Мобильный софтодел из России

Компания Paragon благодаря своим удачным программным продуктам известна не только на российских просторах, но и за рубежом. В числе других направлений своей деятельности она также весьма активно работает на рынке программ для мобильных устройств, выпуская русификаторы, словари, игры и прочее ПО. Что интересно, компания не только существует, но и достаточно быстро процветает. Посему, думаю, будет небезынтересно послушать, что думает Paragon о различных аспектах карманно-компьютерной жизни и о ее перспективах у нас. Отвечать на каверзные вопросы взялся Михаил Фадеев, человек, по сути, олицетворяющий мобильное подразделение Paragon в глазах общественности. Впрочем, он сам обо всем расскажет...

- Кто такой Михаил Фадеев и чем занимается компания Paragon?

- Фадеев Михаил (именно так меня зовут) - менеджер по маркетингу компании Paragon Software (SHDD), точнее, подразделения группы компаний Paragon Sotware Group, занятого разработкой и продвижением ПО для карманных и мобильных компьютеров (КПК), смартфонов (гибридов сотовых телефонов и КПК). Всего же в упомянутой группе компаний 4 разных подразделения. Так, помимо КПКшного, также существует довольно крупное подразделение системных утилит (думаю, что многим знакомы такие названия, как Paragon Partition Manager и Paragon CD Emulator), подразделение Oracle и дочерняя компания EPOCWARE, которая занимается разработкой прикладного ПО для платформы Symbian OS (это новые смартфоны Nokia 9210/9290, Nokia 7650, Sony-Ericsson P800, Siemens Series 60). Наше подразделение появилось в 1996 году, когда мы написали первый русификатор под весьма популярный тогда Newton. Дальше все пошло по нарастающей.

Сегодня подразделение занимается выпуском русификаторов, словарей, игровых программ и прочих программных продуктов. На данный момент Paragon абсолютно точно лидирует на русскоязычном рынке словарей (по нашим оценкам, нам принадлежит до 85-90% этого рынка) и является одним из лидеров на международном рынке, а недавно выпущенная игрушка RifleSLUGs для Palm OS (клон всемирно известной писишной забавы Worms), поднялась аж на 6-ю позицию в мировом рейтинге игр для КПК. Другой игровой продукт для Palm OS, AnotherBall, созданный всего за две недели, также около года назад был в бестселлерах (хотя и не на столь высоких позициях). Отдельно хотелось бы рассказать про нашу дочернюю компанию - EPOCWARE (www.epocware.com). Стартовав в 2000 году с первой утилитой для Symbian OS, EPOCWARE сейчас входит в десятку самых известных в мире разработчиков для этой платформы, которую уже лицензировали для своих новых сотовых телефонов Nokia, Sony-Ericsson, Siemens. Как видно, наше подразделение достаточно активно работает на этом рынке.

Что касается меня, то в компании я появился ближе к концу 1998 года. Сейчас занимаюсь, главным образом, маркетингом, интернет-продажами, а также дистрибуцией и продвижением нашего ПО за пределами России и стран СНГ. Мне стыдно признаться, но со мной имеет место быть классический случай: сапожник без сапог, т.к. КПК я себе еще не выбрал. Хотя многие мои друзья и родные уже вовсю под моим чутким руководством осваивают эти мобильные фенечки. Например, моя девушка, совершенно далекая от компьютеров вообще и IT-индустрии в частности, уже второй год успешно пользуется Palm m105 и не мыслит своей жизни без него.

- Какие достижения Paragon Вы можете назвать наиболее значимыми для КПК-индустрии?

- Я бы отметил наши достижения в создании и продвижении качественных словарных решений. По независимым опросам, до 60% владельцев КПК в России имеют словарь на своем устройстве. Новые low-end устройства (например, Palm Zire) с установленным словарем безусловно способны потеснить на рынке уже ставшие привычными массовому потребителю карманные электронные органайзеры, а также разного пода электронные словари.

- Покупают ли у вас софт или все же чаще воруют?

- Как это ни покажется странным, но воруют у нас мало. По крайней мере, когда я всякий раз, заходя на компьютерный рынок, пытаюсь купить наше ПО, то ничего, кроме версий трехгодичной давности да убогого первого словаря для Palm OS, не нахожу.

Вопреки сложившемуся мнению, люди в России вполне могут себе позволить покупать ПО. К тому же воровать наше ПО для большинства владельцев КПК не имеет смысла: русификатор, как правило, идет бесплатно в комплекте с новым устройством. Хочу также отметить, что системы русификации имеют очень много разных версий (практически на каждую из сотни продаваемых сейчас моделей КПК есть своя версия со своими особенностями). Таким образом, найти нелегально распространяемую версию именно для Вашей модели КПК, да еще для Вашей ОС подчас весьма затруднительно. Кроме того, русификатор сам по себе ценности большой не имеет: главное - это его поддержка, возможность скачать в любой момент (например, при аппаратном сбое или же при разряде батареек) последнюю версию пакета, возможность в любой момент получить консультацию и поддержку по установке русификатора, по решению проблем, возникающих при работе с программой (например, ее совместимость с ПО третьих фирм). А поддержку, как говорится, не украдешь. Наконец, живя в России, мы весьма лояльны и гибки в отношении цен на наше ПО для российских потребителей.

Хотя не все так безоблачно и было бы неправдой сказать, что проблема нелегального распространения ПО совершенно нас не касается: пиратство, сильно ударяющее по многим российским производителям ПО, нас также не обходит стороной - приходится всегда быть начеку, отслеживая ситуацию.

- Что лучше "идет": игрушки или "серьезные" программы? И почему?

