Обзор видеокарты Gigabyte Maya-II R9500

У ATI большой опыт создания "урезанных" версий своих видеокарт. Компания не раз прибегала к этому простому и эффективному приему. Действительно, для расширения ассортимента продукции и увеличения присутствия на рынке можно один и тот же графический чип устанавливать на видеокарты различного ценового диапазона, регулируя производительность и возможности программным путем. Конечно, для получения хорошего экономического эффекта этого недостаточно - себестоимость чипа будет одинаковой в случае как дорогостоящей видеокарты (что приемлемо), так и бюджетного варианта (что гораздо хуже). Но для конкурентной борьбы способ хороший -недорогие видеокарты получают все самые современные возможности.

Radeon 9500 - именно такая "урезанная" видеокарта. Чип ATI R300, один из самых производительных на сегодняшний день, устанавливается на видеокарту категории "до $200". Конечно, при этом некоторые из его возможностей отключаются, чтобы видеокарты Radeon 9700 и Radeon 9500, различающиеся по цене почти вдвое, не были близкими по производительности. ATI подошла к вопросу "притормаживания" радикально: кроме обычного в таких случаях снижения тактовых частот, разработчики фактически заблокировали половину чипа - отключили четыре из восьми конвейеров рендеринга. Понятно, что из-за этого скорость заполнения трехмерной сцены (fillrate), один из основных параметров современного 3D-ускорителя, снижается вдвое. Однако у Radeon 9500 остаются его блоки обработки шейдеров, оптимизации Z-буфера, полноэкранного сглаживания и т.д., которые вносят значительный вклад в общую производительность.

Второй механизм снижения производительности, примененный в Radeon 9500, - уменьшение ширины шины памяти. У Radeon 9700 шина 256-разрядная, а у Radeon 9500 - только 128-разрядная. Что интересно, ATI первоначально допустила ошибку - выпускались видеокарты и с 256-разрядной шиной. Это получилось вот почему: первые версии Radeon 9500 изготавливались с применением тех же печатных плат, что и Radeon 9700. Если видеокарта оснащалась 64 Мб видеопамяти, то на печатной плате ставилась половина микросхем, и ширина шины оказывалась вдвое меньшей - 128 бит. А если видеокарта оснащалась полным объемом, 128 Мб, то шина оставалась 256-битной, как у Radeon 9700. Впрочем, уже разработан новый дизайн, и последние партии Radeon 9500 идут с 128-битной шиной вне зависимости от объема видеопамяти.

В этом обзоре я хочу рассмотреть видеокарту Radeon 9500 в исполнении Gigabyte. Как известно, эта тайваньская фирма раньше занималась видеокартами на чипах Riva и GeForce, а сегодня это один из основных партнеров ATI. Gigabyte начала выпуск линейки видеокарт "Maya", построенных на чипах Radeon. Серия GV-R9500 состоит из трех моделей - двух стандартных, с 64 и 128 Мб памяти, а также модели R9500 Pro, у контроллера которой не отключены конвейеры рендеринга.

Ко мне на тестирование поступила младшая модель - R9500 с 64 Мб памяти. Первоначальный беглый осмотр позволил определить, что видеокарта имеет дизайн Radeon 9700. Сравнив с фотографиями Radeon 9700 Pro, я выяснил, что небольшие отличия все же есть, но они очень незначительны. Четыре 32-разрядных микросхемы памяти вместо восьми - и получается 128-битная шина памяти. На моем экземпляре были установлены чипы DDR SGRAM производства Hynix со временем цикла 3.6 нс, что свидетельствует о том, что память может работать на частоте 275 МГц. Однако тактовые частоты R9500 стандартны - 275 МГц для графического чипа и 270 МГц для памяти.

Для охлаждения Gigabyte применила большой золотистый радиатор с вентилятором. К сожалению, для улучшения охлаждения обороты небольшого вентилятора были повышены, поэтому он ощутимо шумит, а управление его вращением у этой модели не предусмотрено. Зато запас по разгону у видеокарты должен быть приличным.

Других особенностей у видеокарты нет. Она оснащена двумя выходами на монитор - аналоговым и совмещенным аналоговым и цифровым, причем в комплекте есть переходник для подключения двух аналоговых мониторов. Есть также и ТВ-выход в формате S-Video, на который выводится композитный и двухкомпонентный сигнал для телевизора.

Переходим к испытаниям. Подключение и установка драйверов под WinXP прошла без проблем. Я использовал версию ATI Catalyst 3.1. Настройки панели управления, которую необходимо дополнительно скачать, позволяют управлять анизотропной фильтрацией, полноэкранным сглаживанием, вертикальной синхронизацией, детальностью MIP-уровней текстур - в общем, всеми параметрами, влияющими на качество изображения и скорость в 3D. Почему-то была недоступна опция "Trueform" - возможно, эта технология не поддерживается Radeon 9500. Впрочем, от нее все равно очень мало толку.

Всем, кто интересуется видеокартами ATI, известен способ активации отключенных конвейеров с помощью модификации драйверов. Патч "SoftR9x00" для утилиты RivaTuner делает этот процесс максимально безболезненным. Однако с Gigabyte R9500 этот фокус не прошел: модифицированные драйверы установились, но игры не запускались или изображение на экране было сильно искаженным. Пришлось оставить попытки "взлома" и тестировать видеокарту "как есть".

