Великая смута

ИТ-дайджест для топ-менеджера: апрель 2003 г.

Если раньше у нас все было просто и ясно ("ТутБай" - самый известный и посещаемый сайт), то в апреле, с приходом "ТочкиБай", ситуация существенно изменилась.


Поскольку в деловой прессе любят всякие сокращения, обозначим эту ситуацию как "2Т" - "ТутБай" и "ТочкаБай".

Впервые о себе "ТочкаБай" заявила 18 апреля, открыв одноименный сайт - www.tochka.by. И здесь сразу бросилось в глаза несколько явных совпадений с сервисами "ТутБай", а именно - наличие бесплатной почты, новостные разделы, форумы, каталог и др. По сути дела, это все тот же портал, к которому так стремятся "тутовцы" и о котором открыто и с самого начала говорят "точковцы".

Но при этом у "ТочкиБай" есть несколько существенных отличий. Прежде всего, развернуты сервисы, предназначенные для организации общения посетителей. Кроме форумов, сюда входят "Чат со знаменитостями", внутренний чат для самих посетителей, а также "Служба знакомств", "Открытки" и др.

Глядя на все это, нельзя не заметить весьма выгодное положение "ТочкиБай", по сравнению с "ТутБай". Подобные сервисы привлекают, в основном, молодежную аудиторию, которая, в свою очередь, и составляет большинство в интернете. На этом фоне становятся более заметными и концептуальные прорехи "ТутБай", наличие которых раньше, при отсутствии подобных конкурентов, можно было игнорировать. А то, что здесь речь идет о прямой конкуренции, уже не подлежит сомнению и подтверждается фактами. Так, буквально в первые же дни работы "ТочкиБай" письма с ее почтовой службы почему-то не могли попасть на сервер "ТутБай", что, несомненно, всем нам напомнило приснопамятные события появления "МТС" и "БелСел" (cdma2000) и их проблемы со звонками в сеть Velcom.

Еще более интересной данная ситуация выглядит, если обратить внимание на организаторов проекта "ТочкаБай". Оказывается, среди оных известный российский интернет-проект "StarChat.ru" ("Чат со Звездой"), за которым, в свою очередь, стоят не менее известные компании ArtStyle Group и "БИЗ Интертейнмент". Другими словами, это означает, ни много, ни мало, приход российских денег на белорусский интернет-рынок.

С другой, белорусской, стороны в проекте участвует "группа компаний Ext.by". Как было сказано в соответствующем пресс-релизе, это "продюсерская организация, основанная в 2002 г. с целью поддержки перспективных бизнес-идей и интернет-проектов. На сегодняшний день в состав Ext.by входит несколько компаний, предоставляющих услуги в сфере интернета: "Экстмедиа" - хостинг, "Экстра" - сетевая реклама и продвижение, "Контекст" - информационное наполнение". Плюс к этому, на прошедшей в апреле туристической выставке представитель Ext.by объявил, что они не занимаются веб-дизайном. Однако, по мнению многих свидетелей этого заявления, вполне возможно скорое появление в компании и такого направления.

А если учесть, что качество работы Ext.by прежде было достаточно высоким - хостинг на "Экстмедиа", например, с технической стороны считается едва ли не лучшим в Беларуси, то конкурентная борьба обещает быть довольно жесткой.

В то же время надо понимать, что концептуальные преимущества сами по себе - только предпосылка успеха, но для его реального достижения требуется большая повседневная работа. Точно так же у "ТутБай", при всех его проблемах, есть ряд реальных преимуществ, которые пока находятся в латентном состоянии. С другой стороны, если в данном проекте не будут устранены имеющиеся недостатки, то его может постичь судьба "МайлРу". Помните, какой у последнего был взлет, сколько пользователей, проектов и т.д. Сейчас же осталась, по сути дела, одна лишь почта, но теперь в Рунете иметь ящик на "МайлРу" не модно. Многих пользователей растащили небольшие почтовые сервисы, а сам "МайлРу" в последнее время, увы, все больше превращается в рассадник спама.

В общем, как всегда, рассудит время. И будем надеяться на то, что пользователям такая конкуренция принесет дополнительные возможности выбора сервисов, разнообразие и качество услуг.


Мобильная связь

Великая смута продолжается и на рынке мобильной связи. Борьба идет, как я уже однажды отмечал, по двум основным направлениям - расширение зоны покрытия и увеличение количества разнообразных сервисов.

Но в апреле к этому добавилась и еще одна "фишка" - наши операторы начали меряться объемами инвестиций. Тон задал Velcom, который в ходе торжественной пресс-конференции, посвященной своему четырехлетнему юбилею (16 апреля), озвучил такие цифры: уже инвестировано 135 млн. долл., и к концу 2003г. будет инвестировано еще 80 млн. долл. Это позволяет руководству Velcom называть себя " крупнейшим иностранным инвестором в экономику Беларуси".

И буквально через неделю, 23 апреля, "БелСел" в ходе совещания совета операторов электросвязи РСС обнародовал свои объемы инвестиций - в размере 10 млн. долл.

МТС свои цифры пока не называет, лишь отметил в апреле преодоление рубежа в 100 000 абонентов.

