Музыкальный софт-рейтинг (осень 2002)

На рынке профессионального звукового ПО за последние полгода была достаточно стабильная ситуация. Все позиции расставлены еще зимой-осенью, и, в принципе, распределение рынка казалось предсказуемым. Мы могли наблюдать падение некоторых брэндов, противостояние американского и европейского рынков и так далее. Основной вопрос: на что же нужно сейчас ориентироваться?


Новые имена

Появилось несколько новых имен, правда, уже известных нашим читателям - это Ableton и Wave Arts.

Начнем с Ableton Live. Программа новая, со свежим интерфейсом. Именно она может придти на замену полюбившемуся Sonic Foundry ACID 2.0 для профессионального ремиксирования. Обе программы (ACID и Ableton Live) очень близки по концепции, только вот Live радует поддержкой автоматизированного управления параметров эффектов, возможностью работать с подключенными VST-плагинами, качественно реализованным модулем программного микшера. Live создан и для проведения "живых" выступлений, что делает программу очень перспективной, поскольку ранее программистам, компьютерщикам и ди-джеям нужно было или "долбить" одну клавишу на синтезаторе, показывая, что он играет техно, или "крутиться" вокруг дек с CD-проигрывателями. Я, конечно, утрирую ситуацию, но с Ableton Live можно сделать очень эффектное живое выступление.

Вторая и третья программы, которые следует отметить, - Wave Arts TrackPlug и Wave Arts MasterVerb. Wave Arts - это компания со сложной судьбой на рынке. Несколько лет назад мы рассматривали ее суперпрофессиональные продукты, выпущенные во взаимодействии с HMI, а именно - InMotion и WaveSurround. В то время, когда наблюдалось достаточно серьезное торможение и даже откат назад в развитии профессиональных плагинов стандарта DirectX, Wave Arts выпускает прекрасный программный модуль MasterVerb. Звучание просто колоссальное - чувствуется и воздух, и прозрачность. Но популярность так и не пришла. Теперь же разработчики проводят маркетинговую политику, стремясь получить признание профессионалов и выпустив MasterVerb в вариантах VST и для Apple. И еще один интересный момент - часть пресетов для новой версии программы сделал автор авторитетнейшего издания Sound On Sound.

Wave Arts TrackPlug - это попытка автоматизированной обработки треков, а именно: классическая связка компрессора, гейта и эквалайзера. Нужно сказать, что мы встречали различные варианты совмещения этих эффектов. Например, IK Multimedia T-RackS и iZotope Ozone DX-плагин звучат по-разному, что можно ощутить просто на слух. Все дело во вложенных алгоритмах. Так вот, TrackPlug - это один из последних вариантов. Более того, это новинка на рынке VST-софта, рекомендую попробовать. В качестве демо разработчики дают полную версию, ограниченную только сроком действия - 30 дней.


iZotope Ozone

iZotope Ozone вышел во второй версии. Нужно сказать, что первая версия этой программы сначала всем понравилась, а потом, из-за достаточно плохих вложенных алгоритмов, отношение к ней изменилось. Теперь многое исправлено, существенное дополнение - модуль дитера, хотя в первой версии он отсутствовал, а программа уже была, что называется, "для мастеринга". Графика стала еще красивее и функциональнее.

Что интересно, в американских мультитреках, таких, как Sonic Foundry ACID 4.0, Cakewalk SONAR 2.1, появилась возможность автоматизации параметров подключенных эффектов. В варианте сотрудничества с iZotope Ozone 2 на управление выносится более 140 таких параметров.


Nuendo 2

15 октября на выставке AES 113 Steinberg представила миру программно-аппаратный комплекс Nuendo 2. Большинство пользователей интересует прежде всего его программная часть. Нововведений достаточно много, и, скорее всего, Nuendo может стать лучшим аудио-видео-комплексом 2002-2003 гг. - все к тому идет. Следует отметить универсальность программы, поскольку она единственная в своем роде поддерживает и DirectX-платформу, и VST.


Другие мультитреки

Для сторонников Emagic Logic Audio последние полгода были не самым лучшим периодом. Как уже сообщалось, РC-версия этого мощного программного продукта снята с производства в сентябре 2002 года. Вызвано это тем, что Emagic была куплена Apple. Так что теперь нас ждет супернавороченное решение программно-аппаратного звукового комплекса на базе Apple Macintosh.

C Samplitude 2496 ситуация также не понятна. Думаю, все разъяснится к будущей весне.