Прежде чем переходить к рассмотрению производительности, отмечу отличное качество изображения в высоких разрешениях. Причина не только в RAMDAC 400 МГц, но и в хорошей отработке аналоговой части, что, к слову, видеокартам Gigabyte раньше было не свойственно.

В состав тестовой конфигурации входил процессор Pentium 4 2.20, материнская плата Intel D845GBV (i845G), 512 Мб памяти, винчестер Seagate Barracuda ATA IV. Сравнивать будем с Radeon 9500 производства Sapphire (128 Мб памяти, точно такой же дизайн, но с 256-битной шиной) и GeForce4 Ti4200 производства Prolink (64 Мб памяти, частоты 250/250). За исключением количества текстурных модулей (у GeForce4 Ti4200 тоже четыре конвейера, но восемь текстурников), у Radeon 9500/64 есть все преимущества перед видеокартой NVIDIA - и частоты, и шейдеры, и архитектура, и поддержка DirectX9. Посмотрим, какова будет ее скорость.

  Radeon 9500/64 Radeon 9500/128 GF4 Ti4200 Radeon 9500/128 unlock
1024x768x32bit
Unreal2003 (DirectX) 77.3 84.8 102.6 130.2
Serious Sam (DirectX) 66.3   67.3 74.3
Max Payne (DirectX) 56.8 60.9 60.6 65.4
Giants (DirectX) 83.4 85.1 88.9 88.1
Comanche 4 (DirectX) 40.7 41.3 41 41.9
Quake3 Arena (OpenGL) 173 196.4 218 242.6
Serious Sam (OpenGL) 75.9 79.1 65.5 80
Wolfenstein (OpenGL) 112.3 116.1 110.4 121.3
1280x1024x32bit
Unreal2003 (DirectX) 48.6 54 67.9 110
Serious Sam (DirectX) 51.3   44.8 68.5
Max Payne (DirectX) 46.6 51 51.5 62.6
Giants (DirectX) 66.1 72.8 84.2 86
Comanche 4 (DirectX) 37.9 40.4 38.2 41.9
Quake3 Arena (OpenGL) 110.5 126.4 167.4 206
Serious Sam (OpenGL) 62 67.1 43 77.7
Wolfenstein (OpenGL) 73.2 96.1 90.5 118.7
1600x1200x32bit
Unreal2003 (DirectX) 33 37.3 47.7 81.5
Serious Sam (DirectX) 36.7   29.9 59.1
Max Payne (DirectX) 36 40.9 42.3 58.4
Giants (DirectX) 47.5 52.9 74.6 81.3
Comanche 4 (DirectX) 27.5 36.5 33.8 41
Quake3 Arena (OpenGL) 80.8 92.5 120.5 160.1
Serious Sam (OpenGL) 45.2 51.9 29.4 72.5
Wolfenstein (OpenGL) 53.5 69.8 64.7 106.7

Все-таки Radeon 9500 очень не хватает отключенных текстурников. Практически во всех играх GeForce4 Ti4200 обходит видеокарту ATI со 128-битной шиной, а зачастую - и ее 256-битный вариант. Ни в одной из шести выбранных игр (Quake3, Wolfenstein, Max Payne, Giants, Unreal Tournament 2003, Comanche 4) Radeon 9500/64 не смог приблизиться к результату GeForce4. Другое дело - Radeon с 256-разрядной шиной: в Comanche4 и Wolfenstein он был немного быстрее. А если разблокировать текстурники, то Radeon 9500 превращается в Radeon 9700 и уже легко обгоняет GeForce4 Ti4200, причем с солидным отрывом. Жаль, что с видеокартой Gigabyte разблокировка не работает...

Теперь поговорим о разгоне. В ходе экспериментов мне удалось разогнать память с 270 до 337 МГц, а графический чип - с 275 до 350 МГц (я пользовался RivaTuner). Тесты при этом отрабатывались стабильно, но иногда при перезагрузке начинались проблемы с изображением (подозреваю, что в этом "виноват" механизм настройки частот, который использует RivaTuner). Измерения скорости в разрешении 1280х1024 показали, что производительность возросла от 10 до 25%, и кое-где видеокарта стала догонять GeForce4 Ti4200.

Разгон (1280x1024x32bit) Штатный режим 350/337 Прирост
Unreal2003 (DirectX) 48.6 61.3 26%
Max Payne (DirectX) 46.6 51.1 10%
Giants (DirectX) 66.1 78.4 19%
Comanche 4 (DirectX) 37.9 39.8 5%
Quake3 Arena (OpenGL) 110.5 139.2 26%
Serious Sam (OpenGL) 62 69.8 13%
Wolfenstein (OpenGL) 73.2 83.3 14%

В целом, у Gigabyte получилась удачная видеокарта - хорошее качество изображения, исполнения, функциональность, хорошая комплектация (шнуры, переходники, софт-плеер PowerDVD). К сожалению, производительность видеокарты не доходит до уровня GeForce4 Ti4200. Конечно, Radeon 9500 - более перспективная и "свежая" видеокарта, но ее "урезание" было излишним.

Макс КУРМАЗ,
max@hw.by,
"Белорусский 'железный' сайт" (
www.hw.by)

Видеокарта Gigabyte R9500 предоставлена фирмой "CD-Life"

Полную версию статьи вы найдете на моем сайте

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

18 за 2003 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!