Видеокарта Sapphire Atlantis VIVO
В течение нескольких лет компания NVIDIA выпускала все новые и новые графические продукты, опережая на шаг всех своих конкурентов. Сошла с дистанции S3, не выдержала конкуренции 3dfx, и только канадская фирма ATI, несмотря на серьезное отставание, продолжала борьбу за рынок игровых видеокарт. И вот впервые ATI удалось опередить NVIDIA. Новое семейство Radeon 9 поступило в продажу в сентябре, за три месяца до предполагаемой даты анонса следующего поколения чипов NVIDIA.
Следуя тактике конкурента, ATI выпустила сразу два семейства видеокарт. Новое hi-end семейство Radeon 9700 построено по новым технологиям, а бюджетное Radeon 9000 базируется на hi-end-чипе предыдущего поколения. Каждое из семейств разделено на две модели - обычную и Pro-версию.
В основе семейства Radeon 9000 - чип RV250. Это модифицированная и урезанная версия R200, чипа видеокарты Radeon 8500. Однако ATI не последовала примеру NVIDIA и не стала ограничивать функциональность бюджетного решения. Блоки обработки шейдеров остались на месте. Radeon 9000, в отличие от своего конкурента, GeForce4 MX, поддерживает как вершинные, так и пиксельные шейдеры. Тем не менее, производительность нового чипа была уменьшена: во-первых, был ослаблен блок трансформации и освещения (T&L), во-вторых, изменены конвейеры рендеринга. Их четыре, как у Radeon 8500, но количество текстурников на каждом было уменьшено с двух до одного. Тем самым RV250 потерял производительность в режиме мультитекстурирования.
По сравнению с R200, новый бюджетный чип имеет некоторые усовершенствования. В частности, были добавлены второй RAMDAC с частотой 400 МГц, ТВ-кодек и TMDS-трасмиттер. Благодаря этому новые видеокарты поддерживают альтернативные технологии вывода изображения без добавления дополнительных контроллеров.
Видеокарты Radeon 9000 и 9000 Pro могут оснащаться памятью DDR объемом 64 или 128 Мб. Шина памяти осталась 128-разрядной. Отличия между версиями Pro и не-Pro заключаются в тактовых частотах:
- Radeon 9000 Pro: частота чипа - 275 МГц, частота памяти - 275 (550 DDR) МГц (как у GF4 Ti4400 и чуть ниже, чем у GF4 MX460);
- Radeon 9000: частота чипа - 250 МГц, частота памяти - 200 (400 DDR) МГц (почти как у GF4 Ti4200 и чуть ниже, чем у GF4 MX440).
Кстати, начиная с Radeon 9000, цифра в названии потеряла первоначальный смысл обозначать версию DirectX, полностью поддерживаемую чипом. Да, Radeon 9700 должен быть совместим с еще не вышедшим DirectX9, а вот Radeon 9000 поддерживает только DirectX8.
Новая видеокарта ATI должна будет заменить устаревший Radeon 7500. Конкурировать она будет, в основном, с GeForce4 MX440/460, а также с их новыми версиями на базе чипа NV18. "Предок" нового семейства, Radeon 8500, должен сойти со сцены, уступив место Radeon 9700 и 9500.
На базе Radeon 9000 будет выпускаться большое количество различных вариантов видеокарт. У ATI на сегодня достаточно партнеров, которые будут продавать или выпускать "радеоны". В этом обзоре я рассмотрю недорогую видеокарту гонконгской компании Sapphire Technology (www.sapphiretech.com), построенную на базе собственного дизайна и снабженную видеовходом.