Cakewalk предпринял серьезные маркетинговые шаги по продвижению Cakewalk SONAR. Вышла версия 2.1 (она была представлена на AES 113). Нужно отметить, что именно эта программа, в основном, стимулирует развитие рынка DirectX-плагинов. Можно даже сказать, что существует разделение на американский и европейский рынки. На первом, в основном, преобладают DirectX-стандарты. Технология ReWire осталась в подвешенном состоянии, и ее существенного продвижения на массовый рынок не произошло. Хотя достаточно помпезно выглядело сотрудничество Cakewalk и Propellerhead с реализацией взаимодействия топ-продуктов SONAR и Reason по ReWire. Нужно отметить, что, скорее всего, американцы взялись за нее для того, чтобы найти реальную замену VST-стандарту, который гораздо профессиональнее DirectX. Даже TEC Awards выделил Reason как лучший продукт 2002 года. Но о качестве Reason мы знаем и посмотрим, что будет дальше с ReWire.


Sonic Foundry

Sonic Foundry, похоже, сходит с дистанции. Более невнятных продуктов, чем ACID 4.0 и Sound Forge 6.0, за это время, пожалуй, не было. Видимо, разработчики решили сделать из программы Vegas видеоприложение, а из ACID - аудио-MIDI-секвенсор. На мой взгляд, не получилось ни то, ни другое. Vegas продолжают использовать для записи "живые" инструменты, а от ACID, начиная с 3-й версии, большинство отказалось. MIDI никогда не было сильной стороной Sonic Foundry, что и демонстрируют ее программы. Хотя, нельзя не отметить поддержку VSTi (VST-инструментов), реализованную в ACID 4.0. Но, опять же, глядя на MIDI-треки в этой программе, VSTi не радуют.

Sound Forge - отдельная тема для разговора. По моему мнению, а также по мнению некоторых специалистов, начиная с версии 4.5, очевидна регрессия. Из программы стали убирать модули (например, Batch Convertor) и добавлять другие из своих программ (Plug-in Chainer). Никаких существенных новаций нет - переливание из пустого в порожнее.

То ли дело Steinberg WaveLab - самый мощный и прогрессивный на сегодня звуковой редактор. О нем уже много написано, поэтому не буду перечислять все возможности в сотый раз.


Поведение Waves

Еще один интересный момент, которому стоит уделить внимание в рамках этого материала, - поведение разработчика Waves, который ранее был гордостью для DirectX-платформы. Теперь все немного по-другому - он гордость, но уже для TDM- и RTAS-платформ. Так что пользователи ProTools имеют явное преимущество в плане обработки эффектами. К тому же эти платформы поддерживаются и со стороны IK Multimedia. Помните, как все ждали, что T-RackS станет плагином? Это свершилось, но не для VST и DirectX… "Тираннозавр" нашел свое пристанище. Кстати, это можно объяснить и тем, что для платформ Pro Tools существует очень мало крэкнутого софта, на что иногда жалуются читатели:).

Итак, итоговая таблица.

Лучшая мультитрековая программа:

  • Steinberg Nuendo 2
  • Cakewalk SONAR 2.1

Лучший звуковой редактор:

  • Steinberg WaveLab

Лучший эффект-процессор:

  • TC Works Spark fx VST
  • WaveArts MasterVerb
  • 4ORMULATOR VST
  • WaveArts Track Plug

Лучший программный синтезатор/сэмплер:

  • Steinberg Halion
  • IK Multimedia SampleTank
  • Native Instruments Absynth
  • D-lusion Rubber Duck H30+
  • Image-Line Fruity Loops
  • Tascam/Teac Gigastudio

Лучшая программная ритм-машина:

  • Native Instruments Battery

Лучшая программа для ди-джеинга/ремиксинга:

  • Ableton Live


Выводы

Что интересно, разработчики, занимающие лидирующие позиции, - европейцы. При этом Steinberg и Ableton - немцы. Кстати, Ableton Live я бы рекомендовал начинающим для обучения работе со сложными комплексами. После него можно смело переходить на Nuendo - концептуально обе программы близки. Многих, наверное, удивило присутствие независимой разработки 4ORMULATOR VST в данном списке, на что хочу сказать, что вокодерными эффектами уже давно никто не занимался, причем на таком высоком уровне. Пусть программа не обладает шикарным графическим интерфейсом, ее возможности все окупают.

Кристофер-2002,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

41 за 2002 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!