С 25 по 30 сентября в немецком городе Кельне прошла выставка Photokina, на которой крупнейшие производители цифровой фототехники играли мускулами и похвалялись последними достижениями. Мы уже писали в прошлом номере о некоторых вещах, представленных на выставке, однако основные "землетрясительные" (то бишь, grounbreaking, как любят писать в пресс-релизах) новинки появились чуть позже.
Намерение производителей насыщать рынок мегапикселами, в общем-то, было очевидно давно и никакого секрета не составляло. Шел этот процесс более-менее постепенно. Но две объявленные на выставке камеры в такой плавный рост никак не вписываются. Итак, Canon представила EOS-1Ds, а Kodak - DCS Pro 14n. Камеры эти во многом похожи. И в первую очередь, комплектом революционных нововведений. Обе имеют разрешение больше 10 мигапикселов, обе снабжены CMOS (то бишь, КМОП) сенсорами и у обеих сенсоры полноразмерные - 36x24 мм. Это цифровые зеркальные камеры, рассчитанные на использование сменной оптики. Поскольку новые сенсоры полностью соответствуют размеру кадра 35-миллиметровой пленки, то больше не надо пересчитывать фокусное расстояние при смене объективов и учитывать ограничение поля зрения. Опять же, свершилось явление народу больших CMOS-матриц, которые могут посоревноваться по разрешению с пленкой (а по цене, энергопотреблению и степени интеграции и электроникой камеры должны оставить традиционные ПЗС-матрицы далеко позади). В общем, это вполне можно назвать большим прорывом в цифровой фотографии (параметры новых камер смотрите в таблице).
Камера | Kodak Pro 14n | Canon EOS 1Ds |
Сенсор | CMOS, 36x24мм | CMOS, 36x24мм |
Разрешение, мегапикселов | 13,7 | 11,4 |
Размер кадра, пикселов | 4536x3024 | 4064x2704 |
Размер пиксела, микрон | 7.9x7.9 | 8.8x8.8 |
Оптика | AF, D-type и AI-P Nikkor | Canon EF |
Чувствительность | ISO 80-800 | ISO 100-1250 |
Выдержка, секунд | 30-1/4000 | 30-1/8000 |
Флэш-память | CF Type I/II, Microdrive, MMC, SD | CF Type I/II, Microdrive |
Подключение к компьютеру | Firewire, последовательный порт | Firewire |
Питание | Литий-ионная батарея | Ni-MH Pack NP-E3 |
Размер, мм | 131x158x89 | 156x158x80 |
Вес, грамм | 907 | 1265 |
Цена | порядка $4000 | порядка $9000 |
Камеры по самое не хочу напичканы всякими настройками и возможностями для разных режимов съемки. Перечислять их особого смысла не имеет, так что за подробностями обращайтесь, скажем, на www.dpreview.com. Там же лежит тестовый снимок EOS 1Ds. Предполагается, что в продаже эти камеры появятся ближе к концу года. Надо сказать, что разница в цене делает камеру Kodak существенно привлекательнее, так что Canon, видимо, будет с этим что-то делать. Но факт остается фактом, эти камеры окончательно изменят существующее положение в борьбе цифры и пленки. Ну и под конец одна маленькая деталь из пресс-релиза, которая поразила меня просто-таки в самое сердце - "камера поддерживает FAT32 для флэш-карт объемом больше двух гигабайт".
С другой стороны, вроде бы появились результаты давно (полтора года назад) созданного альянса Olympus и Kodak по разработке 4/3 дюймовых камер. Он тоже направлен на создание новых цифровых зеркалок. Однако если полноформатные камеры вроде описанных выше приспосабливаются под существующую 35-миллиметровую оптику, то идея 4/3 предполагает создание унифицированного типа матрицы (с диагональю 4/3 дюйма) и объективов, специально заточенных под этот тип матрицы. Так вот, Olympus демонстрировала на Photokina прототип такой камеры. Правда, никаких подробностей не сообщается, так что будущее этого формата пока в тумане.
Еще один интересный момент - на выставке опять была показана совместная разработка Foveon и Sigma - камера Sigma SD-9, основанная на принципиально новом сенсоре X3 разработки Foveon (о нем мы писали в №6 за этот год). Собственно, и сенсор, и камера были объявлены еще в начале года, однако с тех пор все как-то затихло. Так вот, на Photokina Foveon и Sigma объявили окончательную дату выхода камеры и ее цену. Соответственно, конец октября и $1800. Кроме того, на все том же Dpreview появились реальные снимки, сделанные этой камерой, так что теперь возможности нового сенсора можно оценить своими глазами. Ну а заодно можно полюбоваться на Кельнский собор.
Теперь - пару новостей о флэш-картах. Тут отличилась известная компания Lexar. Во-первых, она объявила новую технологию под названием Write Acceleration, позволяющую увеличить скорость записи на карточки на 20%. Правда, относится это только к новым карточкам Lexar типа WA (24X Professional CompactFlash) и к тому же требует определенных изменений в железе камеры. Однако, учитывая размеры файлов, которыми приходится ворочать современным профессиональным камерам (вроде вышеописанных монстров от Canon и Kodak), идея вполне здравая. Во-вторых, Lexar объявила, что начинает продавать свой софт Image Rescue, предназначенный для восстановления данных на флэш-картах. Раньше эта программа была доступна только для сервис-центров Lexar. Кроме того, Image Rescue будет бесплатно записываться на все новые карты с технологией Write Acceleration.
Ну и еще немного о софте. Компания Digital Arts (известная своим пакетом обработки фотографий PhotoGenetics) решила показать на Photokina алгоритм Xe847, который, в принципе, может заменить существующие методы баланса белого в цифровых фото- и видеокамерах. Суть Xe847 заключается в том, что он должен восстановить картинку в том виде, в котором ее лицезрел фотограф в момент съемки. Как утверждается на сайте компании (www.xe847.com), алгоритм действует на основе данных, полученных при исследовании работы зрительных центров человеческого мозга. В общем, идея выглядит весьма интересной и примеры фотографий "до и после" на сайте Xe847 тоже впечатляют. Правда, мои собственные эксперименты над демо-версией (лежит там же) несколько поубавили оптимизма, но посмотреть рекомендую. Вполне возможно, что у Digital Arts что-то получится.
Константин АФАНАСЬЕВ