Sapphire Radeon 9000 Atlantis VIVO
Компания Sapphire, известный гонконгский контрактный производитель, предлагает несколько вариантов Radeon 9000 - с памятью объемом 64 и 128 Мб, с видеовыходом, видеовходом, выходом DVI на базе собственного дизайна и дизайна ATI. У меня побывала видеокарта с кодом "1024-C194-00-SA". Она незначительно отличается от других аналогичных видеокарт. Как и у остальных Radeon 9000, у нее на обеих сторонах печатной платы расположены по четыре микросхемы памяти - в моем случае это были чипы Hynix с временем цикла 4 нс, что позволяет рассчитывать на стабильную работу не только на штатных частотах, но и на 250 (500) МГц. Охлаждение для чипов не предусмотрено, хотя они прилично нагреваются. К графическому чипу приклеен обычный игольчатый радиатор без вентилятора, хотя разъем питания в дизайне предусмотрен (очевидно, он будет использоваться для Radeon 9000 Pro). Впрочем, с видеокартой проблем не возникло, поэтому можно считать, что пассивного радиатора для RV250 достаточно.
Возможности входа и выхода обеспечиваются фирменным чипом ATI Rage Theater. У обычных Radeon 9000 этого чипа нет, поскольку сам RV250 способен выводить телевизионный сигнал. Но для VIVO без дополнительного чипа не обойтись. Разработчики убрали разъем DVI и заменили его парой разъемов в формате DIN и парой разъемов под "тюльпан". Это значит, что для Atlantis VIVO не нужны переходники - к этой видеокарте можно подключать источники и приемники как композитного сигнала, так и двухкомпонентного S-Video.
Отмечу еще три интересные детали:
- на плате есть перемычка, переключающая тип видеосигнала PAL/NTSC, хотя на сайте указано, что эта модель видеокарты работает только с PAL;
- на краю платы есть разъем, похожий на тот, что используется для линейного входа на звуковых картах и материнских платах; возможно, Atlantis VIVO умеет записывать аудиосигнал;
- для работы видеовхода необходимо скачивать с сайта ATI дополнительные драйверы. Если учесть, что новая версия Catalyst и так состоит из двух компонентов - драйверов и панели настройки, качать придется много (порядка 15 Мб). Использовать драйверы с CD не рекомендуется - видеокарта достаточно новая, ошибок в софте к ней хватает.
Теперь - о комплектации. Видеокарта поставляется в большой красно-фиолетовой коробке, по дизайну напоминающей коробки других производителей видеокарт ATI. Но вот внутри не оказалось комплектации, обычной для VIVO-видеокарт. Всего один кабель S-Video, компакт-диск с драйверами и объемная мануалка на нескольких языках. Ни кабелей, ни лицензионного ПО для обработки видео, ни игр.
Испытания
Качество изображения на экране не вызвало нареканий. Конечно, в 1600х1200 четкость была не слишком хорошая, но в 1280х1024 работать можно.
Работу видеовыхода и видеовхода я не успел проверить. Можно обратиться к обзорам других видеокарт ATI, поскольку Atlantis VIVO использует стандартный ATI'шный чип. В частности, он позволяет выводить на телевизор картинку в разрешении 1024х768 без мерцания.
Также я не успел проверить разгоняемость видеокарты, однако протестировать ее на предмет производительности таки удалось.
Для начала - несколько слов о драйверах. Как известно, ATI, начиная с Radeon, стала выпускать унифицированные драйверы, подходящие ко всем семействам своих видеокарт. Radeon 9000 не стала исключением. Новая версия унифицированных драйверов называется Catalyst, и она специально "заточена" под новые "радеоны". С некоторых пор ATI перестала разделять драйверы на "родные" и "партнерские" - один и тот же комплект подходит к любым видеокартам. Правда, сохранилась путаница с нумерацией. Так, использованные для тестирования драйверы имеют версии 02.2, 7.76 и 6118 одновременно.
В настройках драйверов есть две отдельные закладки - для DirectX и OpenGL. Настройки у них идентичны: можно выбрать степень анизотропии (от двух до восьми сэмплов) и анти-алиасинга (от 2х до 6х), качество фильтрации текстур и мип-маппинга, отключить V-Sync, а также запретить использование некоторых потенциально опасных режимов (сжатия текстур, 32-разрядного Z-буфера и т.д.). В целом, подборка настроек у ATI лучше, чем у NVIDIA - все они влияют в той или иной степени на качество и/или быстродействие. Я не преследовал цель проверить все из них, поэтому качество текстур поставил на максимум, анизотропию и анти-алиасинг отключил.
