Проблемы современного аудиопроизводства

С 22 по 26 марта в далеком городе Амстердаме (Нидерланды) прошла 114-я сессия общества AES. В рамках русскоязычных публикаций у читателей может сложиться впечатление, что собрания, организованные AES, - это выставки, или, говоря иначе, "trade show". Это не совсем так. AES (The Audio Engineering Society) - организация, состоящая из ученых, ведущих специалистов и журналистов в области звука. Два раза в год они съезжаются в каком-нибудь городе в большом выставочном павильоне. К событию подтягиваются производители, организуя таким образом "trade show". Но главная задача сессии AES - организация докладов, семинаров, представление новых технологий. Зачастую речь идет только о теоретических изысканиях. В принципе, отличительная черта съездов AES - представление полной цепочки производственного процесса: от исследователей до производителей. Потому событие и имеет большее значение для современных специалистов, нежели NAMM и Musikmesse.

Давайте рассмотрим, какие проблемы обсуждались на 114-й сессии AES.


Surround-звук, DVD, SACD, DSD

Ранее характеристики для аудиоCD-диска (напомню, 16 бит, 44.1 КГц, стерео) считались незыблемым стандартом качества. Но с приходом DVD вопрос звукового качества можно обсуждать более многосторонне. При этом мы имеем дело с новыми форматами, такими, как DVD-Video, DVD-Audio и SACD (аббревиатура от Super Audio CD).

Современный звук должен быть многоканальным, качественные характеристики переходят на новую ступень, а именно: 24-32 бита, 96-192 КГц. К тому же нам нужно готовиться к тому, что обыкновенный CDDA будет заменен на более продвинутое решение.

Таким образом, возникает сразу несколько вопросов:

  • Качественные конверторы частот дискретизации.
  • Многоканальная запись, микрофонные surround-системы.
  • Сведение и мастеринг в Dolby 4.1, 5.1, 7.1, 10.2, DVD-A, SACD.
  • Кодирование surround-звука с низким битрейтом, для его последующей передачи на расстояние (средства коммуникации).

В рамках обсуждения этих тем было подготовлено много семинаров для специалистов разного уровня подготовки. При этом доклады представляли лучшие профессионалы из США, Германии, Великобритании. Вопросы были освещены очень полно и многогранно. В рамках презентации практической работы с новыми стандартами был показан технический практический тур от Polyhymnia International - одного из подразделений Philips Classics Recording Center, занимающегося многоканальной записью, пост-продакшном и мастерингом для стандарта SACD. Эта компания также занимается консультациями по новым технологиям и активно сотрудничает со многими лейблами и артистами, среди которых стоит упомянуть Philips Classics, Telarc и PentaTone. На экспозиции были проиллюстрированы основные методы записи и обработки многоканального Hi Res-звука. Показаны примеры.

Достаточно интересным был семинар под названием "Будущее звука с высокими параметрами качественных характеристик (Hi Res)". Что интересно, в организации демо-материалов для этого семинара участвовал представитель уже не Philips, а SONY, а именно - Sony Broadcast and Professional Research Labs. Стоит упомянуть, что именно эти два производителя (Philips и SONY) внедрили на рынок обыкновенный компакт-диск (CDDA).

Вопрос, который актуален на данный момент и обсуждался в рамках этого семинара: как продвинуть на рынок аудиопараметры нового поколения. Дело в том, что специалисты провели много теоретических и практических исследований. А сейчас достаточно успешно развились стандарты DVD-audio и SACD. На AES было представлено дальнейшее развитие этих технологий, совмещающее высококачественное аудио и Blue-Ray DVD, и продемонстрирован формат DSD потокового многоканального высококачественного аудио (скорее всего, DSD - аббревиатура от Digital Sound Disk по аналогии с DVD).

В рамках отдельного семинара обсуждались возможности, которые открывает повсеместное внедрение многоканального/пространственного звука. Это не только чисто технологическое развитие ситуации, но во многом и творческое. Поэтому поднимались такие вопросы, как будущее поп-музыки вообще.

Отдельно хочется отметить семинар на тему "Возможности синтеза волновых полей (WFS - WaveField Syntesis)", в котором шла речь о программном проекте "CARRUSO", в составе которого на данный момент десять партнеров, среди которых исследовательские лаборатории, университеты и производители. Этот проект создан для решения следующей задачи - запись, передача и обработка многоканального звука в режиме реального времени. Звуковое поле, в котором находится источник звука, переносится на удаленного слушателя. Иначе говоря, речь идет о воспроизведении и передаче сложных звуковых пространственных картин.

Что касается записи surround-звука, то в рамках нескольких семинаров было рассказано о современных технологиях, таких, как микрофонные массивы для записи многоканального звука, автонаправленные микрофоны, комплексный подход к самому процессу записи и т.п.

На самом деле подобные темы мы уже давно обсуждаем на страницах "КВ". Если мне не изменяет память, первые статьи такого плана были посвящены квадрофонии (1999 год).


Звуковая система как комплекс сетевых устройств

Сейчас очень много современной техники выпускается с учетом связей по интернету и локальным сетям. Этому существует много объяснений. Во-первых, профессиональная работа с многоканальным Hi-Res-звуком - это, по нынешним временам, огромный объем данных, измеряемый в сотнях гигабайт. Во-вторых, управление системы, находящейся в локальной сети или на удаленных объектах, можно перенести на другие сетевые компьютеры и устройства. В-третьих, немаловажная вещь - резервирование информации.

