Если падать - так с белого коня! |
Массовый крах дот-комов стал уже притчей во языцех. Между тем на фоне общего хаоса незыблемо, как скала, возвышается корпорация - один из пионеров интернет-коммерции, компания интернет-аукционов eBay. Эта знаменитая корпорация не только выжила в кризисном 2001 году, но и продолжает наращивать обороты и расширять сферу своей деятельности. В чем же секрет успеха? Судя по всему, в самой истории компании и в личностях ее руководителей на разных этапах.
Легендарный интернет-аукцион создал, как водится в наши дни, молодой программист, сын иранца и француженки Пьер Омидьяр. Собственно говоря, идея пришла случайно, а точнее - была подсказана Пьеру его невестой. Ну а написать соответствующую программу для web особого труда для профессионала не составило. Так или иначе, в 1995 году eBay увидел свет. Самое интересное, что аукцион на сайте Омидьяра поначалу был не просто бесплатным, а вообще некоммерческим предприятием. Но вскоре провайдер предупредил Пьера, что трафик "зашкаливает", и попросил платить намного больше. Так, в мае 1996 проект Auction Web (первоначальное название) стал коммерческим предприятием eBay, а деловым партнером Пьера Омидьяра - его давний друг Джефф Сколл. Поначалу бизнес приятели вели прямо из дома и только несколько месяцев спустя решились арендовать свой первый офис. Вскоре, впрочем, деньги перестали быть для них проблемой: темпы роста молодой компании составляли 70% в месяц, а клиенты, что называется, валом валили. Уже в 1998 году была зафиксирована десятимиллионная сделка. Друзья стали простыми американскими миллионерами. Но в то же время они отлично понимали, что их бизнес давно уже достиг тех масштабов, когда им должны заниматься профессионалы. Два молодых программиста при всех своих талантах явно не подходили на роль топ-менеджеров крупной корпорации. Тем более, что eBay готовился выбросить на рынок свои акции, а значит, требовался еще и кто-то, знакомый с нравами Уолл-Стрит. Компания, продолжая процветать, оказалась на пороге кризиса. И вот тут-то на сцене появилась Мег Уитмен.
Родившаяся в 1957 году Уитмен была топ-менеджером, что называется, "с пеленок". Уже в 20 лет она окончила престижный Принстонский университет. Но и этого ей оказалось тогда мало - она отправилась доучиваться в Гарвард, в школу бизнеса. Дальше - классическая карьера успешной американской бизнес-вумен. Мег Уитмен работала на самых различных (но всегда высоких) должностях в таких компаниях, как Procter&Gamble, Walt Disney, Hasbro и прочих. Вскоре она завоевала репутацию менеджера, который способен вывести из глубочайшего кризиса любое подразделение и даже целую компанию.
И вот, в один прекрасный момент, к Уитмен заявился Дэвид Берн - знаменитый "охотник за головами", нанятый Омидьяром для того, чтобы найти подходящего CEO для eBay. Наша героиня как раз незадолго до этого возглавила крупное подразделение компании Hasbro, по привычке сделала его прибыльным и теперь вовсю наслаждалась жизнью. Понятно, что предложение уйти из традиционного бизнеса в совершенно молодую компанию, тем более связанную с этим непонятным интернетом и делающую деньги, что называется, "из воздуха", ее не вдохновило. Тем более, что для этого пришлось бы переехать в другой город да еще и перевезти туда всю семью. Словом, Уитмен отказалась. И во второй раз тоже. И в третий. Но Берн был упорен и добился-таки согласия Уитмен встретиться с Пьером Омидьяром. Эта встреча все и решила: прожженная бизнес-леди почуяла, что от молодой интернет-компании пахнет огромными деньгами. В результате Омидьяр получил почетный пост, кучу денег и уехал тихо жить во Францию. На сцене осталась Мег Уитмен. Наступали новые времена и для eBay, и для интернет-коммерции, в целом.
В первую очередь, новоиспеченной начальнице пришлось познакомиться со специфическими нравами интернет-тусовки. Как-никак, а все же разные поколения... А затем - синтезировать особенности Всемирной Сети и традиционные модели ведения бизнеса. Добавьте сюда некоторые весьма специфические проблемы отрасли: в первый же рабочий день Мег Уитмен сайт eBay завис на восемь часов. Уитмен критиковали справа и слева - с Уолл-Стрит и из Силиконовой Долины. Все предрекали ей крах. Но "железная Мег" выстояла. И начала решать проблему за проблемой. В первую очередь, были решены технические вопросы - уже в 2001 году простои в работе сайта составляли не более четырех секунд в месяц. Была разработана также уникальная система взаимоотношений eBay со своими пользователями, основанная на максимально возможной интерактивности. Показательный пример: каждое утро на стол Уитмен ложится отчет с выдержками из самых ярких критических сообщений, оставленных посетителями форумов сайта. В результате 75-85% всех новшеств внедряется по инициативе пользователей.
После "краха дот-комов" удержавшая eBay "на плаву" Мег Уитмен вышла на пятое место в рейтинге лучших CEO Америки (по рейтингу журнала Worth), а Fortune поставил ее в нынешнем году на третье место среди самых влиятельных бизнес-леди.
Развитие компании сегодня идет по самым различным направлениям. eBay приобрела несколько "офлайновых" аукционных домов, доставочную компанию, а летом 2002 года купила за 1,5 млрд. USD компанию PayPal, специализирующуюся на онлайновых платежах. По планам руководства eBay, корпорация к 2005 году должна выйти на объем продаж в 3 млрд. долларов. Для достижения этой цифры определена особая стратегия развития. Теперь в качестве продавцов все активнее привлекаются крупные корпорации и государственные учреждения. Сейчас они, как правило, распродают через eBay излишки продукции или списанное имущество и оборудование. Например, именно посредством аукционов на eBay распродавалось имущество скандально обанкротившейся корпорации Enron.
Масштабами своего бизнеса и темпами роста созданная "из ничего" всего несколько лет назад компания eBay продолжает поражать воображение гигантов "старой экономики" и раздражать Уолл-Стрит. Другое дело NASDAQ - там молодых да наглых любят. И сегодня eBay ярко демонстрирует всем: кризисы - кризисами, а деньги в интернете делать можно.
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии