Новости

Европейский союз переходит на Linux?

Политика Microsoft в сфере лицензирования своих продуктов, похоже, постепенно начинает утомлять крупных пользователей. На прошлой неделе в четверг чиновники Европейского союза объявили о том, что заключили контракт на сумму $249.000 с английским системным интегратором Netproject. Компания Netproject должна будет дать рекомендацию по поводу того, стоит ли переводить информационные системы ряда стран-членов ЕС с продуктов Microsoft на Linux.

Проблема далеко не нова - высокая стоимость лицензий и политика Microsoft, подталкивающая пользователей ежегодно платить за использование программных продуктов редмондского гиганта, заставляет крупные компании рассматривать и другие варианты для обеспечения работы своих информационных систем. Главная составляющая стоимости - это даже не лицензии, а цена услуг по внедрению этого ПО и квалифицированной поддержки. Так, например, в Великобритании организация, обеспечивающая техническую поддержку английской полиции, порекомендовала тамошним полицейским перейти на использование Linux, так как это позволило бы сократить расходы на 65%.

Правда, в чем в чем, а в вопросе лицензирования Microsoft проявлять должную гибкость даже не собирается. Эту мысль ясно выразил Стив Баллмер, когда сказал, что стоимость лицензий для стран с развивающейся экономикой снижаться не будет.

Андрей КОНОНОВИЧ,
andy@kv.by


Terra Lycos разрабатывает новый интернет-пейджер

Испанская компания Terra Lycos сообщила о намерении до конца 2002 года объединить все свои службы обмена мгновенными сообщениями. Новая программа основывается на системе обмена сообщениями Lotus Sametime, лицензированной у IBM.

Как заявили представители Terra Lycos, первоначальный вариант программы будет бесплатным, однако со временем планируется ввести платные версии, отличающиеся повышенной функциональностью. В заявлении компании сделан упор на попытку перейти к единой платформе для обмена сообщениями через интернет, тем самым сократить издержки и сделать интернер-пейджер более удобным для пользователей.

Как и другие программы подобного рода, новый пейджер будет поддерживать протокол SIMPLE, утвержденный организацией Internet Engineering Task Force в качестве стандарта для подобных программ. Стоит отметить, что лидер этого рынка, компания AOL, не поддерживает инициативы совместимости интернет-пейджеров друг с другом. Другие игроки этого рынка, Yahoo и Microsoft, также предлагают свои службы обмена сообщениями.

Олег ЧЕРЕПАН


Падающего - толкни

Как и предсказывалось, скандал с WorldCom оказался своего рода бомбой замедленного действия, подложенной под телекоммуникационную индустрию. В начале октября группа товарищей от телекоммуникационной индустрии (надо сказать, что это довольно внушительная группа) направила в федеральную комиссию по связи США (FCC) открытое письмо (с его текстом, а также с составом участников можно ознакомиться по адресу www.netparadox.com). Суть письма заключается в том, что скандалы с финансовой отчетностью и прочие неприятности, творящиеся с крупными телекоммуникационными (и, в первую очередь, с телефонными) компаниями, по сути своей, только симптомы более глобальной проблемы. Проблема же заключается в том, что существующая модель телефонной связи изжила себя и должна быть как можно быстрее разрушена. По этому поводу коммуникационные гуру советуют FCC всячески ускорить банкротство таких компаний и ни в коем случае не выдавать им государственные кредиты. По их мнению, будущее коммуникаций - за технологиями, использующими интернет. Соответственно, существующие телекоммуникационные компании обвиняются в том, что сами не ищут новых способов решить проблему последней мили и мешают сделать это другим, поскольку такие технологии подрывают их бизнес-модель, основанную на телефонной инфраструктуре. В общем, очень интересный документ - можно сказать, революционный манифест. Посмотрим теперь, как отреагирует на него FCC и правительство.

