Достаточно часто читатели присылают мне свои работы, в том числе и с вопросами. Например, Виктор из Минска пишет: "...Карта профессиональная и софт на уровне... Неужели руки кривые такие? Постоянно получается каша". А Николай из города Сумы сталкивается со следующей проблемой: "Как свести живой бас с ударными наиболее эффектно?". И так далее...
Причем, что самое интересное, если показать подобные письма какому-нибудь профессионалу, тот просто улыбнется и скажет, что нужно учиться. А чему и у кого? Хотя в области аранжировки в последнее время и наблюдается достаточно серьезный прогресс, этого нельзя сказать о качестве сведения. Причем западные работы звучат намного лучше наших.
Давайте спроецируем все это на ту практику доступными нам средствами и рассмотрим основные ошибки.
С чего вообще необходимо начать?
- Правильная отстройка мониторинговой системы. Если таковой в наличии нет, и вы работаете в домашних условиях, то произведенное сведение можно считать только предварительным. Обычно ошибки после такого сведения становятся очевидны при прослушивании композиции на различных системах воспроизведения.
- Сведение начинается в момент записи. Очень часто получается так, что запись производится без учета того, что ее нужно потом сводить. Отсюда возникают проблемы: например, ударная установка не звучит при сведении с басом и т.п. Затем начинаются поиски выхода из сложившейся ситуации - излишняя обработка плагинами и т.д.
Итак, основные ошибки.
Динамическая обработка
Сейчас очень популярны программные модули многополосной динамической обработки. В том же любимом многими T-RackS используется 12-полосный лимитер (если не ошибаюсь), что подходит не для всех инструментов. Например, для вокала я бы рекомендовал использовать его очень аккуратно. Пообщавшись с приборами типа Focusrite Mixmaster, я сделал собственный вывод, что во время начального сведения такой подход к динамической обработке хорош для ударных и ритмических партий, и не более. И то, повторюсь, очень аккуратно.
Многополосная динамическая обработка применяется в другой фазе работы над композицией, а именно - при мастеринге. Поэтому на первом этапе достаточно использования обычного лампового компрессора (или его эмуляции) и эквалайзера. При этом к эмуляциям "лампы" нужно подходить весьма избирательно, поскольку программисты обычно вкладывают в свой продукт скрытый алгоритм дисторшна (искажения по четным гармоникам). Более качественные алгоритмы позволяют делать несколько другие вещи, такие, например, как полная эмуляция лампового прибора.
Не стоит также списывать со счетов обычные компрессоры. Например, студийное устройство dbx 160S, относящееся к элите студийной обработки, не является ламповым и стоит намного дороже, чем ламповые аналоги. При этом в приборе задействовано достаточно большое количество запатентованных решений от фирмы. Точно такой же подход существует и в программных модулях. Поэтому компрессор нужно выбирать очень тщательно. И всегда стоит читать документацию к программе.
Эквализация
Эквализация необходима практически для всех случаев, за исключением тех, когда она предусмотрена в момент записи, - здесь необходима небольшая частотная коррекция.
Итак, самое время перейти к следующей ошибке, а именно - переполнению инструментами.
Переполнение инструментами
Это самая распространенная ошибка в работах начинающих, да и не только. Лучшим альбомом по сведению и аранжировке за 2002 год можно по праву считать Robert Plant "Dreamland". Такой прозрачный звук нужно еще поискать, и вряд ли найдете. При этом общая композиционная картина очень динамична при минимуме инструментов. Ударная установка практически "утоплена", бас-гитара, гитара и клавиши работают вместе, "одним куском". В этой работе я вижу яркий пример того, как в идеале должна быть сведена композиция на сегодняшний момент. Причем, что следует отметить особо, здесь используется очень много джазовых "фишек".
