У ATI большой опыт создания "урезанных" версий своих видеокарт. Компания не раз прибегала к этому простому и эффективному приему. Действительно, для расширения ассортимента продукции и увеличения присутствия на рынке можно один и тот же графический чип устанавливать на видеокарты различного ценового диапазона, регулируя производительность и возможности программным путем. Конечно, для получения хорошего экономического эффекта этого недостаточно - себестоимость чипа будет одинаковой в случае как дорогостоящей видеокарты (что приемлемо), так и бюджетного варианта (что гораздо хуже). Но для конкурентной борьбы способ хороший -недорогие видеокарты получают все самые современные возможности.
Radeon 9500 - именно такая "урезанная" видеокарта. Чип ATI R300, один из самых производительных на сегодняшний день, устанавливается на видеокарту категории "до $200". Конечно, при этом некоторые из его возможностей отключаются, чтобы видеокарты Radeon 9700 и Radeon 9500, различающиеся по цене почти вдвое, не были близкими по производительности. ATI подошла к вопросу "притормаживания" радикально: кроме обычного в таких случаях снижения тактовых частот, разработчики фактически заблокировали половину чипа - отключили четыре из восьми конвейеров рендеринга. Понятно, что из-за этого скорость заполнения трехмерной сцены (fillrate), один из основных параметров современного 3D-ускорителя, снижается вдвое. Однако у Radeon 9500 остаются его блоки обработки шейдеров, оптимизации Z-буфера, полноэкранного сглаживания и т.д., которые вносят значительный вклад в общую производительность.
Второй механизм снижения производительности, примененный в Radeon 9500, - уменьшение ширины шины памяти. У Radeon 9700 шина 256-разрядная, а у Radeon 9500 - только 128-разрядная. Что интересно, ATI первоначально допустила ошибку - выпускались видеокарты и с 256-разрядной шиной. Это получилось вот почему: первые версии Radeon 9500 изготавливались с применением тех же печатных плат, что и Radeon 9700. Если видеокарта оснащалась 64 Мб видеопамяти, то на печатной плате ставилась половина микросхем, и ширина шины оказывалась вдвое меньшей - 128 бит. А если видеокарта оснащалась полным объемом, 128 Мб, то шина оставалась 256-битной, как у Radeon 9700. Впрочем, уже разработан новый дизайн, и последние партии Radeon 9500 идут с 128-битной шиной вне зависимости от объема видеопамяти.
В этом обзоре я хочу рассмотреть видеокарту Radeon 9500 в исполнении Gigabyte. Как известно, эта тайваньская фирма раньше занималась видеокартами на чипах Riva и GeForce, а сегодня это один из основных партнеров ATI. Gigabyte начала выпуск линейки видеокарт "Maya", построенных на чипах Radeon. Серия GV-R9500 состоит из трех моделей - двух стандартных, с 64 и 128 Мб памяти, а также модели R9500 Pro, у контроллера которой не отключены конвейеры рендеринга.
Ко мне на тестирование поступила младшая модель - R9500 с 64 Мб памяти. Первоначальный беглый осмотр позволил определить, что видеокарта имеет дизайн Radeon 9700. Сравнив с фотографиями Radeon 9700 Pro, я выяснил, что небольшие отличия все же есть, но они очень незначительны. Четыре 32-разрядных микросхемы памяти вместо восьми - и получается 128-битная шина памяти. На моем экземпляре были установлены чипы DDR SGRAM производства Hynix со временем цикла 3.6 нс, что свидетельствует о том, что память может работать на частоте 275 МГц. Однако тактовые частоты R9500 стандартны - 275 МГц для графического чипа и 270 МГц для памяти.
Для охлаждения Gigabyte применила большой золотистый радиатор с вентилятором. К сожалению, для улучшения охлаждения обороты небольшого вентилятора были повышены, поэтому он ощутимо шумит, а управление его вращением у этой модели не предусмотрено. Зато запас по разгону у видеокарты должен быть приличным.
Других особенностей у видеокарты нет. Она оснащена двумя выходами на монитор - аналоговым и совмещенным аналоговым и цифровым, причем в комплекте есть переходник для подключения двух аналоговых мониторов. Есть также и ТВ-выход в формате S-Video, на который выводится композитный и двухкомпонентный сигнал для телевизора.
Переходим к испытаниям. Подключение и установка драйверов под WinXP прошла без проблем. Я использовал версию ATI Catalyst 3.1. Настройки панели управления, которую необходимо дополнительно скачать, позволяют управлять анизотропной фильтрацией, полноэкранным сглаживанием, вертикальной синхронизацией, детальностью MIP-уровней текстур - в общем, всеми параметрами, влияющими на качество изображения и скорость в 3D. Почему-то была недоступна опция "Trueform" - возможно, эта технология не поддерживается Radeon 9500. Впрочем, от нее все равно очень мало толку.
Всем, кто интересуется видеокартами ATI, известен способ активации отключенных конвейеров с помощью модификации драйверов. Патч "SoftR9x00" для утилиты RivaTuner делает этот процесс максимально безболезненным. Однако с Gigabyte R9500 этот фокус не прошел: модифицированные драйверы установились, но игры не запускались или изображение на экране было сильно искаженным. Пришлось оставить попытки "взлома" и тестировать видеокарту "как есть".
Прежде чем переходить к рассмотрению производительности, отмечу отличное качество изображения в высоких разрешениях. Причина не только в RAMDAC 400 МГц, но и в хорошей отработке аналоговой части, что, к слову, видеокартам Gigabyte раньше было не свойственно.