- Безусловно, "серьезные" программы лидируют с колоссальным отрывом. Игрушки в России и странах СНГ практически не покупают. Кстати, такая ситуация не только у нас. Один из лидеров КПК рынка Германии также недавно признался в приватной беседе, что немцы абсолютно равнодушны к игрушкам.

Основная причина здесь, как мне кажется, кроется именно в житейской целесообразности того или иного ПО и в "особенностях национальной психологии". Американец, как правило, имеет достаточно денег, чтобы платить за любые программы, которые ставит на свой КПК. Даже за "поиграл и бросил". В России же (да и в Германии тоже) люди более целесообразны и расчетливы - если уж платят, то только за то, что делает КПК действительно еще более функциональным и полезным, а вовсе не за уничтожение своего собственного времени. :-)

Хотя, не скрою, рыночный потенциал игрушек, даже будучи спроецированным только на Америку, гораздо выше, чем "полезных" программ в расчете на всю Европу.

Американский рынок КПК и ПО для них все же пока в разы превышает европейский, а уж российский с ним сравнивается приблизительно как Солнце с Меркурием.

- Продукты для какой из платформ наиболее популярны?

- Пока безусловным лидером является Palm OS. И хотя все последние годы ему предрекают неминуемую гибель от все монополизирующего рынок Microsoft со своим Pocket PC, не думаю, что ситуация как-то поменяется в ближайшем будущем. Все-таки Palm люди покупают куда более сознательно и относятся к нему куда более трепетно. В том плане, что стремятся использовать его возможности на все 100%, а иногда и больше, пытаясь выжать из системы все возможное и невозможное. Такова идеология этой платформы.

- Как Вы оцениваете рынок карманных компьютеров на просторах СНГ? Воспринимают ли нас всерьез зарубежные и отечественные разработчики?

- Касательно рынка впечатление очень противоречивое. С одной стороны, устройств продается все больше и КПК становятся все более массовым товаром. А вот разработчиков ПО в России и странах СНГ - раз два и обчелся. Разработчиков программ, ориентированных на конечного, а не корпоративного пользователя, еще меньше. А если говорить о программах, написанных специально для российского или СНГ'шного потребителя (с русскими версиями и полномасштабным продвижением на русскоязычный рынок)... Для перечисления таких фирм хватит пальцев на одной руке. Утрирую, конечно, но не слишком сильно. Взять хотя бы "Мегасофт 2000". Пишет великолепные программы, чрезвычайно популярные на Западе. Но русских версий нет, русская версия сайта также отсутствует, из чего следует вывод: Россия и СНГ им не интересны. Зарубежные разработчики также практически не включают русскоязычный рынок в свои планы. Российского рынка (равно как и многих других национальных рынков - польского, чешского, арабского, даже шведского и голландского) для них просто нет. У нас есть такая уже ставшая избитой аналогия: "Они российский рынок даже в мощный электронный микроскоп не видят". В общем, я крайне пессимистичен в оценке развития рынка ПО для КПК в странах СНГ в ближайшем будущем.

- Думаете ли вы расширять присутствие на мобильном софтверном рынке Беларуси? Может, когда-нибудь появится "белорусификатор" для карманных компьютеров?

- Да, рынок Беларуси для нас сейчас весьма интересен, хотя он еще очень молод, и количество устройств на нем крайне не велико. Но мы уже проходили это не раз - и в России, и в других странах Европы, на той же Украине. Сейчас самое время занимать место, свой сегмент на этом рынке, что мы и собираемся делать. В частности, недавно у нас появился дилер на территории Беларуси. Теперь через него можно официально купить наше ПО в вашей стране.

Касательно белорусификатора, история напоминает настоящий детектив. Вот уже около года я пристаю и к пользователям из Беларуси, и к нашим партнерам в республике с назойливой идеей - "давайте писать белорусскую локализацию". Хотя бы базовую поддержку языка без перевода всей системы в целом. И что Вы думаете? Я не нахожу понимания! "А зачем? - слышу я обычно в ответ. - У нас все и с русификатором себя неплохо чувствуют". Ну, с Беларусью я такой пассаж еще могу понять, но когда такие же настроения встречаются на Украине... В общем, несознательные граждане живут в бывших братских республиках.:-)

- Были ли интересные случаи в ходе Вашей лично деятельности или работы вашей компании?

- Случаев предостаточно. Например, только вчера в мой почтовый ящик приходит письмо приблизительно следующего содержания: "Привет! Слышал, что у тебя есть крек к русификатору LEng для моей Jornada 568. Вышли, если не в лом, а я со своей стороны могу поделиться креками и серийниками для Palm'а".

А недавно вот еще один случай был. Наши программисты ради шутки сделали локализацию Palm OS на монгольский язык. У меня же возник резонный вопрос: "А есть ли в Монголии хотя бы один Palm?" Первые поиски результатов не дали. Однако через какое-то время объявился один пользователь, который, будучи природным монголом, прекрасно говорил по-русски. Он то и рассказал, что Palm'ы в Монголии действительно есть. Причем, не только сами Palm'ы, но и их клоны. А потому старались мы не зря, и наша локализация оказалась весьма и весьма востребованной местным населением.

- Что ж, благодарю Вас, Михаил, за интересную беседу. Будем надеяться, что Paragon и дальше будет радовать обладателей карманных компьютеров качественными программными продуктами.


Полный вариант беседы с Михаилом Фадеевым вы найдете на сайте "Офис в кармане" (
www.pda.by)

Дмитрий РЯБИНИН,
dima@pda.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

01 за 2003 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!