САКРАМЕНТальные заметки о выставке CeBIT 2003

Минская компания "Сакрамент" - чуть ли не единственная в СНГ, кто занимается разработкой систем синтеза и распознавания русской речи. "КВ" уже рассказывала как о самой компании, так и о ее разработках (см. №46/2000 и №41/2001). Как обстоят дела сейчас, спустя несколько лет, мы и попытались выяснить у Александра Остапенко, менеджера "Сакрамента" (Project Manager, Business Development). Тем более, для интервью нашелся еще один прекрасный повод - компания принимала участие в ганноверской выставке CeBIT 2003.


- Каких успехов добилась "Сакрамент"? С какими продуктами компания вышла на рынок?

- Среди основных продуктов компании - система синтеза речи Sakrament TTS Engine, система распознавания речи Sakrament ASR Engine и устройство Sakrament SpeechBOX для переноса систем синтеза и распознавания речи на любую микропроцессорную платформу. Если раньше у нас была ориентация только на русский язык, то сейчас системы мультиязычные и мультиголосовые. Разработанная система построена так, что в нее можно добавлять любые новые языки - ограничений нет. Но русская версия остается наиболее коммерческой, так как мы ею занимаемся давно, и у нас много клиентов.

- С какими организациями вы сотрудничаете?

- Сейчас основная ориентация идет на разработку систем для Запада, а также выполнение мелких проектов для таких отечественных компаний, как "Агат", BelSoft, IBA. Среди наших клиентов Alcatel Business Systems, CBOSS, некоторые другие российские компании и более мелкие компании-интеграторы. Также идет работа по адаптации систем под славянские языки.

- В том числе белорусский?

- Сейчас у нас лабораторные версии белорусского и украинского языков готовы на 80 процентов. Но, чтобы создать готовый коммерческий продукт, необходимо лабораторную версию переписать полностью "с нуля" (она должна иметь систему защиты от копирования), однако на данный момент в нем нет необходимости - в нашей стране доминирует русский, а белорусский язык не востребован. Но если в будущем ситуация изменится, и заказчику понадобится поддержка белорусского, то мы готовы ее предоставить.

- Есть ли в мире аналогичные разработки?

- Получается, что цены на аналогичные разработки достаточно высоки даже в мировом масштабе. Да и фирм, работающих над этими технологиями, не так и много. В СНГ мы единственные, кто занимается системами синтеза. Русский синтез, правда, есть еще в Lernout Hauspie (L&H) и в Digalo от французской фирмы Elan Informatique. Но у "Сакрамента" есть преимущество, которое заключается в большем количестве разработанных мужских и женских голосов, да и стоимость, естественно, локальная.

- Вы впервые принимали участие в CeBIT 2003?

- Да, на CeBIT мы поехали в первый раз. До этого участвовали, в основном, в российских выставках. Просто сейчас появились конкретные решения, то, что можно продемонстрировать. А, как показывает опыт, заочное размещение информации о компании без присутствия сотрудников на CeBIT неэффективно.

- Каких результатов Вы ожидали от выставки?

- Основная цель поездки заключалась в поиске новых клиентов. При этом ориентация была, главным образом, на иностранные компании, которые продают свои решения и оборудование на рынке СНГ (как, например, Sony или Ericsson). Также на выставке мы искали заказчиков для разработки новых языков синтеза и распознавания. Интересно, что распознаванием больше интересовались восточно-европейские страны, а синтезом - Азия (Объединенные Арабские Эмираты, Египет и другие). У всех этих стран финансовых ресурсов достаточно.

Наша задача заключается не в создании промежуточного софта для заказчика, а в адаптации своих систем синтеза и распознавания под его конкретные решения. Вопрос только в финансировании.

- Выставка, в целом, прошла для вас удачно?

- Выставка была очень успешной. Подписано несколько договоров с россиянами (телекоммуникационными компаниями "Ростелеком" и CBOSS), встретились с менеджерами фирм, которые отвечают за бизнес-планирование. Среди них были представители как крупных компаний - IBM и Microsoft, так и более мелких.

С нашей "ТИБО" нет никакого сравнения! Взять хотя бы уровень шума в павильонах: на CeBIT в Ганновере сделано все, чтобы можно было спокойно работать и заключать договора.

- Кстати, вы участвовали в "ТИБО"?

- Нет. Мы считаем, что участие в выставках типа PTS и "ТИБО" для нас неэффективно. Они выгодны иностранным компаниям, желающим присутствовать на рынке Беларуси, для них это имиджевая реклама, или предприятиям, которые продают здесь у нас свою продукцию.

"Сакрамент"" - не очень большая компания, и участвовать в белорусских выставках для нас не очень разумно. Тем более, что стоимость участия на "ТИБО" и CeBIT почти одинакова - около 1.5-2 тысяч долларов.

Конечные же, пользователи не готовы покупать наши продукты, а поэтому мы работаем только с юридическими лицами. А в Беларуси таких компаний не так и много, и, как правило, они сами нас находят (например, BelHard, BelABM, "Горизонт").

- Вы упомянули, что продукцией компании заинтересовалась Microsoft. Но ведь эта корпорация сама в недалеком прошлом разрабатывала голосовые движки. Чем же их заинтересовал стенд "Сакрамента"?

- Политика Microsoft очень специфична. Действительно, раньше речевой стандарт MS Speech API (SAPI) 4.1, выпущенный три года назад, имел поддержку русского языка, однако сейчас в Microsoft создали SAPI 5.1, где таковая отсутствует. Наше сотрудничество с корпорацией заключается в том, что они предлагают продукцию "Сакрамента" на своем сайте и всем заинтересованным лицам. В свою очередь, продукция Microsoft официально входит в пакет поставки наших продуктов. Сотрудничество выгодно обеим сторонам.

- Что больше всего запомнилось на CeBIT?

- За время проведения выставки рекламные проспекты брали только те люди, которые разговаривали с нами лично. То есть такого, чтобы разметали все листовки, как это обычно происходит на наших выставках, не было.

Вообще, CeBIT - это театрализованное шоу, и его проводили большинство компаний, в основном, крупные.

Но больше всего впечатлил результат поездки: то, что ожидали, то и получили - налажен ряд контактов, по которым можно работать в течение следующего года.

- Какие у вас планы на будущее?

- В субботу мы едем на промышленную ярмарку, которая проходит там же, в Ганновере. Если на CeBIT была софтовая ориентация, то здесь - больше на "железо". У нас есть своя технология переноса на "железо": на микропроцессоры, на сотовые телефоны, PDA и различную технику.

На данный момент у "Сакрамента" сформировался свой собственный брэнд, и сейчас также важно его продвигать. Перед нами стоит задача расширения компании за счет получения новых заказов, завязывания партнерских отношений с крупными организациями. Кроме того, уже в следующем месяце будет готов синтез английского языка, а затем арабского и польского. Что касается распознавания, то в будущем стоит задача пополнения словарей.

- Спасибо, Александр, что нашли время и ответили на мои вопросы!

Беседовал Павел БАДЯЛИК

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

14 за 2003 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!