСАЧЕНКО,
Shmel_Zhora@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

19 за 2003 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!