В лабораториях мира предпринимаются многочисленные попытки создания технических средств, которые позволяли бы выходить за пределы непосредственно в опыте данного, расширяя, тем самым, и горизонты сознательного опыта. Обычно такие эксперименты подводятся под рубрику "виртуальная реальность". Однако последняя трактуется в настоящее время настолько широко и часто поминается к месту и не к месту, что многие исследователи предпочитают особо специфицировать и на терминологическом уровне те виды симулируемых реальностей, доступ к которым они разрабатывают. Так возникло понятие "приращенной" или "дополненной" реальности (augmented reality, см. "КВ" №12'2002).
Профессор Пол Андерсон из студии цифрового дизайна Колледжа искусств города Глазго предпочитает говорить о "замещающей реальности" в связи с разработанной им и его коллегами компьютерной системой визуализации и манипулирования трехмерными изображениями объектов, недоступных по тем или иным причинам в реальном опыте. Необходимый эффект достигается с помощью специальных очков и перчаток. Пользователь может рассматривать модель извне, обойти ее со всех сторон, повернуть, изогнуть или растянуть по своему усмотрению и даже войти внутрь модели, например, чтобы посмотреть на работу поршней в двигателе внутреннего сгорания.
По мнению шотландских ученых, их технология способна в корне изменить как работу дизайнеров, так и процесс обучения специалистов в разных областях знания. Так, очень сложные двухмерные уравнения математики можно будет представлять в виде наглядных трехмерных изображений. Студенты-хирурги смогут заглянуть внутрь любого органа тела и даже провести виртуальную операцию. Не забыли ученые и про развлечения. По их прогнозам, система придется как нельзя кстати в сетевых интерактивных играх. И вообще уже через пять лет она станет столь распространенной, как и персональные компьютеры.
Сергей САНЬКО,
q-n-q@kv.by
По сообщению "Би-би-си - Русская служба" (5 ноября 2002 г.)
Горячие темы