Современные работы начинающего музыканта в техно или в трэш-метал практически не отличаются по качеству сведения. Поэтому настоятельная рекомендация - посидите над инструментами подольше, не торопясь. Как правило, внимание начинающих акцентируется на композиции, а не на отдельных инструментальных партиях. В результате получается масса невыразительных инструментов, и еще хуже, если они играют по стандартным шаблонам. Затем автор, желая услышать что-то более оригинальное и не исправляя уже сделанного, начинает добавлять дополнительные инструменты. А ведь, в принципе, великие музыканты тем и сильны, что профессионально владеют своим инструментом. И если собрать несколько музыкантов, каждый из которых является специалистом в своей области, то результат получится, конечно же, лучшим, нежели если сыграть три стандартные ноты на сэмплерной гитаре.
Баланс инструментов
Чем больше используемых инструментов, тем сложнее сделать качественный баланс, поскольку практически все инструменты обрабатываются, замещают друг друга по определенным частотам и т.п. Основная ошибка, которая встречалась в присланных работах, - отсутствие акцента на главный инструмент (вокал, инструмент, играющий соло, и т.п.). Например, сразу в нескольких работах было следующее: идет техно-loop, потом вступает голос, при этом громкость loop'а не меняется. В результате получается очень громоздкая картина. То есть баланс нужно делать относительно каждого из фрагментов композиции.
При этом следует проверять еще и баланс инструментов между собой. Например, бас-гитара и ударная установка, голос и ритм-секция и т.п.
Реверберация. За и против...
Сейчас этот эффект уже не моден, индустрия предпочитает сухой звук, что вполне понятно - он прозрачнее. Чтобы достичь простого пространственного эффекта, достаточно использовать обыкновенный дилэй (эффект задержки), при этом мы выигрываем в прозрачности. Хочется отметить, что довольно часто используется наложение эффекта реверберации в некоторых фрагментах композиции, то есть, вокал заканчивает мелодическую фразу и на последнем слове появляется эффект, примешиваясь и нарастая. Это достаточно несложно сделать при использовании envelopes (огибающих).
Чем больше обработки, тем хуже
Хотя мы уже давно общаемся только с цифровыми данными, что не предусматривает больших потерь при их обработке алгоритмами, но очень часто слышна излишняя обработка треков. Например, loop ударных, пропущенный через дисторшн, фильтры, компрессор, лимитер, эксайтер, стереопанорамирование и реверберацию, не звучит. Потому как последние обработки из перечисленного списка, в большинстве случаев, исправляют недостатки работы с первыми. То есть, так же, как с инструментами и компрессорами, эффекты нужно подбирать и отстраивать очень тщательно. Этим достигается качество.
В завершение
Вот, в принципе, все ключевые моменты, которые я хотел бы отметить по теме основных ошибок при сведении. Настоятельно рекомендую послушать Robert Plant "Dreamland" (я не фанат Роберта Планта :)).
Кристофер-2002,
christopher@tut.by
Комментарии
Непонятно, что хотел сказать автор.
Как раз цифровая обработка чаще всего и убивает звук.
Советы по эквализации убийственны.
Софтверные эквалайзеры еще большее зло, чем отсутствие эквализации.
Это самая распространенная ошибка в работах начинающих, да и не только. Лучшим альбомом по сведению и аранжировке за 2002 год можно по праву считать Robert Plant "Dreamland". Такой прозрачный звук нужно еще поискать, и вряд ли найдете
Саунд альбома тесно увязан с его концепцией. Приводить частный случай в качестве образца некорректно.
Нет такого - переполнение инструментами - есть неграмотная инструментовка.
В статье все смешано в кашу: композиция, инструментовка и звукорежиссура.
Что и демонстирует слабую компетентность автора в этих вопросах.
Не следует засорять людям мозги.
На вопрос где чему и у кого поучиться, есть ответ. Существует литература, учебные заведения.
Существует музыкальная наука в конце концов.
Если бы Бетховен боялся "переполния инструментами" (звучит как ошибка переполнения)- он бы в свое время не укрупнял оркестр. Свою серость не стоит демонстрировать публично.