Мы уже сталкивались с такими новинками в рамках обсуждения программного комплекса Steinberg Nuendo 2.0, многоканального эффект-процессора t.c. electronic S6000. Ярким примером плотного взаимодействия с LAN и интернетом можно назвать цифровой эфирный радиопульт Telos Systems Smart Surface.

В рамках сессии AES обсуждались основные принципы построения сетей. Таким образом, современные звукорежиссеры должны знать основы современного системного администрирования, основные технологические параметры сетевого оборудования, включая характеристики трафиков передачи цифровых данных и т.п.


Акустика помещений

Конечно, это был бы съезд не AES, если бы в его рамках не обсуждались вопросы современной акустики. Приехали лучшие специалисты мира и обсудили такие вещи, как "Электронная реверберация для концертных залов" и "Акустика больших помещений".

На современном этапе акустика концертного помещения - это симбиоз из собственных акустических параметров зала и электронных устройств, "достраивающих" оные до идеала. В анонсах докладчики сообщили достаточно интересные вещи. Например, о том, что подобные системы, увеличивающие время реверберации, появились еще в 60-х годах (Большой Кремлевский Театр в Москве, Royal Festival Hall в Лондоне). Теперь подобные реализации являются более совершенными и современными. Стоит отметить, что докладчики - очень уважаемые персоны в мире акустики, а руководитель их группы - Дюранд Бигоулд из NASA Ames Research.

Большие помещения, с точки зрения акустики, от малых отличаются не только размером, но и "поведением" звуковых волн, прямых и отраженных. Руководитель этой темы Майкл Бэрон представил на семинаре лучших специалистов по озвучке концертных залов, стадионов и т. п.


MPEG

Формат MPEG пережил несколько этапов стандартизации, а именно - MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4. На AES было заявлено о трех новых добавлениях в MPEG-4 AUDIO. В основном, они распространяются на улучшение звучания звука с низким качеством. Кроме этого, в рамках других семинаров обсуждался и MPEG-7, однако, к сожалению, информации о нем у автора этой статьи пока нет.


Средства коммуникаций

Современные средства коммуникаций обсуждались практически на всех семинарах. Отдельно стоит отметить семинар "Тестирование наушников для мобильных телефонов (handsets и headsets)".

Руководитель команды докладчиков - представитель фирмы Nokia. В рамках семинара обсуждались вопросы расширения частотного диапазона звука, передаваемого посредством мобильной связи, а также новинкам в этой области, стандартам и методам тестирования. При этом рассматривалась вся цепочка, начиная от исследователей до производителей.

Что интересно, обсуждались и такие вопросы, как субъективная и объективная оценки качества звучания подобных акустических систем и методологии слушательских тестов.

В рамках небольших докладов звучали и такие темы, как "Идеальное моделирование качества речи в мобильной коммуникации".


Обучение

Вопрос обучения современных специалистов на AES поставлен, что называется, на широкую ногу. В рамках сессии была составлена целая программа для студентов и новичков. При этом стоит отметить, что их учили сводить и производить мастеринг в современных стандартах, таких, как Dolby 5.1, SACD, DVD-A и т.п.

Помимо этого, на специальном техническом туре было представлено пять новых обучающих систем:

  1. IPLM - интерактивная программа для обучения работе с эквалайзерами и компрессорами, связанная с системой Pro Tools.
  2. MEDIATE (Multi-sensory Environment Design for an Interface between Autistic and Typical Expressiveness) - интерактивный интерфейс для общения с людьми, больными аутизмом.
  3. 3D Audio for Living Rooms - новые концепции, отображающие значение реверберации для реализации пространственного звука.
  4. Games for Visually Impaired Children - использование звука как основного элемента в играх и процессах разработки для детей с ослабленным зрением.
  5. Architectural Design - планирование новых студий.

Конечно, начать путь в мир профессиональной работы со звуком на базе IPLM, 3D Audio for Living Rooms, Architectural Design - неисполнимая мечта для молодого человека из Беларуси. Этим мы и отличаемся. Да и в Dolby 5.1 у нас пока никто не сводит.


В завершение

Конечно, о 114 AES можно рассказывать еще очень долго. Например, о том, что имела место специальная экспозиция старой аналоговой техники, а в рамках одного интересного тура было создано нечто типа мини-завода по производству виниловых дисков, называемых нашими родителями грампластинками. Также мы не затронули экспозиционную часть выставки от фирм. Хотя, учитывая более-менее подробный обзор NAMM Winter 2003 и Musikmesse Spring 2003, я не думаю, что читатели "КВ" много потеряли, уделив время рассмотрению современных тенденций в области звукопроизводства.

115-я сессия AES состоится осенью на родине этого общества - в США.

Напоследок хочется отметить, что мы находимся на пороге смены технологических стандартов. К этому готовы производители устройств, носителей, непосредственно музыки и всего, что связано с современным звуком. И опять те же имена - Philips, SONY... Может, и правда, что вся история движется по спирали?

Кристофер-2003,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2003 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!