C 5 по 9 марта во Франкфурте (Германия) прошла самая мощная европейская выставка в области музыкального производства. Нельзя не отметить размаха этого действа. На выставке было представлено все - от производителей кларнетов и народных инструментов Вьетнама до самых передовых компьютерных технологий, проводились всевозможные семинары для детей, ди-джеев, звукорежиссеров, музыкантов.
Многие имена, представленные на Musikmesse - это постоянные гости нашей рубрики Multimedia в "КВ", например, Steinberg, IK Multimedia. Даже промелькнувший в середине прошлого года Ableton и то выпустил новую версию Ableton Live 2.0, представив ее на Musikmesse 2003. В общем, приятных событий было хоть отбавляй, к выставке готовились очень основательно.
Разбор полетов
Раз уж Ableton была упомянута во вступлении, с нее и начнем. Итак, у данной корпорации в 2003 году на удивление очень много событий. Дело в том, что программа Ableton Live давно набирает обороты на серьезном уровне в сфере ди-джейства. Это не обычная раскрутка в рамках интернета, к которой мы привыкли благодаря анализу множества независимых разработок. Ableton Live перерастает в событие! Почему бы не спонсировать крупную вечеринку the sub:MISSION party в Канаде? Легко. Молодым ди-джеям, именно молодым, Ableton Live нравится. Например, в рамках Musikmesse 2003 проходил семинар для ди-джеев. Знаете, какой основной возраст был у участников? 12-19 лет. Не факт, конечно, что все они говорили о продукции Ableton, но в том, что упоминали эту программу, я просто уверен. Ведь Live 2.0 - практически единственная программа, которая позволяет сделать "живой" концерт с помощью компьютера.
Второе (вернее, третье, если за два первых считать спонсирование вечеринки и выпуск новой версии программы) событие у Ableton - миссионерский крестовый поход на рынок Японии, который начался в феврале и закончится в апреле этого года. Событие так себе, скажете... Если бы к Ableton в этом деле не подключились Propellerheads, Roland и Edirol, то вы были бы правы. Данный крестовый поход четырех брэндов нежно назван "туром", и, честно сказать, я до сих пор не думал, что японский рынок так важен для европейских разработчиков. Хотя очевиден факт, что на американском NAMM 2003 Winter от европейцев некуда было деться. При этом, судя по результатам, у Propellerheads завоевание Америки не очень получается, поскольку главный "партнер-2002 года" Cakewalk распространяет на территории США не что иное, как Fruity Loops - главного конкурента Propellerheads Reason. Такое чувство, что Propellerheads все время мечется.
Ей-ей, хочется написать что-нибудь о ReWire типа из цикла "как это было".
Конечно, ситуацию пытаются поменять. Стоит отметить, что такая знаменитая фирма, как Roland, имеет японские корни. Поэтому в лучшем случае нам стоит ожидать чего-то фантастического.
Главный вывод, который напрашивается - Roland остается на плаву и продолжает работать и, скорее всего, скоро купит что-нибудь компьютерное. Я помню, когда примерно на протяжении полугода просто изучал материалы по истории аналоговых синтезаторов 60-80-х. И, что самое интересное, большинство разработчиков культовых на сегодня инструментов умерли в нищете или их фирмы закрылись, или обанкротились. А вот Roland всегда было успешным предприятием почему-то. То ли это японская философия, то ли удача, но на месте Ableton и Propellerheads я бы не очень радовался такому "туру" и сотрудничеству. Нам, пользователям, достаточно того, что лучший в мире разработчик музыкального ПО Steinberg был продан некой компании Pinnacle, которую у нас, впрочем, как и во всем мире, практически никто не знал, кроме пользователей любительского видео.
На Musikmesse 2003 позиции Steinberg уже не кажутся такими убедительными, хотя на NAMM 2003 звучало что-то типа "вроде, мы проданы, но мы с вами, дорогие пользователи". При этом мы знаем, как современные фирмы-разработчики пытались облагородить рынок VST-программ - стандарта от Steinberg. Перефразировать сложившуюся ситуацию можно так: "Да, VST-технология сейчас лучшая в мире. Но Steinberg продан, поэтому разбирайтесь как хотите". Раньше мы рассматривали противостояние стандартов DirectX и VST, вскользь упоминая, что первый - американец, а второй - европеец. И тут вдруг компания из США взяла и просто купила Steinberg. И все!!!
Сенсации
IK Multimedia, наконец-то, выпустила свою программу T-RackS в виде плагинов для стандартов VST, DirectX и RTAS/HTDM для MacOS X.
Корпорация Korg заявила о намерении выпустить программные эмуляции своих лучших инструментов в виде подключаемых VST-модулей (VSTi).
Cakewalk приобрела права на модуль VST Adapter от fxpansion.
Также были представлены новые версии: Propellerheads Reason 2.5, Magix Samplitude 7.1, Native Instruments Absynth 2.0, Steinberg Halion 2.0.
Новое имя
Имя это - немецкая компания Celemony (www.celemony.com). Начиная с декабря прошлого года, эта корпорация активно продвигает достаточно интересную разработку Melodyne. На сегодня текущая версия - 1.5. Суть Melodyne состоит в реализации профессионального питча/стретча в режиме мультитрека. То есть, программа может работать как детектор нот при записи. У любого фрагмента записанного/импортированного трека можно поменять ноту, при этом все происходит натурально (программа достраивает переход от одной ноты к другой), и результат отличается от возможностей ныне существующих методов питч-коррекции. То есть мы можем менять ноты для инструментов, достраивать бэк-вокалы, усложнять аранжировку, вводя новые инструменты, образованные из исходных. Отдельно хочется отметить наличие формантной коррекции в представленном алгоритме, что делает звучание более естественным.
Будущее аудио-MIDI-интерфейсов
Достаточно большое количество разработчиков аппаратных средств представило новые интерфейсы для USB-порта, среди них:
- Tascam US122
- Edirol UA 1000
- Terratec Phase 26
- ESI Aqua U24m
Наличие такого большого количества USB-устройств говорит о многом. Например, о том, что производственный процесс можно переносить на ноутбуки.
Выводы
Ясно, что мировая музыкальная индустрия претерпевает изменения в качественную сторону. Радует, что большое количество имен не сходит с рынка, а продолжает наполнять его новыми качественными, иногда неожиданными решениями. Конечно, удивили две фирмы - Ableton и Korg. Первая - тем, что группа энтузиастов-музыкантов переходит на корпоративный уровень. Вторая - что собирается выпустить лучшие модели своих синтезаторов в виде VST-плагинов. Также не может не радовать появление нового имени, а именно Celemony. Покупка Cakewalk программы VST Adapter говорит о серьезном намерении этой корпорации включения VST-стандарта в серию своих продуктов. Таким образом, возможности Sonar и Nuendo могут скоро уравняться.
Кристофер-2003,
christopher@tut.by
Горячие темы