Когда я спрашиваю своих знакомых о впечатлениях после посещения очередной компьютерной выставки, чаще всего получаю негативный отзыв. Да, нельзя не признать, что выставочная активность наших компьютерных фирм продолжает снижаться. Хороший пример - последняя выставка "Перспективные технологии и системы" (PTS'2002), прошедшая в Минске в первых числах ноября. Да, посещаемость ее была достаточно высокой, но мало кто ушел с выставки довольным. Поскольку большинство крупных и известных компьютерных компаний попросту проигнорировали нынешнюю PTS, количество стендов, интересных для простых посетителей и специалистов, было слишком незначительным, чтобы выставка показалась живой и интересной.
О причинах этого явления я хочу высказаться чуть позже, а пока рассмотрим немногочисленные стенды, представлявшие интерес для компьютерных энтузиастов. К сожалению, по сравнению с прошлыми выставками, как PTS, так и ее весенним аналогом TIBO, интересного "железа" было выставлено катастрофически мало.
Компания "Конструктив", сформировавшая, кстати, один из самых больших и интересных стендов, представляла на выставке двух новых для нас производителей компьютерного оборудования. Тайваньская фирма Albatron была сформирована совсем недавно на базе тайваньской компании Chun Yun Electronics одним из основателей Gigabyte, Джеком Ко. В линейке Albatron есть модели плат на всех современных чипсетах. Я уже работаю над несколькими обзорами, и вскоре вы увидите их на страницах газеты. Также были показаны видеокарты Albatron, как простые, построенные по дизайну NVIDIA, так и оригинальные, для оверклокеров и любителей видео.
На том же стенде можно было познакомиться с несколькими моделями ноутбуков iRu, изготовленных в России фирмой "НКА-Групп". Эти машинки находятся в средней ценовой категории, хотя есть и дешевая серия Intro.
Другого производителя ноутбуков представляла фирма "Джет". Мобильные компьютеры MaxSelect собираются тоже в России, но охватывают больший диапазон пользователей. Можно выбрать и дешевую модель, и достаточно производительную, и, например, компактную. Кроме ноутбуков, на стенде "Джет" можно было посмотреть на интересные клавиатуры, мыши, кулеры, корпусы и другие аксессуары.
Лично для меня наибольший интерес представлял стенд российской фирмы "Формоза". Эта компания успешно запустила собственное производство компьютерных комплектующих - материнских плат, видеокарт, модулей памяти. Причем дизайн материнских плат разрабатывается тоже в России. Интересно, что у них есть некоторые уникальные возможности, которые встречаются у плат далеко не каждой именитой тайваньской фирмы. В частности, представители компании демонстрировали голосовую диагностику, POST-индикаторы, рассказывали о применении танталовых конденсаторов вместо электролитических и других хитростях, позволяющих платам "Формоза" успешно конкурировать с тайваньской продукцией. Своим основным конкурентом на российском рынке материнских плат "Формоза" считает как раз Albatron.
Демо-ролики на стенде "Формоза" сообщали также о том, что фирма выпускает, помимо комплектующих, компьютеры и мониторы, причем в производственных условиях, со строгим контролем качества. В скором времени "Формоза" планирует выйти на рынок Беларуси: сервис-центр уже работает, за ним появится представительство, начнутся продажи... Посмотрим, сможет ли производитель из России конкурировать с отечественными фирмами.
Были и другие, не менее достойные стенды, на которых демонстрировались компьютеры и периферийные устройства. Как обычно, постаралась NTTs, которая не только выставила свои компьютеры и новые линейки мониторов Samsung и LG, но и постаралась организовать конкурсы, викторины и другие виды шоу, вносившие разнообразие в вялое течение выставки. На стенде фирмы "Белкантон" можно было познакомиться с новыми линейками мониторов Iiyama, цифровой фототехники Olympus, проекторов Sanyo, а также с проекционными экранами, акустикой, видеопроигрывателями. Пожалуй, эти две фирмы - единственные, кто постарался выступить на PTS'2002 не хуже, чем в прошлые годы. Их стенды были ключевыми и явно выделялись на общем фоне.