Первоначально цены на Radeon 9000 будут высоки, поэтому целесообразно сравнивать сначала с видеокартами ценовой категории $80-$120. В качестве таковых я выбрал GeForce4 MX440 и ATI Radeon 8500LE, а также добавил более дорогостоящий, но очень популярный GeForce4 Ti4200. Все они имеют 64 Мб памяти DDR и 128-разрядную шину. У Ti4200 и R8500LE в общей сложности восемь текстурников, у R9000 и MX440 - четыре. По частотам R9000 уступает всем: у R8500LE и Ti4200 выше частота памяти (250 и 256 МГц, соответственно), у MX440 выше частота ядра (270 МГц).
Начнем с синтетических тестов 3DMark2001 SE. Скорость закраски сцены (fillrate) у R9000 оказалась недостаточно высокой: при наложении одной текстуры - примерно в полтора раза ниже, а при мультитекстурировании - вдвое ниже, чем у R8500LE. Связано это как с меньшим количеством текстурников, так и с низкой частотой памяти. Однако этот результат не так уж и плох, ведь GeForce4 MX440 уступает R9000 в случае и одной, и нескольких текстур.
Блок T&L у нового "радеона" оказался практически вдвое ослабленным, по сравнению с R8500LE. Даже с MX440 он никак не может соперничать. А вот при обработке вершинных шейдеров R9000 запросто опережает MX440, поскольку у последнего нет аппаратной поддержки, но не дотягивает до уровня R8500LE. Аналогичная ситуация с эффектами частиц (тест Point Sprites). При выполнении рельефного текстурирования методом DOT3 R9000 проигрывает всем, кроме MX440, а вот методом карт окружающей среды он "владеет" не хуже R8500LE. С пиксельными шейдерами, которые для GF4 MX вообще недоступны, он тоже справляется неплохо, практически не проигрывая R8500LE и Ti4200.
Игровые тесты из того же 3DMark2001 SE показывают следующее: R9000 не уступает MX440, но заметно отстает от R8500LE в высоких разрешениях. Особенно заметно отставание в Game2 - тесте, насыщенном геометрией (таблицы с результатами вы найдете на моем сайте).
Рассмотрим реальные игры.
GeForce4 MX440 | Radeon 9000 | Radeon 8500LE | GeForce4 Ti4200/64 | |
1024x768x32bit | ||||
Unreal Tournament (DirectX) | 53.4 | 48.2 | 48.3 | 67.9 |
Serious Sam (DirectX) | 58.5 | 66.1 | ||
Black&White (DirectX) | 56 | 52.3 | 59.1 | 117 |
Max Payne (DirectX) | 48.4 | 51 | 58.9 | 63.2 |
Giants (DirectX) | 52 | 59 | 58.3 | 62 |
Dungeon Siege (DirectX) | 43.1 | 25 | 57.6 | |
Comanche 4 (DirectX) | 30.9 | 30.8 | 31.7 | 39.3 |
Quake3 Arena (OpenGL) | 167.5 | 140.1 | 188.5 | 207.4 |
Serious Sam (OpenGL) | 58.4 | 72.7 | 91 | |
Wolfenstein (OpenGL) | 88.2 | 90.8 | 89.3 | 87.2 |
1280x1024x32bit | ||||
Unreal Tournament (DirectX) | 43.4 | 42.5 | 43.6 | 64.2 |
Serious Sam (DirectX) | 45.1 | 60 | 53.4 | |
Black&White (DirectX) | 37.1 | 82 | ||
Max Payne (DirectX) | 39 | 41.3 | 52.8 | 54.6 |
Giants (DirectX) | 43.2 | 49.5 | 50.8 | 53.5 |
Comanche 4 (DirectX) | 25.6 | 25.7 | 30.7 | 37.9 |
Quake3 Arena (OpenGL) | 108.5 | 89.5 | 128.6 | 182.3 |
Serious Sam (OpenGL) | 39.3 | 53.2 | 60.9 | |
Wolfenstein (OpenGL) | 61.7 | 57 | 76.8 | 82.7 |
1600x1200x32bit | ||||
Unreal Tournament (DirectX) | 37.8 | 60.3 | ||
