Предыстория
В этой статье пойдет речь о Shareware и малоизвестных, или, скорее, отличных от наработанных и широкоиспользуемых подходах к распространению программных продуктов. Лондонская компания Sofotex (www.softwrap.com) имеет свой взгляд на проблему. Sofotex также является собственником программы Softwrap, предоставляющей защиту от копирования со встроенной платежной системой. Ссылка на Softwrap есть на сайте компании. Размер файла с инсталляцией "wrapper.exe" 652 Кб, если не принимать в расчет документации. Его, в принципе, достаточно для начала работы с Softwrap. Помощь, доступная для программы, скудная, однако это компенсируется тем, что сама система чрезвычайна проста.
Чтобы разговор получился более предметным, я решил рассматривать все сквозь "призму личного опыта". Знакомство с Sofotex у меня произошло 20 августа 2002 года. Мною была разработана системная утилита "Анализатор активности и аутентификации" (доступна на сайте www.geocities.com/aaanalyzer), которая решает три задачи: администрирование Windows, настройки и аутентификации, анализ активности действий пользователя и зачистку следов этих действий. Как это делают многие авторы программ Shareware, я "прописывал" свою программу по различным сайтам. От компании Sofotex пришел неожиданный, но лестный ответ. Моему программному продукту присвоили приз четыре звезды из пяти, дали разрешение на использование логотипов компании при рекламе своей программы и предложили долговременное партнерство и услуги по дальнейшему распространению программы. Услуги предоставляются без требования предварительной оплаты.
Кстати, это характерная черта компаний-гигантов, предлагающих свои услуги по распространению Shareware-продуктов - не требовать предварительной оплаты за свои услуги. У них оплата происходит в тот момент, когда эти услуги принесли реальных доход. Обычно это процент от продаж, варьируемый в зависимости от общей суммы месячных продаж.
Защита от копирования и схемы
платежей
Первый вопрос, который приходится решать при создании Shareware-продукта для его последующего распространения, - это реализация защиты от копирования. Здесь у программистов превалируют два подхода: первый - это разработка собственного протокола защиты от копирования и его программной реализации, второй - использование готовых программ сторонних производителей. Я не стану умалять талантов тех программистов, которые берутся за реализацию собственной защиты от копирования, вполне возможно, что она будет лучше, чем готовые, предлагаемые известными компаниями. Но для окончательного выбора лучше стать на позиции бизнеса.
Во-первых, компании, подобные Sofotex, предлагают не просто эффективную защиту от копирования, но и встроенную систему продаж вместе с платежной системой, обеспечивающей безопасные платежи для конечных пользователей, в том числе через интернет. Сама компания, ее раскрученная торговая марка и финансовые институты служат гарантией для пользователя, совершающего сделки по покупке программного обеспечения. При описании я намеренно убрал новомодные словечки: "биллинговый" и "транзакции".
Во-вторых, самые раскрученные сайты по Shareware, тот же Tucows, например, принимают программы со встроенными платежными системами от известных производителей, в том числе от Sofotex c системой Softwrap, отвергая самопальные системы.
Так что иногда не стоит "изобретать велосипед".
В системе Softwrap платить необходимо кредитной карточкой. При пользовании системой, кроме платежей через интернет в режиме on-line, есть возможность провести денежный перевод за приобретаемые лицензии на программы, пользуясь телефоном.
Для перевода денег автору программы Softwrap предлагает три основных схемы: чеком, прямое зачисление на счет, банковский перевод. Если ни одна из схем не подходит, то компания готова рассмотреть другой, предложенный автором, сценарий. При желании в любой момент схему платежа можно поменять.