Как ни удивительно, я не нашел стендов, посвященных карманным компьютерам, хотя раньше их было достаточно. Странно, ведь сейчас КПК вступили в новую стадию своего развития, происходит передел рынка... Также практически не было на PTS'2002 сотовых телефонов - только один стенд салона связи "Дважды-Два". Кстати, там была выставлена неплохая подборка последних моделей фирмы Nokia, в том числе телефон нового поколения со встроенной цифровой камерой. Чуть не забыл, наверху, на втором этаже, была стойка с телефонами Samsung (новых моделей там не обнаружилось), да еще девушки предлагали всем желающим сделать бесплатный звонок с телефона этой фирмы.
Отдельно хотелось бы отметить стенд фирмы "Ронгбук", участвовавшей в выставке впервые. Были показаны корпусы и блоки питания Microtech, акустика Sven, другие интересные компоненты. К сожалению, фирму не поддержали другие участники отечественного компьютерного рынка. Я не припоминаю случая, чтобы подобных стендов на выставке было всего три.
Так что же все-таки случилось? Почему выставка была неинтересна компьютерным фирмам? Почему ключевые точки экспозиции были отданы торговцам литературой и компакт-дисками? Я разговаривал со знакомыми представителями наших фирм, как участвовавших, так и не участвовавших в PTS, и чаще всего получал один ответ: размещение стенда экономически не выгодно. Рекламный эффект от подобных мероприятий оказывается намного ниже, чем от размещения информационных блоков в прессе, на радио и телевидении. Только редкие участники утверждали, что довольны результатами и готовятся работать после выставки в напряженном режиме. Почему так происходит? Неужели наш бизнес уходит в тень, истощается, деградирует?
У меня есть собственная версия. Я ходил по выставке, наблюдал за людьми, вслушивался в разговоры и пришел к выводу, что из-за особенностей организации экспозиции усилия участников выставки не попадают в цель. Во-первых, многие компании не имеют опыта оформления стендов и не готовят своих сотрудников к работе на выставке. Стенд, на котором не видно названия фирмы, не понятно, что стоит/лежит/висит и для кого он подготовлен, вызывает только одно желание - пройти мимо. Подходя к экспозиции, посетитель должен сразу понимать, о чем ему хотят рассказать. Что он чувствует, видя гору незнакомого оборудования и нескольких людей, сидящих за компьютерами? Недоумение? Скорее всего.
Во-вторых, выставка не была структурирована и разделена по аудитории. Гремящая музыка и пристающие к посетителям клоуны, безусловно, необходимы для привлечения обычных посетителей, но это мешает серьезным деловым переговорам. Если человек пришел для разговора с потенциальными партнерами, ему не должны мешать толпы детишек, которые ищут, где бы поиграть или получить ручку. Системы безопасности и бухгалтерское ПО тоже важны для общества, но зачем они на массовом мероприятии, которое проходит в праздники, да еще и во время школьных каникул?
В целом, я считаю выставку неудавшейся. В ней практически никто не участвовал из тех, кого мы привыкли видеть. Новой и интересной техники было слишком мало, по сравнению даже со средним московским компьютерным магазином. Посетителей было много, а смотреть было не на что - все уходили недовольными. Боюсь, что если такое повторится на TIBO... Да, выставки нужны, но хотелось бы видеть качество и высокий уровень. PTS'2002 в этом плане явно не получилась.
Макс КУРМАЗ,
[email protected]
Комментарии
Но вместе с тем не согласен, в полной мере, с автором публикации в плане того, что деловым людям трудно было договориться, установить какие либо отношения с представителями фирм - участниками выставки. Для этого были VIP дни. Кто хотел, тот договорился. Мы, например, с БЕЛТИМом и другими.
Толпы детишек и клоуны были в другие дни. Я думаю, что не это главное.
Причина - в другом. И она всем известна.
Увы!