Привет, Кристофер.
Есть пара вопросов по поводу Guitar Port. Во-первых, работает ли он в Real-time или сначала через него записывается гитара, а затем идет обработка на PC? Во-вторых, где его можно приобрести в РБ и за какую цену? И вообще, оправдывает ли он свою стоимость?
Дмитрий
Слышал о такой гитаре, которая
может играть как Fender стратокастер
или Gibson Les Paul одновременно. Сказали
обратиться к тебе, Кристофер.
Федор Субботин
На затравку два письма из небольшого количества, присланного от читателей. В обоих случаях речь идет о продукции фирмы Line6. На нашем рынке она пока слабо известна, хотя предлагает очень современные продукты, которые используются профессиональными музыкантами по всему миру. И, честно говоря, рассказы старожилов (музыкантов, кому за 40) о том, что такое ламповый комбик советского производства и аналоговый звук старых синтезаторов, во многом не совпадают с мнением тех, кто сегодня серьезно работает в сфере шоу-бизнеса (Danny Saber, U2, Rolling Stones). Почему я говорю об этом? Все дело в том, что продукция Line6 эмулирует на высоком качественном уровне (физическое моделирование) практически все, что связано с гитарным звуком, а именно - гитарные комбики и усилители, процессоры эффектов, педали, студийные помещения, звучание самих гитар. До своего появления компания Line6 не была известна под таким именем, но уже была сформирована команда, которая работала на таких софтверных гигантов, как, например, Steinberg.
С некоторого времени Line6 стала Line6 и за девиз компании был выбран слоган: "Не смотри на название, просто послушай!". Идея, которую решили реализовать в то время, на самом деле лежала на поверхности - применение физического моделирования не на уровне компьютерных программ, а для гитар и гитарных принадлежностей - работа сразу на конечного пользователя. То есть, по сути, продукты Line6 - это красивые примочки, начиненные наисовременнейшей электроникой. Появились первые устройства, которые на программном уровне стали эмулировать то, о чем как раз и рассказывают старожилы - продукцию знаменитых Fender, Marshall, VOX, Mesa Boogie и т.п. При этом, следует отметить, на очень хорошем уровне. Создание современной музыки требует более комбинированного подхода и наличия большого количества инструментов и устройств одновременно. И поэтому за девиз Line6 также можно было бы взять "Все профессиональные решения в одном устройстве!".
На самом деле мы уже давно работаем на современных устройствах, хоть они и прячутся под названием какого-нибудь брэнда. Очень показателен пример с микрофоном AKG С12R, который я не раз уже упоминал на страницах этой газеты. Популярная некогда модель C12 подверглась реинкарнации. Производитель просто выбрал около десятка самых лучших представителей C12 (дело в том, что производственный процесс в 60-70-е не отличался особой точностью, и все модели звучали по-разному), и на базе их анализа создал С12R. Таким образом, все, на чем делается современная музыка, - модифицированные устройства.
Вернемся к Line6. Далее пошло более интересное развитие ситуации. Во-первых, создана гитара Variax (цена около $1000). Играть на ней можно как на обычной гитаре, только звук на выходе может быть различным, например, Variax превращается в Fender Stratocaster, Fender Telecaster/Custom, Gibson ES-175, Epiphone Casino, Gibson ES-335, Gibson Firebird VII, Gibson J-200, Gibson L5, Gibson Les Paul Custom, Special и Standard, Gibson Mastertone Banjo, Gretsch 6120, Gretsch Duo-Jet, Guild F212, Martin 0-18, Martin D-12-28, Martin D-28, National Tricone, Rickenbacker 360, Rickenbacker 360-12, Coral/Dano Electric Sitar, Danelectro 3021, Dobro Number 32. Из приведенного списка можно заметить, что речь идет не только о шести-, но и о 12-струнных гитарах. С каждой физической струны получается сигнал, преобразуется в цифровой вид и в режиме реального времени обрабатывается по сложному математическому алгоритму (что, по сути, и представляет собой физическое моделирование).
Налицо отличие представленной схемы работы от MIDI-гитар, поскольку сигнал превращается не в MIDI-команды, а изменяется на первичном уровне сразу после оцифровки.
Но обращаю внимание читателей, что не следует считать Variax универсальным решением всех проблем. Все-таки у каждой гитары есть свои нюансы, которые никак нельзя соблюсти в такой модели, например, ширина и длина грифа, которые сказываются и на технике игры, и на звукоизвлечении, и т.п. Хотя за такую цену найти что-либо подобное не представляется возможным.
GiutarPort ($194) - это устройство, которое также представляет новую линейку продукции Line6 и предназначена для наиболее тесного совмещения связки "гитара - компьютер". Что мы имеем в наличии? Примочку с несколькими аналоговыми входами и выходами и возможностью подключения к USB-порту компьютера, встроенный эффект-процессор идентичен POD II (имитация лучших гитарных усилителей и студийных помещений) и Stomp Box (стандартные гитарные эффекты типа флэнджера, хоруса и т.п.). Обработка идет на уровне 24 бит. Специальные драйверы для стандартов Direct Sound/MME позволяют работать напрямую с соответствующим программным обеспечением производства Steinberg, Sonic Foundry, Cakewalk и т. п.
За прошедший 2002 год Variax и GuitarPort можно назвать одними из самых новаторских решений в области современного звука. Отдельно хочется отметить очень хорошую ценовую политику Line6.
Дмитрию еще скажу, что все устройства Line6 работает в режиме реального времени, поскольку таковы встроенные алгоритмы, а на компьютер просто перенесена физическая модель, описанная не чем иным, как математическими формулами. В Минске продукция Line6 не продается, хотя в Москве есть представительство и соответствующий сайт www.line6.ru.
Кристофер, при сведении фонограммы
я столкнулся с тем, что вокалист
попадает не во все ноты. Это одна из
первых моих таких фонограмм. Раньше
я работал в стиле Trance-music,
использовал готовые сэмплы. Не
подскажешь мне, твоему постоянному
читателю и почитателю, как все
правильно сделать?
Наилучшие пожелания "КВ".
Паша.
Такая операция называется питч-коррекция, у гитаристов есть схожее понятие авто-тюнинг, имеющее несколько другое значение. Давайте начнем с последнего, благодаря к чему придем к первому. Наверняка многим попадалась программа-плагин Antares Auto-tune или ее другая реализация Oberheim OB-1. На базе анализа звуковой волны программный автотюнер находит значения основной частоты, которые не соответствуют значениям частот нотного ряда (попросту говоря, "не попавшие" ноты), и после этого поднимает или опускает частоту до ближайшего стандартного значения. Кстати, с некоторого времени некорректную работу автотюнеров стали использовать как стандартный эффект.
При обработке вокала я бы рекомендовал произвести похожие действия, а именно - использование программного тюнера и питч-шифтера (достаточно того, что есть в Sound Forge версий 5.0 и выше). На питч-шифтере есть две шкалы semitones (полутона) и cents (проценты). Программно на аудиовыход подключается тюнер. Тюнер, в свою очередь, должен иметь такие же шкалы. И вот, звучит нота, тюнер показывает отклонение от нормальной. Значение этого отклонения мы заносим в питч-шифтер и исправляем таким образом непопадание.
Почему я не рекомендовал бы использовать автотюнеры для этих целей? Просто не всегда качественный результат, получив который, опять корректируешь настройки, после чего опять не всегда качественный результат, и по цепочке...
А лучше всего, конечно, заставить спеть вокалиста правильно. Берите гантели и качайте мышцы рук!
Кристофер-2003,
christopher@tut.by
Горячие темы