В целом, ситуация здесь выглядит все более запутанной в том смысле, что как-то не ясно, кто же все-таки сегодня лидер. Каждый лидирует по-своему: если у Velcom это количество абонентов и качество связи, то у МТС - цены и возможный финансовый потенциал на будущее, а у "БелСел" - использование новых технологий.


Software

Одним из заметных событий в апреле здесь был переход самого крупного строительного баум-маркета "Декорум" с московской системы автоматизации на отечественную - "Ветразь" от компании "ЛюксСофт". Это действительно неординарное событие, которое показывает, что российские программные продукты так или иначе приходят на наш рынок, но использовать их здесь не просто.

Другая наша софтверная компания с очень похожим названием - "ЛюксСофт плюс" - объявила в апреле о завершении работ по обновлению своего программного комплекса для автоматизации деятельности крупных предприятий. Написан он под Windows, в клиент-серверной архитектуре, и уже прошел апробацию на ряде промышленных и других предприятий.

В данном случае так и хочется сказать, что было бы, конечно, неплохо руководству обеих компаний как-то развести свои названия и названия своих программных продуктов, чтобы не путать лишний раз и заказчиков, и читателей "КВ". Ведь сегодня, наверное, эти названия уже ничего существенного в себе не несут, кроме каких-то исторических подробностей о происхождении двух компаний из одной.

Из других событий в этом секторе рынка можно отметить следующие: "СофтГа-рантСервис" выпустил решение для автоматизации оптовой и комиссионной торговли на базе "1С: Предприятие 7.7."; "ВирусБлокАда" открыла интернет-магазин по продаже своих программ; а "СофтЛайн" выпустил очередной каталог ПО и провел первый семинар по САПР.

Наконец, в том же "Софт-Лайне" сменился директор - Андрей Кулинич перешел в консалтинговую компанию "Системное управление бизнесом", а его место занял Андрей Овсейко.


"Железо"

Из наших "железных братьев" в последнее время наиболее активно заявляет о себе "БелСофт". Так, в апреле он провел несколько тематических семинаров вместе со своими именитыми партнерами - Dell, а также Intel - в Витебске и Бресте.


Провайдеры

В апреле здесь произошло одно любопытное событие, а именно - наш "Белтелеком" решил сотрудничать со своим украинским коллегой "Укртелекомом". А любопытно оно тем, что у нашего ближайшего соседа нет монополии. Может быть, именно поэтому и телекоммуникационный рынок у них развивается гораздо быстрее. Там, например, выдано не каких-то несколько десятков лицензий, а более тысячи!

Остается только надеяться, что то сотрудничество, о котором договорились высокие стороны, будет способствовать преодолению барьеров развития рынка и в нашей стране, что наш "телеком" посмотрит на украинский "телеком" и меньше будет бояться работать в условиях открытой конкуренции.

В апреле же справил свой двухлетний юбилей и интернет-провайдер "Магистраль", а с первого мая его возглавил небезызвестный читателям "КВ" Вадим Нарейко, который, кроме всего прочего, основал в свое время и первую белорусскую баннерную службу.


Веб-дизайн

В этом сегменте также были свои юбиляры. 7 апреля отметила свой трехлетний юбилей одна из наиболее известных и именитых команд по разработке сайтов - интернет-агентство Webcom, которое выпустило к празднику и свой новый сайт - www.webcom.by.

В свою очередь, E-service обновил сайт компании "Аэропроф", а студия "Свободные Разработки" завершила работу над сайтом ОДО "Слеш" и Интернет-представительством элитного коттеджного поселка "Медвежино" в г. Минске.


Электронная торговля

В Гродно открылся первый интернет-магазин по продаже компьютеров и комплектующих, который, если не ошибаюсь, является и первым региональным предприятием подобного рода.


Интернет-проекты

В апреле началась реинкарнация популярной белорусской почтовой службы RingBy - она сменила дизайн и перешла на платный режим работы. Цены за услуги здесь выставлены невысокие, и, по имеющимся у нас сведениям, достаточно большое количество интернетчиков уже ими пользуются.

И снова юбилей. 18 апреля исполнилось 2 года "Виртуальному центру красоты DivaBy". В ходе торжественного юбилейного вечера руководитель проекта Елена Уданович объявила о своем переходе на работу в "Агентство Владимира Гревцова".


Интернет-реклама и маркетинг

В этой рыночной нише можно отметить семинар "Особенности рекламы, маркетинга и PR в работе интернет-компаний и проектов", который состоялся 21 апреля по инициативе компании "Веспол" и при спонсорской поддержке компании "БелСел". Его особенность в том, что впервые мероприятие подобного рода проходило в камерном формате с небольшим количеством участников, и сюда не приглашали потенциальных клиентов для рекламы своих услуг. В семинаре приняли участие топ-менеджеры известных белорусских интернет-компаний, которые обменялись опытом коммерческого продвижения своих проектов, а также ознакомились со специальными программными средствами в этой области - системами класса CRM (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами) и SIM (Sales Increasing Management - управление увеличением продаж).

В ближайшее время материалы этого семинара будут опубликованы на сайте www.vespol-soft.com. А в июне планируется проведение второго семинара из этой серии, где рассмотрят электронные платежные системы, а также будет проведен коммерческий аудит некоторых интернет-проектов.

Сергей ДМИТРИЕВ,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

18 за 2003 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!