Создание справочной системы

Все! Завершено гениальное творение не менее гениального программиста. Программное детище проверено, отлажено и перепроверено. Все найденные друзьями-тестерами "баги" благополучно устранены. А значит, пришло время распространить программу среди пользователей, которые раньше как-то умудрялись без нее обходиться... И вдруг понимаешь, что, несмотря на интуитивно-понятный интерфейс, в мире обязательно найдутся не интуитивно-понятливые "юзеры", которые не смогут насладиться всеми функциями данного произведения искусства, а то и вовсе (о, ужас!) удалят программу БЕЗВОЗВРАТНО. Смахнув со лба капли холодного пота и преисполнившись жалостью к таким "юзерам", всерьез задумываешься о сопроводительной документации. На ум сразу же приходят мысли о файле "readme.txt" или о небольшой html-страничке, но тут же отметаются: в солидном проекте все должно быть солидно. Так что придется делать общепринятый файл *.hlp, который будет гордо называться "справочной системой". Как создавать файлы такого формата, рассказывает данная статья.

Прежде всего нам понадобится программа Microsoft Help Workshop. Найти ее можно по адресу www.realsoft.ru/lib/ms_help_workshop.zip, также она распространяется вместе с популярными средами программирования (Delphi, VC++). Помимо этой "софтины", нам потребуется текстовый процессор для создания файла в формате RTF (rich-text format), Word от все той же Microsoft вполне подойдет.

Теперь можно приступить к процессу создания справочной системы, который состоит из трех важных составляющих:

  • подготовка RTF-файла;
  • создание и компилирование файлов справочной системы;
  • создание содержания справки.


Создание RTF-файла

Оформление разделов. Как известно, справка обычно разбивается на разделы. В RTF-файле каждый раздел должен начинаться заголовком и заканчиваться символом "разрыв страницы" ("Вставка\Разрыв..."). Кроме этого, раздел должен содержать уникальный идентификатор. Для его установки поместите текстовый курсор перед первым символом заголовка и из меню "Вставка" выберите пункт "Сноска...". В появившемся диалоговом окне (рис. 1) в разделе нумерация установите радиокнопку в положение "Другая" и введите символ диеза ('#'). После нажатия на кнопку "OK" Word предложит ввести текст сноски, что и необходимо сделать. Следует заметить, что если текст сноски начинается с префикса IDH_, то во время компиляции справочной системы будет проверена корректность всех ссылок данного раздела.

Ссылки на другие разделы. Для связывания разных разделов используются слова-ссылки, при нажатии на которые осуществляется переход к нужной ветке справки. Для того, чтобы сделать слово ссылкой, нужно выделить его и подчеркнуть двойной линией ("Формат\Шрифт\Подчеркивание/Двойное"). После этого, сразу за словом-ссылкой, требуется поместить идентификатор нужного раздела (текст сноски). При запуске справки ссылка будет выделена цветом и одинарным подчеркиванием.

Комментарии. В документе можно использовать не только ссылки на другие разделы, но и ссылки на комментарии (например, для объяснения какого-нибудь заумного термина). Во время работы справочной системы такие ссылки выделяются цветом и подчеркиванием пунктирной линией, при нажатии на них появляется вплывающее окно с текстом комментария. В RTF-файле комментарии оформляются так же, как и разделы, но они не должны начинаться с заголовка. Ссылку на комментарий нужно подчеркнуть одной линией и сразу за ней написать его идентификатор скрытым текстом.

Ключевые слова и поиск по разделам. Для каждого раздела справки можно создать список ключевых слов. Для этого нужно перед заголовком раздела установить сноску K, а в текст сноски - записать все ключевые слова, разделив их точкой с запятой. При работе справочной системы ключевые слова всех разделов будут отображены в закладке "Указатель". Рядом с ней находится закладка "Поиск", в которой осуществляется поиск по справке. Для того, чтобы включить возможность поиска по какому-либо разделу, нужно перед его заголовком поставить сноску $, текстом которой должно служить название раздела в поисковой системе.

Вставка графики. Для вставки картинки в раздел достаточно просто поместить ее туда в Word'e ("Вставка\Рисунок").


Создание файла справочной системы

Теперь, когда RTF-файл набран, можно приступить к созданию справки на основе этого файла. Запустите программу Microsoft Help Workshop и создайте новый проект, выбрав пункт меню "File\New/Help Project". В правой части окна программы нажмите на кнопку "Files..." и в появившемся диалоговом окне при помощи кнопки "Add" добавьте к проекту RTF-файл. Теперь пройдемся по опциям справочной системы (кнопка "Options...").

General. Эта закладка содержит основные настройки справки:

Default topic - идентификатор основного раздела справки. Этот раздел появляется при запуске справочной системы (если она не имеет содержания) и в случае, если пользователь нажал на ссылку на несуществующий раздел.

Help title - заголовок справки, который отображается на заголовке окна.

Copyright information - текст, отображаемый в диалоговом окне "Версия", и текст, который автоматически добавляется при печати и копировании справки (подпись).

Сompression. Здесь находятся настройки сжатия справочной системы.

None - не использовать сжатие.

Maximum - максимальное сжатие (дольше компилируется, но занимает меньше места на диске).

Custom - позволяет выбрать алгоритмы сжатия справочной системы.

Files. Файлы, составляющие справочную систему.

Help File - имя файла справки (*.hlp);

Log File - имя log-файла (отчет о компиляции справочной системы);

Rich Text Format (RTF) files - RTF-файлы (*.rtf);

Contents file - содержание справочной системы (*.cnt);

FTS (full-text search). Настройки поисковой системы справки.

Generate full text search index - генерировать содержание поиска по справке. Если этот параметр выбран, то при компиляции справочной системы сгенерируется файл имя_справки.fts, который нужен для текстового поиска. Как правило, этот файл занимает намного больше места на диске, чем сама справка (*.hlp).

Теперь осталось сделать содержание для нашей справочной системы.


Создание содержания

Выберите "File\New/Help Contents" и введите имя и заголовок содержания. При помощи кнопок "Add Above" ("Добавить над") и "Add Below" ("Добавить под") создайте нужные папки (Heading) и пункты содержания (Topic). При добавлении пункта введите его название в поле "Title", в "Topic ID" - идентификатор раздела справки, на который ссылается этот пункт, в "Help File" - имя файла справки, в котором находится этот раздел. Кнопки "Move Right" и "Move Left" служат для изменения иерархии пунктов. После сохранения содержания откройте проект справки (*.hpj), нажмите на кнопку "Options", активизируйте закладку "Files" и в поле "Contents file" введите имя файла содержания либо выберите его при помощи кнопки "Browse". Откомпилируйте проект.

На этом создание полноценной справочной системы завершено. Наш маленький, но очень гордый "хелп" имеет удобное содержание и мощную поисковую систему, содержит как текстовую, так и графическую информацию и даже подписывается при цитировании и распечатке!

Иван ШИРКО,
FDC@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

10 за 2003 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!