Демонстрационный период у Shareware
У каждой программы, распространяемой как Shareware, должен быть предварительный период для демонстрации, после которого пользователь становится перед выбором: либо отказаться от дальнейшего использования программы, либо заплатить за нее и зарегистрировать продукт. Как правило, здесь присутствуют три схемы: ограниченное число дней, реже - ограниченное количество бесплатных запусков, или дата окончания использования продукта. Усложненные схемы включают в себя отключение каких-либо существенных пользовательских функций, которые становятся доступными после регистрации программы.
Softwrap предлагает три схемы для демонстрационного периода: ограниченное количество дней, ограниченное количество запусков, дата окончания использования продукта, или комбинацию из всех трех вышеперечисленных.
Защита программы
В отличие от реализаций защиты от копирования других производителей, предлагающих SDK с многочисленными функциями и возможностями, Softwrap очень прост. В диалоге необходимо выбрать имя исполнимого файла программы, заполнить необходимые поля - и все. На выходе будут четыре файла:
- Исполнимый exe-файл размером 276 Кб с именем программы. Это - стартовый файл, созданный Softwrap, который расшифровывает файл программы и запускает его. Этот файл должен быть обязательно включен в пакет поставки Shareware.
- Файл с расширением ".locked" - это и есть, собственно, файл программы, только зашифрованный ("завернутый" в оболочку). Этот файл тоже входит в пакет поставки Shareware.
- Файл с расширением ".sw" - это файл с лицензией, также входящий в поставку.
- Файл, имя которого заканчивается на "exe.backup", - это предыдущая копия исполнимого файла. Ее нельзя включать в пакет поставки.
Следует отметить одну особенность Softwrap: для выполнения нескольких функций придется находиться в режиме on-line. Доступ on-line требуется: для регистрации себя как автора, для регистрации своей программы и при каждом закрытии кода своего программного продукта.
После регистрации как автора приходит электронное письмо с "Publisher Code" и паролем для учетной записи, с которым можно зайти в систему статистики продаж реального времени. Кроме этого, создается "Softwrap Software Code" при регистрации программного продукта.
Лицензирование
Еще одна проблема, с которой сталкиваются авторы Shareware - это лицензирование, куда может входить идентификация пользователей и компьютерных систем. В Softwrap происходит привязка к компьютеру, и лицензия для конечного пользователя распространяется на одну компьютерную систему. Для получения лицензии и кода активации программы конечный пользователь должен находиться в on-line.
Для пользователя в Softwrap предусмотрена возможность повторной активации лицензии, если он сменил компьютерную систему. Для легального пользователя для этого будут необходимы: режим on-line, номер лицензии (reference number), полученный при покупке, и то имя обладателя, которое он когда-то ввел при заполнении данных о собственнике лицензии.
Дополнительные возможности по
распространению
Кроме программного и банковского сервиса, Sofotex предлагает помощь в распространении программы через свою сеть. По информации из рекламных материалов Sofotex, сеть по распространению раскинута в Европе, Азии, Ближнем Востоке, Африке, Австралии и США. Sofotex завязана на download-сайты, web-порталы, издательские дома по компьютерной тематике, OEM-партнеров. В читательскую аудиторию, которая может ознакомиться с программой, входит 100, согласно другим источникам - 90, журналов с 10 миллионами читателей. Причем, компания увязывает заявленную тематику программного продукта (у "анализатора активности и аутентификации" это - безопасность и настройка системы) с тематикой компьютерных изданий и сайтов, которые получат продукт.
Для этого необходимо загрузить свой продукт, закрытый Software, на ftp-сайт компании и пройти тест программы в "Quality Assurance Team" (дословно: команда по обеспечению качества).
Следует отметить, что тестирование проходило крайне медленно: ждать ответа приходилось около трех месяцев.
Общение с другими службами компании напоминает прослушивание автоответчика: приходят стандартизированные или содержащие самовосхваление и рекламу ответы, которые подчас никак не связаны с заданным вопросом. Так что приходилось набираться терпения и ждать.
Valient Newman,
www.geocities.com/werebad,
www.geocities.com/aaanalyzer
Горячие темы