В состав тестовой конфигурации входил процессор Pentium 4 2.20, материнская плата Intel D845GBV (i845G), 512 Мб памяти, винчестер Seagate Barracuda ATA IV. Сравнивать будем с Radeon 9500 производства Sapphire (128 Мб памяти, точно такой же дизайн, но с 256-битной шиной) и GeForce4 Ti4200 производства Prolink (64 Мб памяти, частоты 250/250). За исключением количества текстурных модулей (у GeForce4 Ti4200 тоже четыре конвейера, но восемь текстурников), у Radeon 9500/64 есть все преимущества перед видеокартой NVIDIA - и частоты, и шейдеры, и архитектура, и поддержка DirectX9. Посмотрим, какова будет ее скорость.
Radeon 9500/64 | Radeon 9500/128 | GF4 Ti4200 | Radeon 9500/128 unlock | |
1024x768x32bit | ||||
Unreal2003 (DirectX) | 77.3 | 84.8 | 102.6 | 130.2 |
Serious Sam (DirectX) | 66.3 | 67.3 | 74.3 | |
Max Payne (DirectX) | 56.8 | 60.9 | 60.6 | 65.4 |
Giants (DirectX) | 83.4 | 85.1 | 88.9 | 88.1 |
Comanche 4 (DirectX) | 40.7 | 41.3 | 41 | 41.9 |
Quake3 Arena (OpenGL) | 173 | 196.4 | 218 | 242.6 |
Serious Sam (OpenGL) | 75.9 | 79.1 | 65.5 | 80 |
Wolfenstein (OpenGL) | 112.3 | 116.1 | 110.4 | 121.3 |
1280x1024x32bit | ||||
Unreal2003 (DirectX) | 48.6 | 54 | 67.9 | 110 |
Serious Sam (DirectX) | 51.3 | 44.8 | 68.5 | |
Max Payne (DirectX) | 46.6 | 51 | 51.5 | 62.6 |
Giants (DirectX) | 66.1 | 72.8 | 84.2 | 86 |
Comanche 4 (DirectX) | 37.9 | 40.4 | 38.2 | 41.9 |
Quake3 Arena (OpenGL) | 110.5 | 126.4 | 167.4 | 206 |
Serious Sam (OpenGL) | 62 | 67.1 | 43 | 77.7 |
Wolfenstein (OpenGL) | 73.2 | 96.1 | 90.5 | 118.7 |
1600x1200x32bit | ||||
Unreal2003 (DirectX) | 33 | 37.3 | 47.7 | 81.5 |
Serious Sam (DirectX) | 36.7 | 29.9 | 59.1 | |
Max Payne (DirectX) | 36 | 40.9 | 42.3 | 58.4 |
Giants (DirectX) | 47.5 | 52.9 | 74.6 | 81.3 |
Comanche 4 (DirectX) | 27.5 | 36.5 | 33.8 | 41 |
Quake3 Arena (OpenGL) | 80.8 | 92.5 | 120.5 | 160.1 |
Serious Sam (OpenGL) | 45.2 | 51.9 | 29.4 | 72.5 |
Wolfenstein (OpenGL) | 53.5 | 69.8 | 64.7 | 106.7 |
Все-таки Radeon 9500 очень не хватает отключенных текстурников. Практически во всех играх GeForce4 Ti4200 обходит видеокарту ATI со 128-битной шиной, а зачастую - и ее 256-битный вариант. Ни в одной из шести выбранных игр (Quake3, Wolfenstein, Max Payne, Giants, Unreal Tournament 2003, Comanche 4) Radeon 9500/64 не смог приблизиться к результату GeForce4. Другое дело - Radeon с 256-разрядной шиной: в Comanche4 и Wolfenstein он был немного быстрее. А если разблокировать текстурники, то Radeon 9500 превращается в Radeon 9700 и уже легко обгоняет GeForce4 Ti4200, причем с солидным отрывом. Жаль, что с видеокартой Gigabyte разблокировка не работает...
Теперь поговорим о разгоне. В ходе экспериментов мне удалось разогнать память с 270 до 337 МГц, а графический чип - с 275 до 350 МГц (я пользовался RivaTuner). Тесты при этом отрабатывались стабильно, но иногда при перезагрузке начинались проблемы с изображением (подозреваю, что в этом "виноват" механизм настройки частот, который использует RivaTuner). Измерения скорости в разрешении 1280х1024 показали, что производительность возросла от 10 до 25%, и кое-где видеокарта стала догонять GeForce4 Ti4200.
Разгон (1280x1024x32bit) | Штатный режим | 350/337 | Прирост |
Unreal2003 (DirectX) | 48.6 | 61.3 | 26% |
Max Payne (DirectX) | 46.6 | 51.1 | 10% |
Giants (DirectX) | 66.1 | 78.4 | 19% |
Comanche 4 (DirectX) | 37.9 | 39.8 | 5% |
Quake3 Arena (OpenGL) | 110.5 | 139.2 | 26% |
Serious Sam (OpenGL) | 62 | 69.8 | 13% |
Wolfenstein (OpenGL) | 73.2 | 83.3 | 14% |
В целом, у Gigabyte получилась удачная видеокарта - хорошее качество изображения, исполнения, функциональность, хорошая комплектация (шнуры, переходники, софт-плеер PowerDVD). К сожалению, производительность видеокарты не доходит до уровня GeForce4 Ti4200. Конечно, Radeon 9500 - более перспективная и "свежая" видеокарта, но ее "урезание" было излишним.
Макс КУРМАЗ,
max@hw.by,
"Белорусский 'железный' сайт" (www.hw.by)
Видеокарта Gigabyte R9500 предоставлена фирмой "CD-Life"
Полную версию статьи вы найдете на моем сайте
Горячие темы