Константин АФАНАСЬЕВ


В Бельгии открылась школа взлома

Бельгийская фирма Scanit N.V. открывает курсы для желающих овладеть современными способами хакерского взлома и использования средств для проникновения в различные компьютерные системы. Программа обучения будет включать 5 полных дней занятий, во время которых "студенты" прослушают лекции, а затем отработают и закрепят полученные знания на практике. "Хорошо знать хакерские инструменты и методики - это единственный способ эффективно защитить IT-инфраструктуру от незаконного проникновения, - считает Dean Bell, исполнительный директор Scanit. - И, конечно же, этот курс не предназначен для людей, которые желают овладеть новыми техниками в криминальных целях". Правда, пока что не совсем ясно, каким именно образом будут вычисляться подобные злоумышенники.

В процессе учебы участники попробуют себя в деле взлома таких систем, как Microsoft Windows NT/2000, Sun Solaris, RedHat Linux и FreeBSD.


IBM доверит Blue Gene системе Linux

Linux будет удостоен чести стать операционной системой нового семейства суперкомпьютеров от IBM - Blue Gene. Программа Blue Gene, ожидаемая к 2006 году, обойдется компании IBM в 100 миллионов долларов и представит миру компьютеры, способные совершать квадриллион операций в секунду (один петафлоп). Первая машина этой серии, названная Blue Gene/L, будет содержать 65000 процессоров и 16 триллионов байт памяти, что позволит ей производить 200 триллионов операций в секунду. Заявку на эту систему уже подала Lawrence Livermore National Laboratory, желающая использовать суперкомпьютер для симуляции действия ядерного оружия.

Решение выбрать именно Linux пришло во многом благодаря растущему влиянию open-source-сообщества и достаточно широкому распространению программ с открытым кодом в последние годы. Тысячи разработчиков по всему миру заставляют Linux эволюционировать в лучшую сторону, в то время как, по признанию представителей IBM, разработка собственной ОС потребовала бы от компании значительных материальных и временных затрат.

Алекс БОГОСЛАВ


Palm OS 6.0 будет основана на BeOS

Несмотря на то, что компания Be Inc. прекратила работу над своим проектом, и развитием великолепной ОС BeOS сейчас занимается сообщество независимых разработчиков, крупные корпорации по-прежнему проявляют интерес к этой нестандартной "операционке". Как сообщило онлайновое издание The Register, Palm OS шестой версии будет значительно переработана, причем основным нововведением станет появление средств работы с графикой и мультимедийным контентом, заимствованных из операционной системы BeOS. Об этом сообщила компания PalmSource, дочернее предприятие Palm по разработке программного обеспечения.

Активы компании Be Inc., разработчика BeOS, были приобретены Palm еще в прошлом году. По словам представителя PalmSource Майкла Мейса, в Palm OS 6 действительно будет использован "родной" код из BeOS. На практике это означает коренные изменения в самой концепции Palm OS.

Еще одним отличием Palm OS 6 от предыдущих версий станет модульная система подключения интерфейсов ввода-вывода. Это значит, что компании, лицензирующие Palm OS, смогут, к примеру, заменить интерфейс рукописного ввода Graffiti на альтернативу своей собственной разработки.

Среди других запланированных изменений и нововведений - расширяемая архитектура ежедневника (PIM) и создание API для упрощения сетевых подключений по различным стандартам и протоколам. При этом, что очень важно, под управлением новой версии ОС будут работать приложения для PalmOS 4 и 5, а также будет обеспечена совместимость с операционной системой Windows .Net.


Трудное детство платного контента

Ведущиеся последние года полтора споры вокруг платного контента закономерно привели к увеличению числа всевозможных исследований этого вопроса. Вот и известная компания Jupiter Media неделю назад опубликовала собственное исследование европейского рынка, точнее, отношения европейских пользователей Сети к платному контенту.

Как выяснилось, всего лишь 10% европейских пользователей вообще когда-либо платили за доступ к онлайновым данным. И хотя ситуация меняется - бесплатного в интернете все меньше, а платного все больше, - 40% пользователей и в будущем не собираются платить за контент. Причем эта позиция принципиальная.

Другие, в принципе, платить готовы. Из них 23% будут приобретать доступ к музыкальным файлам, 17% - к видеоклипам и прочим видеозаписям, 16% - к новостям и информационным архивам. Тут интересны две вещи: в исследовании ничего не говорится про порнографию и про онлайновое поточное аудио- и видеовещание.