Serious Sam (DirectX) | 32.7 | 48.3 | 38.3 | |
Black&White (DirectX) | 24.3 | 29.5 | 54 | |
Max Payne (DirectX) | 33.8 | 42.4 | 45.5 | |
Giants (DirectX) | 32.4 | 40.6 | 45.4 | |
Comanche 4 (DirectX) | 15.8 | 27.3 | 33.1 | |
Quake3 Arena (OpenGL) | 63.2 | 91 | 132.5 | |
Serious Sam (OpenGL) | 28 | 37.6 | 42.9 | |
Wolfenstein (OpenGL) | 46.9 | 59.2 | 70.6 |
К сожалению, я не смог подготовить результаты в Serious Sam SE, так как начал активно использовать эту игру для тестов совсем недавно. Тем не менее, есть результаты по шести другим играм. Так, в Quake3 и построенном на его движке Wolfenstein (OpenGL) Radeon 9000 проигрывает даже MX440, причем чем выше разрешение, тем больше. Если сравнить две видеокарты ATI, то становится очевидным, что R8500LE гораздо мощнее, поскольку зачастую опережает "урезанного" потомка на 30-40%, особенно в разрешении 1280x1024 и выше. В игре Unreal Tournament (DirectX) обе видеокарты ATI идут рядом, отставая даже от MX440. Max Payne R9000 уже обгоняет MX440, уступая R8500LE 15-30%. В Giants R9000 идет наравне с R8500LE, сдаваясь только после 1280х1024. В наиболее "тяжелой" игре Comanche4, насыщенной шейдерами, R9000 и MX440 идут рядом, немного уступая R8500 и сильно проигрывая Ti4200.
Итог
Получается, что Radeon 9000 отстает от Radeon 8500LE на 15-40% в разрешениях 1024х768 и выше, будучи примерно на 20% дешевле. Поэтому оба решения одинаково сбалансированы и примерно равноценны по соотношению цена/производительность. (Впрочем, такая видеокарта, как Sapphire Atlantis VIVO, стоит немного дороже Radeon 8500LE за счет видеовхода).
По сравнению с линейкой GeForce4 MX, новое бюджетное семейство ATI имеет несколько преимуществ. Во-первых, Radeon 9000 поддерживает пиксельные шейдеры, которые не могут эмулироваться процессором, и даже очень быстро их обрабатывает. Жаль только, что разработчики игр пока что неохотно используют шейдеры.
Во-вторых, практически все видеокарты Radeon 9000 будут иметь два выхода на монитор и телевизионный выход, в то время как GeForce4 MX440 зачастую двух мониторных выходов не имеют либо используют дополнительные контроллеры, что негативно отражается на их стоимости.
И третий, самый важный аргумент - цена. Модели Sapphire стоят не дороже GF4 MX440, аналогичного по классу производителя из лагеря NVIDIA, обладая при этом более высокой производительностью и функциональностью. Значит, NVIDIA будет либо снижать цены, либо выпускать более "продвинутую" версию MX. В любом случае выиграет прежде всего покупатель.
VIVO-видеокарта Sapphire представляет интерес для тех, кто пользуется компьютером для работы с видео и в то же время любит проводить досуг за игрой. Для видеокарты с такими возможностями ее цена достаточно демократична, качество исполнения - неплохое. Только комплектация оставляет желать лучшего.
Макс КУРМАЗ,
[email protected],
"Белорусский 'железный' сайт" (www.hw.by)
Полную версию статьи вы найдете на моем сайте
Видеокарта Sapphire Radeon 9000 VIVO предоставлена фирмой "Ронгбук"
Горячие темы