Согласно данным того же исследования, общие доходы от платного контента в 2002 году должны составить порядка 280 млн. долларов, однако при этом больше половины этой суммы, как и в прошлые годы, придется на доходы порносайтов. Что же касается электронной торговли, то к ней европейцы привыкают все быстрее. Более четверти европейских пользователей Сети совершили за этот год какие-либо покупки в интернет-магазинах. По прогнозам экспертов компании, к 2006 году общий объем продаж сетевых магазинов в Европе должен составить примерно 80 млрд. долларов.

Виктор ДЕМИДОВ


Тыква Возняк, тыква Баллмер

Кого боятся "яблочные" фанаты сильнее всех?

Одновременно со зловещим праздником Хэллоуин произошла не только премьера детской страшилки "Гарри Поттер 2", но и открытие онлайн-выставки тыквенных портретов, которые не менее реалистичны, чем цифровые эффекты в экранизации английской сказки. Большинство тыквенных изображений на странице www.geekculture.com/joyoftech/joystuff/macolanterns.html напоминают лицо девочки-подростка, которая играет главную роль в популярной рекламной кампании "Переходи" (Switch) фирмы Apple. Несколько тыкв похожи на Возняка и на прочих дружественных к Apple особ, и только одна тыква сильно напоминает CEO Microsoft Стива Баллмера. Создатели коллекции и владельцы портала www.geekculture.com лаконично комментируют это явление: "Ну что за такая коллекция праздничных тыкв, если нет ни одной действительно страшной? Очевидный выбор - это Стив Баллмер. Мы взяли его стоп-кадр с видеоролика "для разработчиков"...". Здесь нужно добавить, что на том знаменитом видео задокументировано публичное выступление руководителя Microsoft, на котором он вел себя не совсем адекватно, в частности, несколько раз истошно кричал одно и то же слово (www.msboycott.com/media).


Феномен Counter-Strike

Игра Counter-Strike, а также ее автор, Мин Ли, вызывают пристальное внимание многомиллиардной (в долларовом исчислении) индустрии компьютерных развлечений. Проблема в том, что в данную игру, которую никому не известный 23-летний хакер создал в одиночку (6 месяцев работы в квартире родителей), играют уже, как минимум, несколько миллионов человек. Это настоящий вызов традиционным титанам вроде Electronic Arts или Activision, которые усилиями армии программистов годами создают свои игровые "шедевры", а затем продают их в супермаркетах с учетом огромных лицензионных отчислений. В то же время дистрибутив Counter-Strike (невиданное дело!) распространяется через интернет абсолютно бесплатно, что, впрочем, не помешало Ли давно стать миллионером благодаря продаже виртуальных винтовок и боеприпасов в онлайн-версии. И это только начало: ведь игра постоянно набирает популярность по всему миру (даже в Беларуси проводятся официальные турниры по Counter-Strike), а в 2003 году появится версия для Xbox.

Когда Мин Ли в июне 2000 года скачал с сайта Half-Life исходники ("движок") популярной игры с целью их модификации, он ничем не отличался от многих программистов-геймеров, добавляющих в Doom или Quake новый уровень или фотографию себя, любимого. Это обычное дело, но Мин Ли полностью преобразовал Half-Life. И хотя Ли не создавал новых персонажей, а в процентном отношении доля нового кода была совсем небольшая, но игра все же преобразилась до неузнаваемости. Появился новый сюжет (террористы), изменилась стратегия (игра в команде), появилась также виртуальная экономика в сетевой версии. Таких незначительных нововведений оказалось достаточно, чтобы вызвать ажиотаж в геймерском мире, который недавно начал ощущать острую нехватку свежих идей.

По мнению американской бизнес-прессы, "феномен Counter-Strike" сигнализирует, ни больше ни меньше, о специфическом отношении геймеров к интеллектуальной собственности. Особенно всех возмущает тот факт, что разработчики Half-Life сами, без принуждения, выложили в онлайн исходники своего программного продукта, а также программы для взлома. Теперь же они не хотят требовать денег с хакера Ли и не высылают к нему адвокатов для заключения каких-либо соглашений. Наверное, разработчики Half-Life сами не прочь после работы "порезаться" в Counter-Strike.

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

43 за 2002 год

Рубрика: 

С миру по байту
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!